МТ-Т или «Эней» для транспортировки грузов и буксировки артсистем или прицепов
МТ-Т (Многоцелевой Тягач — Тяжелый) или «Эней» предназначен для транспортировки различных грузов в кузове и буксировки артсистем или прицепов в условиях бездорожья. Эней — в Греческой мифологии — происходит из Царского рода дарданов, герой Троянской войны, воспетый древнеримским поэтом Вергилием в одноименной «Энеиде».
Создан с использованием элементов шасси среднего и основного танка Т-64. Конструкция машины разрабатывалась в харьковском конструкторском бюро № 61 под руководством Сагира П.И. Производили гусеничный вездеход с 1976 по 1991 год на харьковском заводе им. Малышева. По сравнению с Т-64, количество опорных катков с каждого борта увеличилось на единицу. Тягач длиннее танка более чем на два метра.
Корпус МТ-Т представляет собой цельносварную коробку несущей конструкции, закрытой пластиком. В передней части корпуса расположена кабина, в средней части моторно-трансмиссионное отделение, а в корме— кузов. Кабина по конструкции — каркасная, с несущей наружной обшивкой, металлическая, полностью герметизированная, двухдверная, с двумя люками на крыше. Кузов открытого типа, сварной, с откидным задним бортом и четырьмя откидными сиденьями. Кузов транспортера оборудовался световой сигнализацией, переговорными устройствами и мог закрываться тентом из брезентовой ткани.
Конструкторы отказались от харьковского капризного и более дорогого двухтактного двигателя 5ТДФ. В МТ-Т установлен V-образный 12-цилиндровый четырехтактный многотопливный быстроходный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива дизельный двигатель В-46-4 мощностью 710 л.с.
Ходовая часть МТ-Т максимально унифицирована с танком Т-64 и состоит из семи пар опорных катков с внутренней амортизацией и четырех пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колеса, в передней — ведущие. Гусеничная лента — металлическая мелкозвенчатая с параллельным резино-металлическим шарниром, состоит из 87 траков, соединенных скобами и гребнями. Подвеска МТ-Т — независимая торсионная.
На базе МТ-Т созданы:
БАТ-2 — путепрокладчик. Путепрокладчик пришел на смену устаревшей модели БАТ-М. Основным отличие является увеличенное пространство кабины для размещения саперного отделения. Система вентиляции дополнена фильтрами. Силовая установка, трансмиссия и передача одинаковые с тягачом, приводные колеса изменены с передних на задние в целях предупрежденья поломки в результате наезда на мины. Путепрокладчик оборудован двухотвальным бульдозерным ковшом, подъемным краном и мощной лебедкой.
БГ-1 — бульдозер гусеничный;
КГС-25 — кран специальный на быстроходном гусеничном ходу;
МДК-3 — котлованная машина. Транспортные системы машины абсолютно идентичны МТ-Т. Инженерное оборудование включает в себя: бульдозерный ковш для выравнивания грунта способный работать под различными углами относительно продольной оси, что позволяет работать на горных склонах; экскаваторный ковш для рытья траншей и канав, а также погрузки грунта на самосвал; основным элементов машины является рыхлитель – фреза с метателем, обеспечивающие отличные показатели скорости при рытье котлованов.
УПГ-92 — установка самоходная порошкового пожаротушения импульсного действия;
БТМ-4М — быстроходная траншейная машина.
Технические характеристики^
Производство МТ-Т было прекращено из-за разрыва кооперационных связей и потому, что крупнейший заказчик - Советская армия - прекратила свое существование.
ВСУ практически не эксплуатировали такие тягачи, и об оставшихся немногочисленных экземплярах вспомнили, когда возник дефицит средств эвакуации бронетехники. В ноябре 2022 года стало известно о первом уничтожении МТ-Т ударом российского дрона-камикадзе «Ланцет».
Источники:
https://вездеход-снегоболотоход.рф/мт-т-эней-изделие-429ам-пион-с300-бат-мдк-птс/
https://rg.ru/2022/11/17/tiazhelyj-tiagach-enej-vpervye-unichtozhen-v-hode-specoperacii.html