Тюмень в послевоенное время
Тюменский завод пластмасс стал выпускать забытые детские пластмассовые игрушки, судостроительный - кровати с панцирной сеткой, последний «писк» послевоенной моды. За ними последовали и другие предприятия. Эвакуированные в 1941 -1943 гг. в Тюмень заводы и фабрики задумали уезжать обратно, особенно их рабочие, инженеры. Часть предприятий правительство оставило в Тюмени, осталась и часть специалистов, которые неплохо прижились на новом месте и чьи дома были разбиты войной на далекой родине. Оборудование заводов и фабрик было изношено за военные годы основательно и держалось на ежедневном капитальном ремонте. Возвращающиеся мужчины постепенно сменяли женщин на неженских работах.
В начале 1946 г. правительство приказало заводам и фабрикам вернуть те земли, что в годы войны взяли у колхозов для подсобных хозяйств. Рабочие лишились и этой небольшой продуктовой помощи, а тут грянула засуха 1946 г., и к не прошедшему военному голоду прибавился послевоенный. Рабочие и служащие страдали дистрофией, пухли от голода. Опять выручали приусадебные участки (у кого были) и озерно-речная рыба.
Власти объявили четвертый пятилетний план (1946-1950 гг.) и требовали его выполнения в четыре года. Начались займы восстановления народного хозяйства: каждый работающий должен был покупать облигации государственного займа, затратив на это значительную долю зарплаты, а сам сидеть впроголодь. Не хватало заводам и фабрикам сырья, электроэнергии, рабочих рук, поэтому работали они неритмично, со значительными простоями.
К 1947 г. промышленность Тюмени полностью перешла на выпуск гражданской продукции. Руководство завода «Строймашин» с подачи обкома партии выступило с призывом выполнить первую послевоенную пятилетку в 4 года. Обком поддержал «инициативу» и призвал другие заводы поступить так же. На каждом заводе имелись рабочие-передовики, которые работали лучше других, по ним установили нормы и остальным. В итоге за 1947-1948 гг. нормы выработки возросли почти в 2 раза без роста зарплаты. Нормы, конечно, не выполнялись, качество продукции не увеличивалось, себестоимость была высокой, предприятия всей Тюмени были нерентабельными. Дело усугублялось и тем, что все же значительная масса инженерно-технических кадров вернулась в европейскую часть страны после освобождения ее от гитлеровцев, а в Тюмени инженеров не хватало.
В 1947 г. правительство провело денежную реформу, выпустило денежные знаки нового образца, отменило карточки на продукты питания и промышленные товары, введенные в начале войны. За годы войны было выпущено много «пустых» денег, их у населения было много, и это грозило сверхинфляцией. Обмен денег проводился всего в течение недели. Старые денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10 к 1, а в сберкассах вклады до 3000 рублей (таких вкладов было 80%) - в соотношении 2 к 1. В течение дня одному человеку можно было обменять только определенную сумму денег.
15 декабря 1947 года, на второй день после объявления реформы, тюменцы скупили в магазинах почти все: дневная выручка магазинов в шесть раз превысила обычную. Потом народ бросился в сберкассы для обмена своих наличных сбережений. В очередях стояли сутками. У кого дензнаков было много (были и такие, кто неплохо нажился в годы войны), стояли в очередях семьями. Известный специалист по сберегательному делу А.Л. Вычугжанин писал, что «денежная реформа 1947 года в нашей области нанесла тяжелый удар по благосостоянию наиболее предприимчивых крестьян, поскольку деньги, вырученные от продажи сельхозпродуктов, они держали по домам. В период обмена из страха перед возможными неприятностями они не пошли их обменивать. Около трети денежной массы по этой причине как сбережения пропали для их владельцев».
Однако это касалось не только крестьян: в городе тоже были свои подпольные миллионеры. После окончания реформы Тюмень была усеяна старыми купюрами, как мусором.
Проводилась политика снижения розничных цен на все товары народного потребления. Это способствовало некоторому улучшению жизни населения, но из-за низкой зарплаты люди жили тяжело.
С 1948 г. началась прогрессирующая миграция колхозников в города и рабочие поселки, где можно было найти работу с денежной оплатой. Всякими правдами и неправдами доставались справки из сельсоветов, а в городе выправлялись паспорта. Спрос на рабочих был неограниченный. Тогда и стала расти Тюмень вширь: заселялись Крестьянские места, поселок Андреевский (Калинина), Затюменка, Сараи.
В 1948 г. в Тюмени ликвидировали лагерь военнопленных № 93, их вывезли из Тюмени. В послевоенные годы военнопленные были расконвоированы, ходили по городу свободно, на них не обращали внимания. На южной части Парфеновского кладбища остались могилы умерших солдат гитлеровской армии. В 1996 г. по инициативе Р. С. Гольдберга на месте могил положена мраморная плита с надписью по-русски и по-немецки «Покойтесь в мире» - «Ruhen in Frieden», символизирующая окончание войны между нашими народами. Сюда приходят возложить цветы немецкие гости Тюмени.
В июле 1949 г. в городе заасфальтировали первый тротуар по нечетной стороне ул. Республики между ул. Семакова и Челюскинцев у дома № 17, где находилась школа № 1.
После создания Тюменской области появилась необходимость строительства многих административных зданий, в первую очередь для органов власти: обкома ВКП(б), облисполкома Совета депутатов трудящихся, управлений министерства внутренних дел (УМВД) и государственной безопасности (УМГБ). Пока шла война, все эти организации располагались в приспособленных помещениях. В середине 1940-х гг. было решено создать новый административный центр Тюмени. Место для него выбрали на торговой площади, которая уже была частично застроена.
Главный архитектор Тюмени П.А. Гриненко разработал план Центральной площади в классическом стиле. Первыми были построены: здания УМВД и УМГБ (1948-1951 гг.), жилые дома на перекрестках ул. Володарского с ул. Водопроводной и 8 Марта для работников областных организаций. В 1953 г. построено здание машиностроительного техникума (основан в 1942 г.), боковым фасадом выходящее на площадь; в 1950 г. - почтамт. К 1960 г. возведены дома в квартале улиц 8 Марта - Хохрякова - Орджоникидзе - Ленина, в том числе, здания Областного совета профсоюзов на ул. Хохрякова, 50 (теперь Областной совет федерации независимых профсоюзов России) и Управления сельского хозяйства на ул. Володарского, 49 (с 1992 г. там находится департамент образования администрации области).
В 1955 г. во дворе почтамта построили телевизионную вышку высотой 62 м. К октябрьским праздникам 1957 г. отсюда начались передачи местной студии телевидения.
В 1950 г. ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве в Тюмени здания областного комитета на средства партии. Технический проект здания составили специалисты Ленинградского института проектирования городов, главный архитектор проекта Д. Лысогорский. В июне 1952 г. проект был рассмотрен на бюро обкома в Тюмени. Через месяц началось строительство, а 25-30 октября 1956 г. государственная комиссия приняла готовое здание в эксплуатацию. Работы вело строительно-монтажное управление (СМУ) УВД, где работало немало спецпереселенцев - немцев из бывшей автономной республики немцев Поволжья, расформированной в августе 1941 г. Это дало повод для ошибочных публикаций, будто обком партии построен пленными немцами. Однако, это не соответствует действительности: когда в 1952 г. начали строить обком, военнопленных в Тюмени уже не было, их вывезли еще в 1948 г. Основу строительного коллектива составляли русские и люди других национальностей страны, как свободные, так и заключенные местной тюрьмы.
В 1964 г. закончилось строительство здания Дома Советов - облисполкома. Оно получилось тяжелым, массивным, очень официальным; оно всегда было серое, мрачное - противовес зданию обкома, которое всегда окрашивалось в светло-бежевый цвет, и потому в любую, самую темную пору года и ненастную погоду, выглядело ярким пятном на площади, будто его освещает солнечный луч. До 1964 г. здесь же находился облисполком, и до 1984 г. - областной комитет ВЛКСМ.
Последним по периметру площади были построены жилой дом с магазином «Подарки» на первом этаже (1966 г.) и главный корпус индустриального института (открыт в 1964 г.), выходящий боком на площадь. Он построен по проекту П.А. Гриненко, с 1948 по 1968 г. работавшего главным архитектором Тюмени. В 1996 г. индустриальный институт получил статус государственного нефтегазового университета.
В сентябре 1945 г. в Тюмень из Забайкалья прибыла укомплектованная по нормам военного времени 109-я гвардейская Бериславо - Хинганская дважды Краснознаменная ордена Суворова II степени стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Балдинова (1903- 1980 гг.). В ее состав входили три стрелковых полка, один артиллерийский, отдельный танковый батальон. Штаб и управление дивизии располагались в домах № 1 и 3, по ул. Республики. По одному полку стояло в Ялуторовске, Ишиме и Тюмени. В Тюмени же расположился в 6-м военном городке, артиллерийский полк, 32-й отдельный танковый батальон базировался на оз. Андреевском, где в годы войны находился 22-й отдельный учебный стрелковый полк, готовивший снайперов для фронта. Танки типа Т-34 и Т-54 нередко можно было видеть на улицах Тюмени, они даже участвовали в парадах на празднование Первого Мая и 7 ноября.
В 1960 г. дивизию расформировали, на ее базе создали 45-ю ракетную бригаду, сохранившую титулы и ордена дивизии. Через три года вблизи пос. Богандинский военные строители начали сооружать стартовые площадки межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В 1967 г. отсюда осуществили первый пуск МБР на полигон, расположенный на полуострове Камчатка. После было еще четыре пуска в разные места Тихого океана. Стартовые площадки ликвидировали в 1975 г., а воинскую часть перевели в Омскую область.
После войны правительство решило продолжить поиск нефти в Зауралье, и 15 января 1948 г. в Тюмени организовали нефтеразведочную экспедицию во главе с И. А. Павловским, а в марте - геофизическую, которые и начали прощупывать земные глубины. Располагалась экспедиция на ул. Минской. В том же году неподалеку от ее конторы начали возводить первую буровую вышку, чтобы пробурить разведочную скважину Р-1. Бурение закончилось летом 1950 г. Скважина глубиной 2000 м оказалась пустой, нефти не было, но была горячая минеральная вода и газ метан, растворенный в ней. Потом пробурили скважину под Тюменью у дер. Яровской - то же самое. Пустыми оказались скважины на Верхнем Бору, у д. Утешевой, на оз. Тараскуль.
Нефти под Тюменью не оказалось, но выяснилось, что в Западной Сибири на глубине 1,2-1,5 км находится подземный бассейн горячей минеральной воды площадью со Средиземное море. Вода эта имеет целебные свойства, содержит бром и йод в количествах, допускающих промышленную добычу этих элементов. В 60-е гг. на скважинах были построены лечебница в д. Яр, первый тюменский санаторий «Большой Тараскуль», лечебница в областной больнице, плавательный бассейн «Геолог», и др. Теперь на месте скважины Р-1 установлен памятный знак. Он находится в начале проезда Геологоразведчиков возле Дворца культуры «Геолог».
Постепенно поиски нефти сдвинулись к северу, и 21 сентября 1953 г. возле пос. Березово ударил фонтан газа, который 7 месяцев ревел над поселком и тайгой. Это был голос недр, кардинально изменивший в последующие полвека Тюменскую область, Тюмень и всю страну. Бурила скважину геологоразведочная партия А. Б. Быстрицкого.
В 1952 г. в Тюмень приехал новый начальник нефтеразведочной экспедиции Рауль- Юрий Георгиевич Эрвье ( 1909-1991 гг.), проживший в Тюмени до 1978 г. При нем на тюменской земле сделаны важнейшие открытия нефти, газа и других минеральных богатств недр.
6 марта 1953 г. тюменцы узнали о смерти Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) (1879-1953 гг.) Скоро все узнали имена новых руководителей страны. Партию возглавил Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971 гг.), правительство - Георгий Максимилианович Маленков (1902-1988 гг.).
Новое руководство страны понимало необходимость реформ во всех структурах общества и пыталось их проводить. Несколько ослаб политический пресс, происходила некоторая демократизация жизни страны. Период с 1953 по 1965 гг. позже назовут «хрущевской оттепелью» или просто «оттепелью», а молодежь, глотнувшую этой «свободы» - «шестидесятниками» (шли 60-е гг. XX в.).
Началась «борьба с пережитками культа личности И. В. Сталина». Во всех поселениях убрали многочисленные скульптурные изображения (статуи, бюсты) бывшего вождя, многие из них заменили скульптурами В. И. Ленина. Из библиотек убрали книги И. В. Сталина, переименовали улицы его имени.
Тюмень была, может быть, одним из немногих городов страны и единственным областным центром, где не было улицы Сталина. В 1951 г. Тюмень разделили на три района, один из которых назвали Сталинским, но в 1953 г. их упразднили. Была в пос. Андреевском (за железной дорогой) ул. Сталинградская, которую переименовали в Волгоградскую.
Новые власти страны уделили огромное внимание жилищному строительству в городах, которые за войну обветшали основательно, а в прошедшие послевоенные годы обновились мало, так как почти все средства уходили на восстановление разбитой войной Европейской части Советского Союза.
В 1954 г. на краю притюменской деревни Войновка, стоявшей там, где сибирский тракт пересекал речку Войновку (Змейку, Ключи), начали возводить комбинат крупнопанельного домостроения для строительства новой Тюмени. И хотя после газового фонтана 1953 г. о Тюмени заговорили в стране, газ и Березово были далеко, а от самой Тюмени стране было мало пользы - кроме леса и рыбы, тут ничего хозяйственно важного не было. По этой причине финансировали строительство комбината домостроения плохо, строили вручную и закончили ровно через 10 лет - в 1964 г. Комбинат должен был выпускать железобетонные панели, из которых на месте стройки рабочие собирали жилые пятиэтажные дома.
В 1953 г. получено разрешение из Москвы и начато финансирование строительства важной для Тюмени крупной теплоэлектростанции (ТЭЦ) для снабжения города электричеством, центральным отоплением и горячей водой для ванн. Строители ТЭЦ начали застраивать свой рабочий городок на углу современных ул. Пржевальского и Энергетиков. ТЭЦ строили на высоком коренном берегу Туры там, где до 1917 г. находилась заимка городского нотариуса Н.Т. Албычева, а после - сад и огород колхоза дер. Букиной. ТЭЦ должна была работать на торфе Тарманских болот. Оттуда до ТЭЦ проложили узкоколейную железную дорогу. 1 октября 1960 г. введена в строй первая очередь ТЭЦ.
Послесталинское правительство уделяло большое внимание подъему сельского хозяйства, принимало жесткие меры против ухода народа из деревни в города. В 1955 г. правительство вновь решило вручить дело спасения горожан от голода в руки самих горожан. Началось по инициативе сверху так называемое «мичуринское» движение, а по сути то же «пролетарское земледелие», которое было в 1921 г.
Создавались садоводческие товарищества. Первые так и назывались: «Мичуринец- 1» и «Мичуринец-2». Одно находилось на Бабарынке в пойме Туры, второе - на обширной вырубке возле оз. Андреевского. В последующие годы десятки тысяч тюменских семей получили «дачи», и эти «сотки» крепко выручали их при любой власти - советской и ньюкапиталистической в 90-е гг.
В 1956 г. началось строительство водозабора и очистительных сооружений возле д. Метелевой, хотя о них вели разговор еще в 1930 г. Правда, эта стройка растянулась до 1981 г. Близкие к Тюмени деревни Войновка и Мысовская в 1956 г. были включены в черту города, и Тюмень сразу существенно раздвинула свои границы.
В 1956 г. Москва разрешила построить в Тюмени первый металлический мост через Туру в створе ул. Челюскинцев длиной 316,9 м. Мост строили долго не только из-за недостаточного финансирования, но и нехватки опыта у мостостроителей, сложных грунтов на дне реки, где ставили опоры. В эксплуатацию сдали мост только к октябрьским праздникам 1961 г.
Однако, хотя, мост строили долго - 317 м за 5 лет - и сдали к самому красному дню календаря - 7 ноября 1961 г., он получился очень прочным и продержался без капитального ремонта до начала 90-х гг., то есть ровно 30 лет.
С 25 октября 1957 г. прошли пробные передачи тюменского городского телецентра. Телевизионная вышка находилась во дворе почтамта на современной Центральной площади. К октябрьским праздникам 1958 г. в Тюмени построили второй кинотеатр - «Октябрь» в пос. Калинина за железной дорогой. До этого был один «Темп» с тремя залами: Голубым, Сиреневым и Зеленым.
В 1955 г. правительство провело амнистию политических заключенных, спецпереселенцев и т.п. лиц. Из Тюмени и области в 1956-1958 гг. смогли выехать в родные края тысячи немцев, западных украинцев, армян, молдаван, калмыков, эстонцев и представителей других народов, сосланных в разные годы сталинского режима. (23 мая 2001 г. в Тюмень прибыл «Поезд памяти», в котором приехали оставшиеся в живых калмыки, сосланные в 1943 г. в Тюмень, с целью поклониться праху своих земляков и поблагодарить тюменцев за доброту, с которой они когда-то встречали несчастных ссыльных степняков, помогли устроиться и выжить на новом месте. Приехал государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан» и выступил с концертом в ДКиИ «Геолог». У Текутьевского кладбища установили памятную плиту в память об умерших в Тюмени калмыках).
В начале 1959 г. секретарь Тюменского горкома КПСС Семен Пацко писал в газете: «За последние годы в городе осуществлено большое капитальное строительство. Построен новый кирпичный завод мощностью 28 млн. шт. кирпича в год, литейный цех на заводе сгроймашин, производственные корпуса на комбинате «Красный Октябрь», сетевязальной и мебельной фабриках, на заводе АТЭ, судоремонтном, весовом, кожевенно-шубном, гальваноштамповочном и на многих других предприятиях. Идет строительство хлебозавода, гормолзавода, начинается строительство крупного мебельного цеха на фанерокомбинате, мощного лесозавода на комбинате «Красный Октябрь».
Расширилось культурно-бытовое строительство. За последние три года построено 10 детских садов и яслей, детская соматическая больница, кинотеатр «Октябрь», телецентр и несколько крупных административных зданий... Строится областная больница.
Не только в центре, но и на окраине города идет крупное жилищное и культурно-бытовое строительство, появляются новые улицы. В поселке тюменских железнодорожников выросла новая улица Мира, у разведчиков недр - Киевская. Большой городок построили методом народной стройки тюменские судостроители. Только за последние два года в городе введено в эксплуатацию более 100 тыс. кв. м жилой площади».
Однако в то же время, в середине 50-х гг. XX в. в Тюмени тихо скончалась отрасль промышленности, которая триста лет кормила значительную часть населения города и создавала ему известность в России: закрылся последний кожевенный завод им. Кагановича, находившийся в Зареке на Земляном Валу. От былой славы осталась овчинно-меховая фабрика им. С.М. Кирова, которая в середине 90-х гг. стала акционерным обществом «Тюменский мех», а в конце века находится в весьма плачевном состоянии.
С 22 по 24 июня 1957 г. в Тюмени состоялся первый областной фестиваль молодежи под девизом «Слава труду!» Всего было 6 тысяч участников фестиваля. Однако в Тюмени не было столько гостиниц, чтобы разместить и накормить такое количество людей. Первый секретарь обкома комсомола, ведавшая организацией фестиваля, договорилась с командиром воинской части, что солдат вывезут на полевые учения, а в казармах разместят участников фестиваля и поставят на солдатское пищевое довольствие.
Со всех районов области приехали лучшие рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, представители комсомола и несоюзной молодежи. В программе были спортивные состязания, выступления художественных коллективов и солистов. Специальное жюри отбирало лучших для поездки в Москву на VI фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся с 28 июля по 11 августа 1957 г.
Подобные фестивали проводились с 1947 г. раз в два года в столицах стран социалистической ориентации. Первый Всемирный фестиваль состоялся в Праге 25 июля -16 августа 1947 г. После были фестивали в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Варшаве и VI-й - в Москве. На нем присутствовало 34 тыс. чел. из 131 страны.
Специальный поезд 26 июля увез тюменскую делегацию на московский фестиваль. Кроме того, были еще дополнительные пятидневные поездки передовых рабочих и колхозников области на фестиваль.
На конец 1959 г. в Тюмени проживало 150 тыс. человек. В этом году в Тюмени открылся научный и проектный институт лесной и деревообрабатывающей промышленности - НИИПлесдрев, в 1960 г. - Тюменский филиал Омского научно-исследовательского института природноочаговых инфекций (в 1965 г. он стал самостоятельным НИИ краевой инфекционной патологии). В сентябре 1959 г. принял студентов второй вуз Тюмени - сельскохозяйственный институт.
25 апреля 1960 г. на р. Конде, на самом юге Ханты-Мансийского округа, буровики получили выход промышленной нефти - 12 тонн в сутки. 21 июня того же года там же, на р. Конде, получен фонтан нефти дебитом 250-300 т в сутки. Бурила скважину бригада С. Н. Урусова. С этого дня начали отсчет нефтедобычи в Тюменской области, а Тюмень вскоре стали называть «нефтяной столицей страны», тогда еще - Советского Союза.
Тюмень оставалась почти сплошь деревянным городом. Каменных домов было мало, были они не выше двух-трех этажей. В Затюменке самым высоким был 4-этажный дом на углу улиц Луначарского и Полевой, а в центре города осенью 1960 г. заселили «тюменский небоскреб» - пятиэтажный дом на ул. Ленина, 65, напротив городского сада. Небольшая группа кирпичных домов была в начале ул. Калинина за железной дорогой, на четной стороне ул. Мельникайте вблизи перекрестка с ул. Республики. Железобетонных потолочных перекрытий тогда еще не делали, укладывались двойные толстые деревянные плахи. Отапливали дома с помощью кочегарок, а для нагревания воды в ваннах устанавливались специальные аппараты «титаны», которые надо было топить дровами или углем. Для хранения топлива при домах строили крошечные кладовки «дровяники» каждой семье. Горячее водоснабжение и отопление от ТЭЦ стали устраивать с 1962-1963 гг.
С 1960 г. началась газификация квартир в Тюмени. Построили газонаполнительную станцию, газ возили из Татарстана. При новых домах устанавливали газовые емкости, оттуда газ по трубам поступал в квартиры. Общей системы газоснабжения в Тюмени не создали, так как места новой застройки далеко отстояли друг от друга.
Тюмень испокон веку была пыльным и грязным городом. Даже в 1963 г. из 326 км городских улиц благоустроен был 121 км (37,1%).
В январе 1961 г. началась денежная реформа: рубль деноминировали, сделали дороже в 10 раз, денежные знаки в течение трех месяцев обменяли в соотношении 1:10.
12 апреля 1961 г. в космическое пространство был выведен корабль с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным (1934-1968 гг.). Тюменцы встретили это сообщение с радостью и восторгом. Молодежь стала повально мечтать о космосе, ребятишки играли «в Гагарина». В Тюмени решили восстановить забытое с дореволюционных времен звание «Почетный гражданин г. Тюмени» и присвоили его первому космонавту. По просьбе комсомольцев 17 апреля 1961 г. Мысовскую рощу переименовали в рощу Юрия Гагарина.
Весной 1961 г. в Тюмень прислали нового секретаря обкома КПСС - Бориса Евдокимовича Щербину (1919-1990 гг.). Возглавлял он Тюменский обком до 1973 г.
В начале 60-х гг. Тюмень продолжала расти за счет включения окрестных деревень: в 1960 г. в черту города включили д. Парфенову и Новые Юрты, в 1963 г. - д. Букину и поселок станции Войновки.
В число действующих вступили новые заводы - медицинского оборудования и инструментов - 25 апреля 1961 г., моторный завод - в апреле 1963 г. Он должен был выпускать авиационные двигатели к гражданским и военным самолетам, к автомобилю Москвич-412. Возглавлял заводе 1963 по 1980 г. Владимир Яковлевич Хуторянский (1911-1982 гг.). Осенью 1941 г. его прислали из Москвы в Тюмень для приемки эвакуированного предприятия Московского завода автотракторного оборудования и организации завода на новом месте. На тюменском заводе АТЭ В.Я. Хуторянский работал до 1957 г., потом возглавлял отдел Тюменского совнархоза, а в 1963 г. направлен на руководство новым заводом. При В.Я. Хуторянском завод стал крупнейшим в Тюмени. Были построены не только новые корпуса завода, но и жилой массив на месте старинной д. Войновки (у перекрестка ул. Республики и Воровского) и в Восточном микрорайоне, где даже есть ул. Моторостроителей.
В начале мая 2001 г. площадь перед бывшим моторным заводом - теперь АО «Тюменские моторостроители» - названа именем В.Я. Хуторянского - первого директора. На доме, где жил (ул. Советская, 112), установлена мемориальная доска.
С 1965 г. в Тюмени началось строительство жилых и промышленных зданий на основе железобетонных деталей, которые, наконец, стал производить новый комбинат крупнопанельного домостроения. Так называемые «крупнопанельные дома» стали строить в районе Дома обороны и возле современного телецентра, куда он переехал в 1965 г. Здесь образовался микрорайон крупнопанельных домов, в городе появился новый топоним - КПД (крупнопанельные дома).
С этого времени строительство жилых домов в Тюмени пошло «семимильными шагами». Одновременно застраивались целые улицы и микрорайоны (тогда они вошли в моду вместо прежней «уличной» застройки). Строили дома двух типов: панельные и кирпичные, облицованные белым силикатным кирпичом (лет через 25 их стали презрительно называть «хрущевками», «хрущебками», «хрущебами», но в 60-70-е гг. получить квартиру в них считалось большим счастьем). Надо было срочно решать жилищную проблему в городе, население которого росло «не по дням, а по часам», потому строили как можно проще, без архитектурных излишеств, экономно: в квартирах были низкие потолки, крошечные кухни и коридоры, ванные комнаты соединены воедино с туалетами.
Микрорайоны новой застройки оказались однообразными, типичными, скучными не только в Тюмени, но и во всей стране. Срок жизни их был рассчитан на 30 лет. К концу XX- началу XXI в. все эти типовые дома одряхлели не менее, чем деревянные постройки XIX в. Возникла проблема перестраивать заново всю Тюмень.
В то время в Тюмени было много застройщиков: город, железная дорога, судостроительный завод, стали формировать свои строительные организации геологи, нефтяники, лесники, авиаторы, автомобилисты, новые заводы: моторный, медоборудования и др. Часто «нефтяные короли» своевольничали и строили дома без ориентира на генеральный план. В результате оказались перегороженными многие улицы, они стали непроезжими, тупиковыми. Движению городского транспорта было создано немало препон, действующих до сих пор. Сформировался странный город с одной проезжей улицей Республики, все остальные - тупиковые. Успели оставить проезжими еще улицы 50 лет Октября и 50 лет ВЛКСМ. Между ними и ул. Республики проезжих улиц нет, там лабиринт тупиков, проездов, переулков.
В 1964 г. закончено строительство Дома Советов - здания облисполкома (ул. Республики, 52), где теперь располагается областная Дума и администрация. В октябре открылся медицинский институт, в декабре начались занятия в индустриальном институте. В Тюмени стало четыре высших учебных заведения.
Начиная с середины 60-х гг. в Тюмень, на северные месторождения нефти и газа, почти ежегодно приезжали эшелоны демобилизованных солдат, в основном комсомольцев. Их торжественно и пышно встречали на вокзальной площади и отправляли на север. Конечно, далеко не все они приживались там, но немало и оставалось. Шла естественная «селекция». Приезжали в Тюмень и самодеятельные «нефтяные романтики», которых можно было узнать по внешнему виду. Молодые парни отпускали диковатые бороды, носили зеленые «штормовки», потертые рюкзаки, через плечо - гитару с бантом, а на ногах в любую погоду - закатанные до половины высоты голени болотные сапоги. Вокруг голени образовывался толстый резиновый валик, отчего «романтики» ходили, широко расставив ноги и грохоча сапогами по асфальту. Их «гимном» была модная тогда песня, где пелось, что «люди едут за деньгами», а мы «за туманом и за запахом тайги». Однако и от денег они не отказывались.
Со строительного участка совнархоза, созданного в 1958 г., начал развиваться строительно-монтажный трест № 1, из которого в 1965 г. организовали два крупных строительных треста - «Тюменьдорстрой» и «Тюменьжилстрой», позже (в 1978 г.) объединенные в «Тюменьпромстрой». Эта крупная строительная организация построила более половины новой Тюмени в течение 60-90-х гг. XX в. Она возводила жилье, предприятия торговли, соцкультбыта, здравоохранения, пищевой промышленности... 29 школ, 25 детских садов, заводы электромеханический, медоборудования, химико-фармацевтический, «Электрон», камвольно-суконный комбинат, Дом Печати, универмаг, мясокомбинат, онкологический диспансер и многое другое. Трест имел свою развитую базу строительной индустрии.
В 1969 г. Тюмень получила генеральный план застройки города. Было выбрано развитие города в южном и юго-восточном направлении. Город разделили на жилую и промышленную зоны. Жилая зона заканчивалась возле ул. Пермякова, далее в промышленной зоне были заводы медоборудования, камвольно-суконный комбинат, автовокзал, троллейбусное депо, завод «Электрон».
От жилой зоны промышленная отделялась широкой санитарно-защитной зоной, засаженной бальзамическим тополем. Однако вскоре по просьбе дирекции моторного завода отвели место под жилую застройку у перекрестка ул. Республики и Воровского. Автомобилистам разрешили построить несколько многоэтажных «малосемеек» напротив, на четной стороне ул. Республики. На другой стороне ручья Ключи Сибжилстрой возвел четыре «болгарских» пансионата. Так в этом месте смешались жилая и промышленная зоны. Сюда прибавились заводы блочно-комплектных устройств (БКУ) и санитарно-технических заготовок, неподалеку разместилось несколько заводов железобетонных изделий (ЖБИ).
В 1973 г. за железной дорогой на бывших полях опытного хозяйства «Тополя» НИИ сельского хозяйства Северного Зауралья приступили к строительству микрорайонов - № 3,2 и 1 (именно в таком порядке их возводили).
Только в 1979 г. в микрорайоны (в обиходе - «микраши») построили путепровод через железную дорогу Тюмень-Омск, проложили троллейбусную линию в 1986 г. Это был первый в Тюмени опыт строительства «спальных» микрорайонов, куда люди приезжают ночевать, а на работу утром уезжают в город почти все, так как, кроме магазинов, здесь рабочих мест нет. Тридцать лет прошло, а транспортная проблема остается здесь острой.
В ноябре 1968 г. заселен первый многоэтажный дом в микрорайоне железнодорожников на ул. Парковой. В последующие десять лет он сомкнулся с микрорайоном магазина «Маяк», где многоэтажные дома начали строить с 1965 г.
В 60-70-х гг. трудовыми успехами выделялся в городе судостроительный завод. Кроме обычных речных и озерных судов, он начал выпускать плавучие электростанции «Северное сияние». Это были уникальные производители электроэнергии для отдаленных малоосвоенных территорий страны. В 1969 г. спустили на воду «Северное сияние-1», потом с 1971 г. еще спускали по одной электростанции в год. Они работали на Печоре, Колыме, Алдане, острове Северная Земля. Последнюю установили в г. Надым Тюменской области. В те годы возглавлял завод Петр Петрович Потапов (1918-2002 гг.), лауреат Государственной премии, почетный гражданин Тюмени, награжденный многими орденами и медалями. В 1971 г. первую продукцию выдал камвольно-суконный комбинат.
В 1968 г. начались полеты с нового аэропорта «Рощино». Первый троллейбус прошел по улицам Тюмени к Первому мая 1970 г. от моторного завода до завода медицинского оборудования, позже троллейбусные линии проложили во многие части города.
В 1970 г. в Тюмени находилось 25 научно-исследовательских и проектных институтов разных отраслей народного хозяйства, но большинство из них работало на нефть и газ.
Постепенно увеличивалось население Тюмени: в 1967 г. в городе проживало 240 тыс. человек, в 1970 г. - 268,5 тысяч, в 1975 г. - 334 тыс. человек. Преобладал механический прирост за счет приезжих: люди ехали в Тюмень со всех регионов Советского Союза. В городе жили люди более ста национальностей.
С середины 60-х гг. в Тюмени расквартирована 19-я отдельная ордена Кутузова II степени и Трудового Красного знамени железнодорожная бригада. Первый орден она получила за строительство мостов через р. Одер в Германии в 1945 г., второй - за строительство дороги Тюмень-Новый Уренгой. В этой бригаде в молодости служил рядовым глава Тюмени С.М. Киричук.
Источник: Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.