Топ-100

"Защитникам московского неба" на Минском шоссе

Опубликовал: dosaliev, 30-09-2015, 20:01, Великая Победа, 4 933, 0

В планах гитлеровского командования захвата Москвы значительное место отводилось мощным ударам с воздуха по столице СССР. В приказе от 8 июля 1941 года Гитлер потребовал массированными налетами разрушить Москву и сравнять ее с землей. В директиве от 19 июля 1941 года, определявшей дальнейший план ведения войны на востоке, вновь ставилась задача развернутого воздушного наступления на столицу Советского государства.

Государственный Комитет Обороны 9 июля 1941 года принял специальное постановление «О противовоздушной обороне Москвы». В столице было организовано мощное прикрытие с воздуха важнейших объектов (Кремль, вокзалы, электростанции и др.), вокруг центра Москвы и вдоль ее западной и южной окраин аэростатными частями были созданы зоны воздушного заграждения. Почти вдвое увеличилась сеть аэродромов. Значительно возрос боевой состав истребительной авиации.

Фашистская авиация первый массированный налет на Москву предприняла в ночь на 22 июля 1941 года силами более двухсот бомбардировщиков. Налет продолжался с позднего вечера до четырех часов утра четырьмя последовательными эшелонами и небольшими группами самолетов. Первый эшелон в составе пяти групп насчитывал до 70 самолетов.

Фашисты стремились использовать внезапный и необычный характер налета. Вражеские бомбардировщики на разных высотах, с разных направлений, несколькими эшелонами пытались прорваться к центру Москвы.

С передовых аэродромов Московской зоны противовоздушной обороны были подняты истребительно-авиационные полки. Несмотря на превосходство врага в воздухе, советские летчики смело вступили в бой. При активной поддержке зенитной артиллерии они произвели в ту памятную ночь 173 самолетовылета, расстроив боевой порядок противника. Многие «хейнкели» и «юнкерсы» где попало сбрасывали свой груз и поспешно уходили на запад. Но одиночные самолеты настойчиво стремились прорваться к столице. В небе бушевал огненный смерч. Враг не смог прорваться сквозь этот огневой заслон, не устоял против решительных атак советских истребителей.

Одним из первых на перехват фашистских бомбардировщиков вылетел командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка капитан К. Н. Титенков, сбивший через несколько минут головной вражеский самолет. За ночь капитан Титенков несколько раз поднимался в воздух. Вместе со своими товарищами летчиками В. Д. Лапочкиным и В. В. Бокачем он сбил еще один вражеский самолет.

За умелые действия при отражении первого налета на Москву Титенков в числе других был награжден орденом Ленина.

В этих и последующих воздушных боях отличились летчики старший лейтенант П. В. Еремеев, лейтенанты С. С. Гошко и А. Г. Лукьянов, младший лейтенант П. А. Мазепин и другие. Всего нашими воздушными бойцами в ночь на 22 июля было уничтожено 12 вражеских самолетов.

В тесном боевом взаимодействии с истребительной авиацией находились зенитная артиллерия и зенитные пулеметы, которыми командовал полковник Л. Г. Лавринович.

Зенитчиками в ночь на 22 июля 1941 года было уничтожено в небе Подмосковья 10 гитлеровских бомбардировщиков. Особенно высокое боевое мастерство показал личный состав 1-й батареи 176-го зенитно-артиллерийского полка, прикрывавший Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе. Зенитчики под командованием командира батареи лейтенанта А.Е. Турукало мужественно отбивали настойчивые попытки врага вывести аэродром из строя.

Большое самообладание и мужество в отражении налетов фашистской авиации на Москву проявили зенитчики с командирами И.В. Клецем, Н.Ф. Терещенко, Г.М. Волнянским, С.Ф. Осауляком, политруком В.И. Каплинским.
За успехи в бою большая группа защитников московского неба была удостоена правительственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 года награждены орденом Ленина 5 человек, орденом Красного Знамени - 28, орденом Красной Звезды - 28 и медалью «За отвагу» - 22 воина.

В обеспечении боевых действий истребительной авиации и зенитной артиллерии большую роль сыграли войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), прожекторные части и части связи. Они активно помогали осуществлять взаимодействие других родов войск противовоздушной обороны.

Награды Родины, благодарность, объявленная народным комиссаром обороны СССР ночным летчикам-истребителям, артиллеристам- зенитчикам, прожектористам, аэростатчикам, личному составу воздушного наблюдения (ВНОС), вызвали у всех воинов ПВО столицы огромный патриотический подъем, готовность и в последующие дни и ночи организованно, бдительно защищать небо Москвы и Подмосковья.

За время войны фашистская авиация произвела 134 налета на Москву. В них участвовало 9 тысяч самолетов, но прорваться к столице удалось немногим. На Московском направлении противник за период обороны Москвы потерял более 1400 самолетов, из них 85% от действий советской авиации. В воздушных боях на подступах к столице советские летчики-истребители А.Н. Катрич, С.С. Гошко, Б.А. Васильев, В.В. Талалихин, В.А. Киселев, М.А. Родионов, А.Д. Печеневский, И.П. Шумилов и другие 24 раза применили воздушный таран.

В сентябре 1967 года на 96-м километре Минского шоссе у поселка Шаликово (на рубеже, где советские истребители встречали рвавшиеся к Москве фашистские самолеты) был установлен памятник защитникам неба Москвы - боевой самолет Як-3 на 8-метровом гранитном постаменте. Памятник открыт в канун 25-й годовщины разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой.

На пьедестале памятника надписи: «Отважным защитникам московского неба. 1941-1945 гг. Подвиг их бессмертен». «Герои тыла в годы Великой Отечественной войны передали героям фронта 36 тысяч истребителей Як».

В соответствии с Решением Исполнительного Комитета Московского областного совета народных депутатов - самолет-истребитель «ЯК-3», является памятником истории местного значения и находится под охраной государства.

Автор памятника -архитектор А. Андрианов. Адрес памятника: Московская область, Можайский район, деревня Шаликово, 96 км Минского шоссе.

Напротив памятника «Защитникам московского неба» действует аэроклуб «Аэроград Можайский». Здесь можно покататься на самолете или вертолете (проводятся обзорные экскурсии над Бородинским полем и Можайским водохранилищем), пройти сертифицированные курсы обучения пилотажному мастерству и даже держать свой частный самолет или вертолет.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.