От Тюмени до Тобольска по воде
В XVIII веке российским городам стали давать гербы по европейскому образцу. На тюменской гербе была изображена «в синем поле серебряная река с плывущим по ней натурального цвета с золотой мачтой судном, называемом дощаником: в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам». «Серебряная река»- это Тура. По ней от Тюмени начинался Великий Сибирский речной путь: суда по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и их притокам проникали далеко в глубь Сибири, на Алтай, выходили в моря Ледовитого океана, а по ним в другие реки Сибири – Енисей и Лену. Этот путь не устарел и сегодня, хотя часть грузов и пассажирских перевозок взяли на себя другие виды транспорта- железнодорожный, автомобильный, воздушный.
Задолго до прихода русских с Сибирь по берегам Туры густо стояли небольшие татарские поселения- юрты. Время их возникновения теряется в глубине веков. Одним из таких поселений была Чимги-Тура, на месте которой построена Тюмень. Тура связывала многочисленные народы и использовалась давно. По ней шел древний торговый путь из Сибири в Поволжье.
На Туре началось сибирское судостроение. В Тюмени долгое время наиболее почетным делом считалось изготовление лодок, дощаников и других речных судов, которые пользовались постоянным спросом.
В прошедшие века берега Туры и ее притоков покрывали густые леса, река была многоводна, и по ней торговые суда поднимались от Тюмени далеко вверх по течению. Из Туринска вниз везли хлеб, европейские товары, сплавляли лес, а вверх шли суда с сибирскими и китайскими товарами.
Тура берет начало на восточном склоне Среднего Урала, у самой границы двух материков – Европы и Азии, и, преодолев 1030 км, впадает в Тобол на территории Ярковского района. По Тюменской области она проходит 260 км. Здесь Тура – типичная равнинная река. Летом течет тихо и спокойно, русло очень извилисто. Весной, разливаясь на 3-5 км, выходит на пойму, заливая ее на 10-25 дней. Колебания уровня воды между меженью (летом) и весенним половодьем достигают 5-6 метров, а в наиболее водные годы -7-8 метров. В 1979 году вода в Туре поднималась до небывалой отметки – 9,15 м.
Путешествовать по Туре лучше всего летом и ранней осенью, когда течение ее замедляется. С реки открываются великолепные виды на зеленые или тронутые осенней позолотой прибрежные леса, где можно собрать грибы, ягоды, лекарственные травы. Конечно, отправляясь в путь на своем судне, туристы должны знать правила движения по рекам и быть дисциплинированными, чтобы не мешать речному транспорту. Надо помнить, что вода в Туре непригодная для питья и приготовления пищи без специальной обработки в системе водопровода. Останавливаться на ночлег рекомендуется там, где в пойме есть озера, а они встречаются почти на всем пути.
От инженерно-строительной академии в Тюмени до устья Туры 187 км, до Тобольска 442 км.
Далеко протянулась Тюмень вдоль реки Туры. По ее правому берегу проложена железная дорога, здесь находятся и причалы. В районе ТЭЦ-1 Туру пересекает совмещенный (автомобильно-железнодорожный) мост. По нему шли поезда на Тобольск, пока строили у деревни Субботиной железнодорожный мост. Справа поднимаются корпуса элеватора. Левобережье низкое, голое, лишь вдали видны роща и поселок Мыс.
За селом Яр Тура становиться шире, она петляет по долине. То на одном, то на другом берегу поднимаются высокие кручи, которые река усиленно размывает, особенно в половодье. На 167-м км, у крутого поворота, расположен поселок Антипино. Здесь, на правом берегу, много причалов. У поселка Тура подмывает береговой яр, обрушивая проходящий по самой его кромке Старый Тобольский тракт. Левый берег низок, почти везде гол, даже ивняка мало.
Вдали над рекой виден железнодорожный мост. В июле 1969 года по нему прошел первый поезд на Тобольск. За мостом, на правом обрывистом берегу, стоит деревня Субботина, а несколько ниже, за крутым поворотом,- село Мальково. Миновав его, Тура довольно далеко уходит от правого коренного берега. В пойме по обоим берегам много больших и малых озер, приписанных охотничьим коллективам различных тюменских предприятий. Многие озера протоками соединены с Турой.
В июне- июле 1918 года на Туре шли напряженные бои между флотилией белых, наступавших на Тюмень, и красной флотилией под командованием П.Д. Хохрякова. Она долго удерживала белых в устье Тавды, а после захвата ими Ялуторовска отступила к Тюмени. П.Д. Хохряков приказал развязать плоты и пустить бревна по реке молем. Был июль, стояла сильная жара, Тура обмелела, и бревна забили перекаты у деревни Паренкиной и Субботиной. Красная флотилия выиграла время и ушла вверх по реке.
За деревней Якуши Тура резко поворачивает влево, к селу Борки (126 км), а потом, сделав несколько петель по долине, подходит к деревне Криводановой (112 км), расположенной на правой прибрежной горе. Здесь находится сосновый бор, богатый грибами и ягодами. Последний населенный пункт Тюменского района на Туре – село Созоново (102 км) – стоит на левом берегу, у крутой излучины реки. Километрах в пяти –шести ниже в Туру справа впадает Пышма, и более километра обе реки текут рядом, разделенные узкой песчаной полосой. Место слияния рек привлекает многих туристов, приезжающих сюда.
Ниже устья Пышмы Тура становится шире и многоводнее, делает несколько крутых петель по пойме. Левый берег ее обрывист, над водой поднимаются Грязнухинский и Остаповский яры. Правый берег покрыт сосновым лесом, который подходит к песчаным пляжам. Вскоре лес подступает к реке и на левом берегу.
В августе 1919 года, когда колчаковцы пытались задержать стремительное наступление Красной Армии, на Туре вновь шли бои. Отступая, белые посадили на баржи около 6000 пленных красноармейцев – здоровых и тифознобольных вместе. Конвой получил приказ расправиться с ними в пути. Красноармейцы от болезней, голода, жажды умирали. Вблизи Матушевских юрт (деревня Матуши Ярковского района, 79 км) они подняли восстание. Их расстреляли из пулеметов. Потом, по ночам колчаковцы стали партиями расстреливали и остальных. Тела сбрасывали в воду. Уцелело только несколько человек из тех. Кто был ранен и мог спастись вплавь.
Еще несколько крутых поворотов делает Тура, и на левом берегу появляется пристань села Дубровное (50 км). Оно расположено неподалеку от реки. На 28 км в Туру впадает речка Межница, у которой раскинулось большое село Покровское (25 км). Между Дубровным и Покровским в пойме много озер-стариц. Берега Туры довольно однообразные, невысокие, поросшие тальником.
1 июля 1918 года на Туре у Покровского сражалась Красная и Белогвардейская флотилии. Одновременно бой шел и на суше. Белые были разгромлены и отошли вниз по реке, их наступление на Тюмень сорвалось.
В 255 км от Тобольска Тура впадает в Тобол. Вблизи ее устья по Тоболу встречаются небольшие песчаные острова, у берегов тянутся Чулковские яры. На 245-237 км Тобол образует почти замкнутую петлю. В этом месте образовался остров, который летом отделен от материка узкой мелкой протокой. Воды Тобола летом идут вправо, к Штинникову яру, а весной – по протоке. Видимо, со временем Тобол пробьет здесь новое русло, а его излучина превратится в озеро-старицу.
В 200 км от устья Тобол делает очередной крутой поворот. Здесь, на левом берегу, расположен районный центр- село Ярково. У села есть пристань. Десятью километрами ниже, справа, впадает в Тобол речка Варварка. Неподалеку расположена деревня Варварка, названная именем татарского мурзы. По преданию, его войско пыталось преградить путь дружине Ермака вниз по Тоболу. В течение нескольких дней казакам приходилось высаживаться на берег и вступать в бой.
На 180 км, слева, видно устье речки Иски, двумя километрами ниже расположено село Артамоново, есть пристань (178 км). За крутым Чегановским поворотом, справа, на крутом яру, стоит село Иевлево (160 км). В годы гражданской войны село было важным опорным пунктом на Тобольском направлении, где пересекались водная и сухопутная дороги. Здесь проходили жаркие бои между Красной Армией и белогвардейцами.
Четырьмя километрами ниже села есть деревня Березовый Яр. Во время похода Ермака вблизи нее состоялось большое сражение.
Крутой берег Тобола тянется до села Гилево, где река круто поворачивает вправо. Вскоре на правом яру видна небольшая деревня Пинжаки.
У Караульного яра (143 км), в окрестностях которого в пойме много озер, Кучумово войско держало осаду, поджидая дружину Ермака. Разгорелся бой, татары были рассеяны.
Далее у Тобола населенных пунктов нет до Горбунова яра, на котором стоит деревня Ульянова (129 км). Неподалеку от нее находится железнодорожная станция Усть-Тавда.
Ниже устья Тавды, на правом берегу, расположено село Бачелино (112 км), возле него пристань, причал лесозавода. За селом справа тянутся высокие прибрежные горы. Особенно высокая гора находится у деревни Липовки, где установлен ретранслятор. Берега Тобола здесь низкие, песчаные, кое-где поросшие тальником. На 97 км, слева, находится деревня Мазурова, в двух километрах от которой есть железнодорожный разъезд. Коренной правый берег уходит далеко от реки, он порос кустарником, лесом. На нем видна последняя деревня Ярковского района- Бехтери. Неподалеку проходит граница Тобольского района.
Как показало археологическое обследование Тобола, его берега были заселены уже в далекой древности. Обнаружены древние городища в устье Иски, у деревень Варвара, Бор, курганы у сел Гилево, Маранка, Карбаны и других.
Ниже Бехтерей в Тобол впадают небольшие речки Шестаковка и Бабасаны. На правом берегу, на 78 км, стоит деревня Бабасаны. По преданию, возле нее произошла ожесточенная схватка татарского войска под руководством Маметкула, начальника Кучумовой конницы, с дружиной Ермака.
За Бабасанами Тобол уходит к левому коренному берегу, на котором расположены деревня Тахтаир (75 км) и Ахманайские юрты. Вскоре река пересекает пойму почти поперек и устремляется к правому высокому берегу. До деревни Бишура (60 км) она течет вблизи него. На берегу стоит село Дегтярево, деревеньки Тоболтуры, Мартяшево, Лягушино и другие. С 49 по 43 км в русле Тобола находится узкий Дегтяревский остров, расположенный напротив одноименного села. Судовой ход проложен у правого высокого берега, где на 40 км видна Тоболтуринская гора.
Ниже встречаются деревни Блинникова (34 км), Меримы (29 км). С 10 по 9 км в русле лежат низкие песчаные острова. На 8 км в Тобол слева впадает Суклемка. На этой речке в 1745 году тобольские купцы братья Медведевы построили первую в Сибири писчебумажную фабрику.
Позже, в 1778 году ее приобрел В.Я. Корнильев, прадед Д.И. Менделеева. Ему принадлежала в Тобольске типография, в которой были отпечатаны первые в Сибири книга и журнал.
В 4 км от устья Тобола поднимается Медянский яр, протянувшийся до Медянский юрт. Поблизости от них Тобол впадает в Иртыш. Впереди виден Тобольск.