Введенское - усадьба Лопухиных
Опубликовал: kamazgera, 29-03-2016, 16:49, Путешествие в историю, 1 191, 0

К югу от Звенигорода расположено Введенское. Бывшая усадьба Лопухиных, построенная в начале XIX века, интересна архитектурным ансамблем, созданным зодчим Н.А. Львовым. Поэт и пианист, композитор, драматург и археолог, историк и ботаник, художник – во многих из этих областей он оставил заметный след.
Поразительно разнообразие духовных интересов и увлечений этого человека. Обладая знанием сельской жизни и опытом сельского строительства, Львов стремился не только к тому, чтобы постройки соответствовали своему назначению, но и были красивы. Безупречный художественный вкус, великолепное знание европейского классицизма и современных тенденций развития отечественной архитектуры помогали ему в этом. Прилагая усилия к тому, чтобы органично вписать новое здание в окружающую историческую или природную среду. Львов большое значение придавал выбору места для строительства. Приступая к проектированию Введенского зимой, он написал заказчику: «Введенское ваше таково, что я замерз было на возвышении, где вы дом строить назначаете, от удовольствия смотря на окрестности… Каково же должно быть летом. Приложа, как говорят, руки к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее в Подмосковных». На красивом холме, возле реки, откуда открывался вид на окруженные лесами древние звенигородские памятники, и был возведен величественный дом с флигелями. Во двор с газонами и фонтанами обращена полуротонда, окруженная колоннадой. К ней подводит эффектная полукруглая парадная лестница.
Фасад, обращенный в парк, имел коринфский портик и лоджию. Парковая скульптура еще более подчеркивала торжественно парадный характер усадебной архитектуры Введенского. По сторонам от двухкилометровой липовой аллеи, ведущей к дому, расположены другие постройки. Справа – конный двор с главным павильоном, отмеченным портиком, слева – Введенская церковь, соединенная с ярусной, круглой в плане колокольней, которую венчает высокий шатер-шпиль. Особое своеобразие колокольне придает окружающая ее колоннада тосканского ордера.
Ясный и мажорный образ усадебного ансамбля претерпел значительные изменения. В 1912 году обветшавший главный дом, выстроенный из дерева, был разобран. Деревянные стены заменены каменными, пропорции здания и декор были изменены. Сохранился живописный пейзажный парк, спускающийся к запруженной речке Нахабне.

Введенское представляет интерес не только как архитектурный памятник, но и как один из художественных центров Подмосковья. Многие годы здесь жила и работала талантливая художница М.В. Якунчикова. В ее семье, связанной родством с П.М. Третьяковым, С.И. Мамонтовым, К.С. Станиславским и В.Д. Поленовым, бывали П.И. Чайковский, А.П. Чехов, А.Г. и Н.Г. Рубинштейны и другие деятели культуры. Гостил в Введенском художник В.Э. Борисов-Мусатов. На картинах Якунчиковой, многие из которых находятся в Третьяковской галереи, запечатлены Саввино-Сторожевский монастырь, окрестности Звенигорода и Введенского. На полотне «Из окна старого дома. Введенское. 1897», хранящемся в Третьяковской галереи, художница изображает коринфскую колоннаду, за которой расстилаются уходящие к горизонту лесные дали. Закатные лучи солнца, скрывавшегося в тучах, отражает зеркало реки. Художнице удалось передать сочетание исполненной гармонии архитектуры с лирическим русским пейзажем.
После революции усадьбу национализировали, в 1919 году, была устроена Звенигородская художественно-ремесленная школа-колония с деревообделочными, граверными, живописными мастерскими и газетой «Юный строитель». 18 июля 1920 года во Введенском открылся «Звенигородский историко-художественный музей имени товарища Н.И. Троцкой». Музей имел образцы прикладного искусства, мебель и картины из окрестных усадеб. В 1923 году его перевели в Звенигород.
В открытом здесь детском доме (1926 г.) им. К. Либкнехта воспитывалось 159 человек. Позднее в усадьбе находились совхоз, совпартшкола, а с 1933 года в усадьбе разместился санаторий «Звенигород».