Введенское - усадьба Звенигородского уезда
Опубликовал: zampolit, 16-05-2016, 20:17, Путешествие в историю, 1 375, 0
Введенское — одна из наиболее интересных усадеб Звенигородского уезда. Автором усадебного комплекса был архитектор Николай Александрович Львов — исключительно образованный, яркий человек своей эпохи. Уровень знаний и таланта позволяет сравнивать его с М.В. Ломоносовым и гуманистами Возрождения. Он был настоящий энциклопедист: поэт, художник, музыкант, архитектор. По его чертежам строили дворец в Гатчине, храмы в Санкт-Петербурге, Могилеве, Торжке, Валдае и других городах.
Введенское Львов проектировал для Екатерины Лопухиной, падчерицей которой был увлечен Император Павел I. Позже частью архитектурного ансамбля усадьбы стала церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, колокольня которой увенчана высоким шпилем. В 1812 году, незадолго до начала военных действий, усадебный храм был освящен. В храме был изысканный интерьер, о чем свидетельствуют старые фотографии. К сожалению, от внутреннего убранства ничего не сохранилось, т. к. в Советский период в церкви были устроены хранилища для минеральных удобрений, которые буквально сожгли настенные росписи, разъев стены.
В настоящее время территорию бывшего имения занимает санаторий «Звенигород», поэтому архитектурным ансамблем можно полюбоваться только издали. Прекрасны слова исследователя русской усадьбы А.Н. Греча: «Введенское видно отовсюду. С колокольни Саввина монастыря притягивает оно взоры белым пятном, прерывающим на горизонте кромку леса. К живописному уездному городку (Звенигороду), весной благоухающему сиренью, тянутся эти, здесь так щедро рассыпанные усадьбы, связанные общим духом, общим бытом и общей красотой».
В Введенском подолгу жила художница Мария Васильевна Якунчикова. Ее кисти принадлежит известная работа «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода» (1891 г.), приобретенная Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи. Несколькими годами позже она пишет картины и акварели «Монастырские ворота. Саввино- Сторожевский монастырь», «Саввин монастырь», «Царицыны палаты», «Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря». Работы М. Якунчиковой хранятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств в Москве, в частных коллекциях во Франции и Швейцарии.
Прожила она недолго, но оставила свой неповторимый след в истории русской живописи. Через год после ее ранней смерти в журнале «Мир искусства» были напечатаны следующие строки: «На террасе, у колонны точно ландышами, точно мечтами Чайковского сотканная, склонившаяся тихо, русская барышня, Машенька, мечтательница. В такие тихие летние дни она пишет и крылечко, и колокола, и заброшенное сельское кладбище около Введенского». Столь дорогое сердцу Марии Якунчиковой Введенское запечатлел на своих полотнах Борисов- Мусатов, которому удалось передать в красках особенную хрупкую красоту и изысканность старой усадьбы.