Топ-100

ПО "Полет" или Омск ракетный

Опубликовал: zampolit, 23-11-2016, 08:22, Путешествие в историю, 5 021, 0

В конце 1957 года выходит ряд правительственных постановлений, согласно которым на базе ряда омских предприятий начала создаваться научно-техническая база для освоения и производства ракетного вооружения для соединений и частей Вооруженных Сил СССР. Согласно этим постановлениям завод № 29 (МПО имени П. Баранова) должен был начать изготовление ракетного двигателя РД-214; завод № 20 (агрегатный имени В. Куйбышева) - автоматику для пневмогидравлической системы (ПГС) ракеты; завод № 634 («Электроточприбор») – измерительно-преобразовательные головки системы управления дальностью и системы боковой и нормальной стабилизации полета; завод № 373 (Электротехнический имени К. Маркса) и завод № 210 (имени Козицкого) - бортовые приборы системы управления.

31 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1475-665, по которому заводу № 166 (производственное объединение «Полёт») поручалось с «... августа 1958 года организовать изготовление ракеты Р-12, индекс 8К63 (8К63У)».

Одновременно с перепрофилированием омских предприятий принимается решение о строительстве завода № 216 (электромеханического) и завода наземного оборудования, в дальнейшем - завода № 316 (подъемных машин) на территории Омского комбайносборочного завода.

Этими правительственными постановлениями Омску придавался статус центра ракетной промышленности СССР, второго по размерам и значению после Москвы и Московской области. Только в этих центрах было сосредоточено производство, как самих ракет, так и всех ракетных узлов и систем. В решении сложных технических вопросов омскому ВПК помогала вся страна, в том числе ОКБ и НИИ, возглавлявшиеся крупнейшими советскими учеными и конструкторами - Н.А. Пилюгиным, А.М. Исаевым, В.П. Барминым, В.И. Кузнецовым, В.П. Глушко.

Омское производственное объединение «Полет» начиналось как самолетостроительный завод № 166, созданный 24 июля 1941 года на базе московских эвакуированных авиазаводов № 156 (ныне ОАО «Туполев») и №81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод»), а также на базе омских заводов: автосборочного № 6 (имени Коминтерна), завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ.

Первым директором объединения был назначен летчик, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Ляпидевский. В 1941-1943 годах на заводе работало опытно-конструкторское бюро крупнейшего отечественного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

В числе специалистов КБ завода был будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. За годы Великой Отечественной войны на омском «Полёте» было изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Полётовские самолеты участвовали во всех крупнейших битвах, в том числе в битве на Курской дуге и во взятии Берлина. На омских Як-9 сражались французские летчики из прославленного полка « Нормандия-Неман». Всего с 1942 по 1945 годы выпущено более 3800 самолетов разных марок и модификаций.

После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции. На «Полёте» производились лучший реактивный бомбардировщик того времени Ил-28 (произведено 758 самолетов) и первый в мире гражданский реактивный самолет Ту-104 (произведен 61 самолет).

В конце 1950-х годов, гражданский профиль машиностроительного завода № 166 был резко изменен. Наряду с выпуском самолетов Ту-104, сельхозтехники и товаров широкого потребления, заводчане начали осваивать производство боевых ракет Р-12.

9 мая 1951 года строящийся автомобильный завод в Днепропетровске перепрофилируется на выпуск ракетной техники. С 1952 года предприятие стало именоваться Государственным союзным заводом № 586. В феврале того же года на заводе организуется отдел главного конструктора во главе с В.С. Будником (заместителем С.П. Королёва). В ноябре 1952 года здесь начинается серийный выпуск ракет Р-1 и Р-2.

13 февраля 1953 года постановлением правительства заводскому отделу главного конструктора была поручена дальнейшая разработка баллистической одноступенчатой ракеты средней дальности Р-12. 10 апреля 1954 года постановлением правительства отдел главного конструктора преобразуется в ОКБ-586 Министерства оборонной промышленности СССР. 9 июля 1954 года главным конструктором и начальником ОКБ назначается Михаил Кузьмич Янгель.

С 1950 года М.К. Янгель трудился ведущим конструктором в КБ Королёва. Именно Янгелю было доверено первоначальное проектирование принципиально новой, отличной от других королёвских изделий ракеты Р-12 на высококипящих компонентах топлива. Изготовленная на «Южмаше» в самые сжатые сроки, прошедшая наземные испытания, Р-12 успешно стартовала с полигона Капустин Яр 15 мая 1957 года.

Ракета Янгеля имела уникальные тактико-технические данные и превосходила американские изделия того же класса. В связи с этим было решено начать ее массовый выпуск для вооружения частей Советской армии. Этот заказ был передан оборонной промышленности Омска наряду с Днепропетровским заводом, предприятиями Перми и Оренбурга. Предложил Омск правительству в качестве базы для производства Р-12 (8К63) лично М.К. Янгель. Предложение главного конструктора было рассмотрено и принято, причем руководство страны исходило из следующих факторов.

Во-первых, расположение Омска в отдалении от границ СССР, что при тогдашнем уровне военной (8К63) и разведывательной техники обеспечивало определенную безопасность и сохранение тайны производства.

Во-вторых, наличие в городе предприятий различного назначения, в том числе самолетостроительного, моторостроительного, электро- и радиотехнического и других, которые можно было быстро перестроить на выпуск ракет. Р-12 предназначалась для наземных и шахтных стартовых комплексов: максимальная дальность стрельбы - 2100 км; максимальная стартовая масса - 41,75 т; масса головной части -1,3-1,6 т; длина - 22 м; максимальный диаметр корпуса - 1,65 м.

«Полет» стал ядром омского ракетного комплекса. Со второй половины 1958 года здесь развернулась напряженная работа по созданию нового производства. В кратчайшие сроки требовалось изготовить непривычную для авиастроителей оснастку, освоить тысячи сложнейших технологических процессов. От основного объема клепально-сборочных работ, характерных при производстве самолетов Ту-104, перейти к сварочным, применяемым при изготовлении ракет. В этот непростой период особо проявились организаторские способности директора завода Константина Андреевича Головко, умело направлявшего усилия заводчан на решение основных неотложных задач.

В декабре 1958 года была собрана и прошла заводские испытания первая ракета Р-12 (8К63), а за 1959 год было выпущено уже 90 единиц Р-12.

В октябре 1959 года выходит правительственное постановление «О постановке производства на заводе № 166 изделия 8К64» Это была следующая разработка ОКБ «Южмаш» - двухступенчатая баллистическая ракета Р-16. 12 октября директор Я.В. Колупаев издал приказ № 41, которым заместителю директора Я.М. Шапиро предлагалось «...обеспечить разворот работ по подготовке производства изделия 8К64».

Разработка 8К64 завершилась к ноябрю 1957 года, а 8К64У - к декабрю 1962 года. Система управления 8К64 (8К64У) была разработана коллективом ОКБ- 696 под руководством В.Г. Сергеева; навигационные гироскопические приборы, в том числе гиростабилизированные платформы - НИИ-944 (руководитель - В.И. Кузнецов), первичные источники тока (химические, в том числе ампульные батареи) - ВНИИТ (главный конструктор - Н.С. Лидоренко); вторичные источники-преобразователи постоянного тока в переменный - ВНИИЭМ (главный конструктор -A.Г. Иосифьян); наземные источники электропитания - Московским прожекторным заводом; новые материалы и технологии - ЦНИИМАШ; технические и стартовые позиции - ОКБ общего машиностроения (главный конструктор - В.П. Бармин); маршевые и рулевые двигатели - ОКБ-456 (главный конструктор -B.П. Глушко). Высококипящими компонентами топлива были горючее НДМГ и окислитель АК-27И.

Ракета обладала дальностью полета до 13000 км, являлась межконтинентальной и способна была достичь территории любого противника.

Запуск в серийное производство изделия 8К64 был произведен в марте 1960 года. Сборка первых ракет 8К64 проходила в непростых условиях. По воспоминаниям начальника цеха Ю.В. Крюкова, цех № 66 (окончательной сборки) предполагалось разместить в специальной пристройке территории «О». Но строительный трест № 5 не успел завершить работы, и сборку решено было начать в неприспособленном помещении корпуса № 12 территории «Г». Сюда в конце 1960 года начали поступать детали, узлы, агрегаты, как изготовленные на заводе № 166, так и по кооперации на «Южмаше» и на других предприятиях. Двигательные установки полностью изготавливались на заводе № 29 имени Баранова. Создание пристройки к корпусу № 17 закончилось лишь в 3-м квартале 1961 года. Но оказалось, что новые пролеты недостаточно велики для работ с такими габаритными агрегатами, как первые ступени ракеты 8К64.

Замедлялись сборочные работы и постоянными изменениями, которые вносились в конструкцию ракет головным янгелевским ОКБ-586. Напряжения добавила и обострившаяся международная обстановка. На заводе были осведомлены о событиях на Кубе и в Западном Берлине. В начале 1961 года 166-й впервые получил, кроме обычного народно-хозяйственного плана, второй, совершенно секретный «план выпуска продукции в первый год войны». И это не было только стратегической игрой.

Успех, выразившийся в стремительной перестройке завода на новый лад и массовом выпуске ракет 8К63, был отмечен руководством страны. 17 июня 1961 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода № 166 орденом Ленина. Кроме того, орденов Ленина были удостоены председатель Омского совнархоза Б.П. Еленевич и директор завода Я.В. Колупаев, а слесарю-сборщику цеха № 66 И.Ф. Махоткину было присвоено высокое звание «Герой Социалистического Груда». Награды разного достоинства получили и другие работники завода.

К концу 1961 года, наряду с выпуском ракет 8К63, завод изготовил установочную партию из семи ракет 8К64. Первое изделие, собранное с широким применением комплектующих, полученных по кооперации, в декабре доставили для испытаний на полигон Тюра-Там.

Осень 1962 года ознаменовалась так называемым «Карибским кризисом». Появилась опасность перерастания локального конфликта в большую войну между США и СССР. Отразились эти события и на омском ракетном комплексе. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, в котором обязали Омский совнархоз и его оборонные предприятия резко увеличить выпуск ракет 8К64. Однако из-за недопоставок продукции заводами № 20 и 29 166-й не выполнил намеченную программу. Последовал ряд жестких постановлений и распоряжений правительства, Омского совнархоза, требовавших улучшить положение. Как вспоминают ветераны, директора завода Я.В. Колупаева тогда можно было увидеть в цехах в любое время дня и ночи. Он буквально «жил» на заводе. Вникал в любые производственные «мелочи», быстро и смело принимал кардинальные решения. Требовал от подчиненных не просто добросовестной работы, а самоотверженного отношения к порученному делу.

Так же трудились и главный инженер Г.А. Колоколов, другие главные специалисты, начальники цехов и отделов и все рядовые заводчане.

Ценой величайших усилий завод справился с планом 1962 года и выпустил 53 ракеты 8К64. Кроме того, были собраны запланированные эксплуатационные ЗИПы, наземное контрольно-пусковое оборудование для стартовых позиций и хранилищ, ряд других важнейших составных частей ракетных комплексов. Проведена подготовка производства к выпуску модернизированных ракет 8К64У. В последующие годы процесс изготовления ракет 8К64 на заводе отработали и довели почти до совершенства.

Производство ракет 8К64 (8К64У) продолжилось до конца 1966 года. Динамика их выпуска следующая: 1961 год - 7 изделий; 1962-й - 53; 1963-й - 80; 1964-й - 80; 1965-й - 60; 1966-й - 50. Всего, согласно сведениям из производственно-технических паспортов завода, было изготовлено 330 изделий.

В 1963-1964 годах на заводе начались очередные масштабные перемены. Предприятие в это время, наряду с выпуском 8К64 (8К64У), получило ряд правительственных заказов, в том числе на производство ракеты УР-200 (8К81), разработанной в КБ В.Н. Челомея, и первой тяжелой ракеты P-36 (8К67) разработки ОКБ М.К. Янгеля. Но начавшаяся подготовка и выпуск этих изделий были прекращены в связи с получением заводом заказа на транспортно- пусковые контейнеры.

В этом же 1965 году началось перевооружение Советской Армии на ракеты нового поколения с повышенной степенью боеготовности. Одним из таких изделий являлась МБР PC-10 (8К84, в печати можно встретить индекс УР-100) - двухступенчатая межконтинентальная ракета на высококипящих компонентах топлива, ампулизированной конструкции, для шахтных пусковых установок (ШПУ). Разработана 8К84 была Московским ЦКБ машиностроения (главный конструктор - В.Н. Челомей) и Филевским филиалом № 1 ЦКБМ (главный конструктор - В.Н. Бугаевский).

Составной частью изделия являлся транспортно-пусковой контейнер (ТПК), разработанный в Московском филиале № 2 ЦКБМ под руководством главного конструктора В.М. Барышева (ныне - ГНИП «ОКБ Вымпел»). Ракета 8К84 заправлялась компонентами топлива, ампулизировалась и размещалась в ГПК, затем комплекс устанавливался в ШПУ. Там, на боевом дежурстве, ракета могла находиться длительное время. Газодинамический старт производился непосредственно из ТПК, который защищал ракету от высокой температуры струй работавших двигателей. Внутри контейнера имелись датчики, контролировавшие наличие паров окислителя и горючего, а также управлявшие системой вентиляции ШПУ. К моменту окончания разработки ТПК, в начале 1965 года, 8К84 серийно выпускались на Московском заводе имени Хруничева и на Оренбургском машиностроительном заводе. Сооружались и стартовые позиции.

Пятого октября 1965 года приказом министерства Омскому авиационному заводу № 166 поручается изготовление транспортно-пусковых контейнеров (индекс - 15Я15, впоследствии - 15Я54) для ракеты 8К84. Начать их серийное производство предписывалось с апреля 1966 года. Для выпуска контейнеров выделялось 18276 кв. м производственных площадей, из которых 13600 кв. м подлежали реконструкции. Несмотря на то, что заводу не была оказана помощь другими предприятиями Министерства общего машиностроения, к 1 октября на 166-м изготовили 9600 наименований оснастки, в том числе 5220 наименований мерительного и режущего инструмента, что обеспечивало серийный выпуск изделий. Одновременно пришлось решать ряд острейших проблем, связанных с проведением сварочных работ.

Производство челомеевского изделия PC-10 (8К84) также было сопряжено с немалыми трудностями и огромной подготовительной работой. Внедрялась новая техника, усиливалась связь с наукой, в том числе проводились совместные исследования с НИИАТ-5 и кафедрой технологии давления Омского политехнического института. Оснащались новой техникой цеха сборочного цикла (№ 67, 66, 26).

Возросли требования к культуре производства, соблюдению чистоты. Внедрен директивный техпроцесс по обеспечению чистоты внутренних поверхностей емкостей пневмо-гидросистем, что потребовало создания во многих местах камер чистоты (с минимальным количеством пыли).

Первые ракеты 8К84 на заводе собрали в начале осени 1967 года. В 1967 году на заводе изготовили 16 ракет 8К84 и 2 учебных макета. В 1968-м их число возросло многократно. С 1968 года в отчетных документах завода выпуск ракет всех модификаций приводится в процентах или денежном выражении, поэтому указать их точное количество сложно. По некоторым данным 8К84 выпущено около 700 штук. Кроме ракет и ТПК, завод № 166 в этот год производил ЗИПы россыпью к изделию 8К64Х детали к самолету Ту-104, отсеки, баки, антенны, переходники, приборы к нескольким космическим аппаратам, корпуса пороховых ракетных двигателей к изделию 8К84 и многое другое.

16 декабря 1970 года указом Верховного Совета СССР Омский авиационный завод за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1976 году была сдана заказчику баллистическая межконтинентальная ракета морского базирования РСМ-50. Особенностью ракеты была возможность нести и моноблочную и разделяющуюся головные части с наведением отдельных боевых блоков на индивидуальные цели.

С 1968 года развернуто производство ракеты- носителя легкого класса «Космос-ЗМ», которая стала самой надежной в своем классе.

Полетная надежность ракеты-носителя составляет 97 процентов. Более 750 раз ракета-носитель «Космос-ЗМ» успешно выводила на эллиптические и круговые орбиты космические аппараты, как по российским, гак и по международным программам. С полигона Капустин Яр и с космодрома Плесецк были произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая. В последнее время были проведены работы по модернизации ракеты-носителя: создан новый головной обтекатель с увеличенной зоной полезной нагрузки, а также обеспечена возможность попутного запуска нескольких малых космических аппаратов (КА), размещаемых на основном и нескольких разнотипных КА одновременно.

Высокая полетная надежность ракеты-носителя «Космос-ЗМ» делает ее востребованной на международном рынке космических услуг. Еще одна сфера деятельности предприятия - производство космических аппаратов. За четверть века на «Полёте» создано более 250 различных КА. На «Полёте» выпущено 87 КА навигационной системы ГЛОНАСС, где в настоящее время функционируют 4 полётовских спутника. Особое место занимает разработка и выпуск КА «Надежда», основного элемента международной спутниковой системы «КОСПАС- САРСАТ». С его помощью определяются координаты судов и самолетов, терпящих бедствие, в любом районе Земли независимо от времени года, суток и метеоусловий с точностью до 3,6 км.

С 1982 года запущено 10 КА «Надежда», в настоящее время в составе спутниковой системы используется 2 КА «Надежда» производства «Полёт». За 25 лет своего существования «Надежда» помогла провести более 5700 спасательных операций, обнаружить и спасти более 20000 человек. Сейчас на ПО «Полёт» разработан малый космический аппарат нового поколения «Стерх», который заменит КА «Надежда» и обеспечит дальнейшее развитие и более эффективное использование системы «КОСПАС-САРСАТ».

В начале 90-х годов в рамках реализации концепции конверсии оборонно-промышленного комплекса страны на ФГУП ПО «Полёт» освоен выпуск многоцелевого самолета Ан-74, и налажено серийное производство легкого многоцелевого самолета Ан-ЗТ, особенностями которого являются возможность подбора посадочных площадок с воздуха, низкая скорость сваливания, высокие прочностные качества планера, значительная дальность полета и грузоподъемности, а также высокие взлетно- посадочные характеристики. Это единственный в мире одномоторный самолет, который совершил беспосадочный перелет с Южного полюса до побережья Антарктиды, преодолев расстояние в 1800 км.

ПО «Полёт» - одно из крупнейших промышленных предприятий России, которое вот уже более 65 лет специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники.

Производственные мощности, высокая квалификация специалистов, большой научный и технический потенциал, применение передовых технологий своего времени позволили ПО «Полёт» внести существенный вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса страны и стать единственным заводом бывшего Советского Союза, а затем и России, на котором выпускались и ракеты-носители, и космические аппараты, и сверхмощные двигатели РД-170 и самолеты как военной, так и гражданской авиации.

Сегодня предприятие вышло на новый виток развития: создана интегрированная структура по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», к которой присоединилось 4 предприятия ракетно- космической промышленности России, в том числе и Омское производственное объединение «Полёт».

Это даст возможность предприятию приступить к выпуску техники нового поколения: универсальных ракетных модулей семейства ракет-носителей «Ангара», малых космических аппаратов на базе унифицированной космической платформы «Яхта», комплектующих и конструкций для ракет-носителей «Протон-М» и «Рокот».

Адрес: 644021, г. Омск, ул. Б. Хмельницкого, 226

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.