Топ-100

Кулаково - село на Ирбитском тракте

Опубликовал: lomsecret, 30-06-2015, 06:15, Путешествие в историю, 9 799, 0

Кулаково - одно из самых старых сел Тюменской области. Оно находится в 20 км к северо-западу от Тюмени по Ирбитскому тракту. В документах 1623 года сообщается, что тогда в верховьях Туры стояла двухдворная деревня Тренки Кулакова, тюменского служилого человека, и деревня Ларьки Гусельникова из четырех дворов. Вот эти-то крошечные деревеньки, построенные еще в последние годы XVI века, вероятно, около 1595 года, лет через 10-20 после основания Тюмени, и были предшественницами нынешнего села Кулаково.

Т.А. Кулакова можно по праву считать основателем д. Кулаковой. Хозяин пашет поля «доброй землицы», сенных покосов у него на 300 копен (30 десятин). К этому времени он сумел основательно обстроиться дворовыми постройками, на речке Каменке построил водяную мельницу мутовчатую на два жернова. За эту мельницу он платил в казну оброк.

Несколько строк посвятил Кулаково в своих «Дневных записках...» известный исследователь Сибири академик И.И. Лепехин, находившийся здесь со своими спутниками в 1771 г. Он, в частности, обратил внимание на то, что живет в селе «бедное, хлебопашеством питающееся, тюменское купечество и ямщики». Отметил он и особенности местного ландшафта: «Река Тура в сем месте высокий также имеет глиняный берег, да и все окольные буераки наполнены синеватою вязкой глиною, которую не только в Тюмень, но и в окрестные затурские места развозят на гончарное и горшечное дело» (Полное собрание ученых путешествий по России. - СПб., 1822, т.5, с.38).

К 1685 году деревня значительно разрослась. Появились другие жители. Среди них - конные казаки Лысовы, Евстратовы, стрельцы Насоновы, Мальцевы (Мальцевы), Ослоповы, ямские охотники Чукмалдины. Появились посадские люди Онаньины - 3 двора. Их земли записаны «под именем их брата Фадюшки Опаньина (Ананьина) сына Вязобрех», Вязового Бреха. 10 посадских дворов было в деревне. Пашенных крестьян деревни представляли Волковы - 3 двора. Среди 7-ми дворов оброчных крестьян - двор Василия Перфильева Пивнева, появившегося в деревне из Важского уезда Верховажской волости в 1662 году. Хозяева других посадских дворов сказали, что они родились в д. Кулаковой. В 3-х дворах жили отставные солдаты, рейтар, конный казак, в 2-х - казачьи дети. У жителей деревни - 5 водяных мельниц, построенных на речках Каптагайке, Птингарке, Антоновке.

Посадские люди в государственную казну платили годовой денежный оброк - 10 алтын 4 деньги (32 копейки), провар - 10 денег (5 копеек), с пахоты платят выдельной хлеб - 5-й сноп.

Еще более разрослась деревня к 1700 году. В деревне было 52 двора. Если в 1685 году деревня росла за счет новых поселенцев, то в 1700 году ее рост определяется за счет естественного прироста.

Жители деревни пахали 111 десятин «в поле, а в дву потому ж» «собинной пашни», т. е. около 365 гектаров в одном поле.

В деревне учтено 147 дмп, в том числе казаки - 42, стрельцы - 15, казачьи и стрелецкие дети - 37, ямщики - 10, пашенные крестьяне - 10, оброчные крестьяне - 27, бобыли - 6.

У жителей деревни на подворьях находилось 161 лошадь, 170 голов крупного рогатого скота, 185 овец. Весьма заметна дифференциация жителей. Экономически мощнее были дворы конных казаков. Так на 12 дворов казачьих приходилось 53 лошади, 58 голов крупного ро¬гатого скота, 66 овец. Наиболее зажиточной была семья, ведущая свое начало от первопоселенца, имевшая на своем подворье 10 лошадей, 10 коров, 10 овец.

Так же экономически прочными были стрелецкие семьи, в 6-ти дворах у них имелось 34 лошади, 34 коровы, 41 овца. Значительно скромнее выглядели подворья пашенных крестьян и совсем бедными были дворы бобылей.

В целом деревня в 1700 году являлась военизированным поселением и 94 дмп были непосредственно связаны с воинской службой, что составляло 64% от числа жителей. На долю этой категории жителей приходилось около 222 гектара пахотной земли, т. е. 60.7% всей посевной площади; 292 гектара выпаханной, залежной и непаханой земли принадлежало этой же категории дворохозяев. Предприимчивость и трудолюбие жителей деревни заложили перспективы развития этого населенного пункта на будущее.

В 2007 году жители отпраздновали 410 лет населенному пункту. Селом Кулаково стало только в начале 1901 года, когда здесь построили Свято-Никольскую церковь на средства купца Николая Чукмалдина, уроженца села, авторитетного в тюменском крае мецената. Того самого, благодаря которому в Тюмени появилось городское Александровское реальное училище. Оно поместилось в красивейшем здании на улице Республики (бывшей Царской).

Будущий купец 1-й гильдии Николай Мартемьянович Чукмалдин, выучившийся грамоте у беглого старообрядца Скрыпы, работал на кожевенном заводе у своего дяди мальчиком, потом приказчиком. Отлично знал все стадии процесса обработки кожи. Одна из них называлась «сгонка волоса», т.е. освобождение кожи от шерсти. Двести лет до него, с XVII в., эта шерсть в Тюмени выбрасывалась. Он же стал собирать волос (овечий, коровий, конский) и сделал себе на этом состояние: сначала продавал шерсть за границу, а затем сам развил войлочное дело.


Человеку изобретательному и практичному, ему было жалко смотреть, как пропадает столько нужного, полезного сырья. Будучи самоучкой, он достиг уровня сознания, недоступного иным выпускникам Московского университета. В конце XIX в. Чукмалдин купил у директора Тюменского реального училища А.Я. Словцова обширную коллекцию археологических находок, экспонатов местной флоры и фауны, подарив ее будущему музею, создал в Тюмени большую библиотеку редких и дорогих книг - древних рукописных и старопечатных. Часть их хранится ныне в библиотеке госуниверситета.

По делам торговли Чукмалдину приходилось много ездить. Бывал он в Палестине, Египте, Германии, Скандинавии и, видя, как живут там люди, сравнивал с тем, как прозябают его родные кулаковцы. В начале 1880-х годов он организовал школу, вокруг которой разбил парк для «сообщения месту благородства». На каменное «училище с садом и огородом» он затратил около 20 тысяч и в течение почти четверти столетия ежегодно вносил на содержание школы по 540 рублей. В нижнем этаже помещались две классные комнаты с огромными окнами, верхний этаж занимал учитель, здесь же располагалась библиотека с бесплатной читальней. Кроме того, чтобы дети обучались какому-то делу, Чукмалдин соорудил ремесленные мастерские по обработке, сосны и березы.

В парке стали сажать липу, березу, кедр, сосну, ель - они и сейчас растут в том порядке, в каком были посажены. В центре обозначен четкий круг из величественных елей, за ним - аллеи, образующие прямоугольную сетку. Ограничивает сад по периметру большой прямоугольник из двух рядов сосен. Создан парк по европейским образцам с очень четкой регулярной посадкой. Для ухода за каждым деревом был закреплен житель села, за что ему платили рубль двадцать.

В начале прошлого века, и в годы Великой Отечественной войны, в чукмалдинском саду проводились многолюдные сельские празднества, играла гармонь, звучали песни.

Не сидела без дела и Александра Семеновна, супруга Н.М. Чукмалдина, - в ее ведении была шерстобитная мастерская. Помимо того, купчиха активно занималась торговлей. Кроме Чукмалдиных, жили в селе богачи Носковы. Два купеческих дома с железными крышами, резными наличниками, изящными дымниками заметно выделялись на фоне приземистых лачуг, покрытых дерном. Однако академика И.И. Лепехина, писавшего о бедности местного купечества, трудно упрекнуть в не наблюдательности: это доказывает лишь, что в конце XVIII в. зажиточных людей в Кулаково действительно еще не было. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Чукмалдины и Носковы владели несколькими мастерскими по производству телег, саней, кошев, гужей, веревок, рогож, имели постоялые дворы, лавки и кабаки.


Никольская церковь была разрушена в 1930-е годы, от нее остался фундамент и часть стен. На старых фотографиях видно, что это был пятиглавый, нарядный храм. Кулаковская церковь – одна из последних, построенных в Тобольской губернии: она возводилась в 1897-1901 годах.

Н.М. Чукмалдин был убежденный сторонник трезвой жизни, он хотел, чтобы и крестьяне его родной деревни не пили спиртного. 20 лет он платил сельским обществам деревни Кулаковой и соседней Гусельниковой определенный взнос, чтобы они не строили питейные заведения. В конце концов кабак был построен.


Н.М. Чукмалдин был похоронен в часовне рядом с церковью в день ее освещения. В 1930 –е годы его могила была разрыта в поисках сокровищ, будто бы закопанных с телом. Сокровищ, конечно, не оказалось и огорченные гробокопатели выбросили останки земляка в яму, не потрудившись закопать.

Деревня Кулакова славилась мастерами по изготовлению телег и саней: здесь могли изладить дорожный экипаж на любой вкус. «16 крестьян из Кулаковой давали около 200 телег и саней в год». Делали также бочки, сундуки и другую утварь. В издании «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1907 г.) читаем: «В д. Кулаковой, кроме того же коврового производства (1000 штук), в крупных размерах развито производство телег и саней, 120 семей вырабатывают их здесь свыше 2,5 тысячи штук (на 2000 рублей), сбывая скупщикам в Томске, Семипалатинске, Ишиме и с. Абатском. Этот промысел составляет главную специальность всего населения...». Многие жители деревни занимались также изготовлением холстов изо льна и конопли - местные холсты продавались купцами вплоть до Забайкалья. Волокно из кулаковской конопли демонстрировалось на выставке «сельских произведений» в Санкт- Петербурге в 1861 году, и удостоилось высокой оценки Вольного Экономического общества России.

Холсты, верёвки, канаты, рыболовецкие сети и неводы из местной конопли, а также конопляное масло были широко известны и за пределами Тобольской губернии. Мало того, многое из перечисленного даже экспортировалось Россией в европейские государства.

В начале августа 1919 года вдоль Ирбитского тракта наступали на Тюмень отряды Особого Северного Экспедиционного корпуса. Возле сел Каменского и Кулаково произошел сильный бой с оборонявшими город колчаковцами, которые были разбиты и спешно отступили к Тюмени. Преследуя противника, красноармейцы 8 августа 1919 года первыми вступили в Тюмень со стороны Ирбитского тракта.

В октябре 1919 г. в Кулакове работал инструктором-организатором красноармеец 51-й дивизии Филипп Иванович Голиков, впоследствии Маршал Советского Союза. О с. Кулаково знаменитый полководец рассказал в книге мемуаров «Красные орлы», вышедшей в 1959 г. в Москве. Из нее можно, в частности, узнать о том, что уже тогда в селе, существовал «Союз кустарей», производивший сани и телеги, а при нем общество потребителей под названием «Рубль». Народ здесь, отмечает автор, «активный, боевой. Собрание молодежи прошло в революционном духе. Приняли резолюцию: всем, кто может держать - оружие, выступить на защиту Октября. Под резолюцией подписались даже пять девушек». При участии Ф.И. Голикова в селе была открыта библиотека-читальня.

В 1920 году в Кулаково организовали 2 товарищества по обработке земли «Прогресс» и «Единение», а в 1930 году – колхоз. Он объединился с колхозом д. Гусельниковой в 50-е гг., позже был создан совхоз «Луговской», где построили один из первых в области молочных комплексов. Затем работала ОАО «Агрофирма Луговская», руководитель Виктор Карлович Гейн, заслуженный работник сельского хозяйства РФ.

В годы войны 1941-1945 годов в Кулаково поселили несколько семей немцев Поволжья и калмыков. До сих пор сохранились в деревне названия: немецкий поселок, калмыцкий поселок, хотя калмыки давно уехали, а немцев остались единицы.

Несколько улиц в селе названы в память семей, чьи отцы и сыновья не вернулись с Великой Отечественной войны – Семеновых, Киселевых, Пискулиных, Суворовых. Ранее улица Семёновых, называлась Большой Трактовой. Именно по ней проходил когда-то Ирбитский тракт. Жители Кулаково называют её ещё «протяжной» или «протягом» по той причине, что она идёт через всё село от начала до конца, соединяя Кулаково и Гусельниково. У улицы Киселёвых тоже раньше было своё особенное, даже несколько необычное название: Рубеж. Причём с ударением на первом слоге. Она крайняя, почти у самой Туры. Вероятно, отсюда и Рубеж.


Окрестности села Кулаково очень живописны. Оно стоит в низине у Туры, на невысоком уступе коренного берега. На юге высокой горой поднимается еще одна береговая терраса, изрезанная глубокими оврагами, в которых текут быстрые ручьи. В оврагах в 1930-е годы были выявленные выходы соленой и железистой минеральной воды. В 1985 году по краю горы начали строить асфальтированную дорогу в село Каменку в обход Кулаково, чтобы транспорт не мешал жителям. С новой дороги просматривается обширная пойма Туры, село каменный бор виден как бы с птичьего полета – сплошное море шумящих вершин.

Там, где дорога пересекает Пановку, овраг перегородили дамбой, и получился пруд площадью около 20 га. Весной 1987 года его впервые заполнили водой, которую использовали для орошения совхозных полей. Пановка берет начало в Пановом болоте, у водораздела Тура - Пышма. Длина речки около 5 км, большую часть пути она течет в глубоком залесенном овраге. На речке устроено три пруда.

До села есть автобусное сообщение с Тюменского автовокзала, маршрут № 126 и 326.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.