ГТ-Т - гусеничный транспортер тягач Семипалатинского завода
ГТ-Т — гусеничный транспортер - тягач созданный в конце 1950-х годов. Тягач предназначен для транспортировки людей и грузов в условиях бездорожья, снежных заносов, на сильно пересеченной местности с наличием глубоких водных преград и мелкой растительности. Вездеход ГТ-Т может эксплуатироваться в зимнее время при экстремальных температурах. Широко применялся в Советской Армии.
Транспортер-тягач был разработан в 1958—1960 годах на Харьковском тракторном заводе. Производство решено было начать на новом Рубцовском машиностроительном заводе. В Рубцовске первые два корпуса транспортера были изготовлены уже в конце 1961 года. В марте 1962 года сдан в эксплуатацию главный конвейер по их выпуску, а так же собраны и сданы первые два изделия. В течение 1962 года была дополнительно изготовлена установочная партия ещё из пяти машин. В 1963 году объем производства ГТ-Т составил 10 машин в месяц, а к концу 1966 года достиг стабильного выпуска 110–120 машин в месяц.
В 1968 году РМЗ приступил к организации филиала в Семипалатинске по производству ГТ-Т, а с 1977 года производство ГТ-Т было полностью передано в филиал завода в Семипалатинске. В 1978 году проводились пробеговые испытания первой машины, собранной в Семипалатинске. А уже в 1981 году Семипалатинский филиал приступил к серийному производству гусеничных ГТ-Т. В период с 1983 года до начала 90-х годов ежегодный выпуск и реализация транспортеров-тягачей составляли 600—700 единиц в год.
В 1990-е годы были проведены работы над модернизацией гусеничного транспортера-тягача, двигатель В-6А заменили на более мощный двигатель ЯМЗ-238М2 производства Ярославского моторного завода. Моторный отсек перенесли в среднюю часть машины, что позволило добиться равномерной развесовки. Разработали использование катков с максимально износостойким полиуретановым покрытием.
В 2007 году начат выпуск семикаткового транспортера-тягача ГТ-ТБУ с увеличенной длиной грузовой площадки.
Корпус ГТ-Т несущий, цельнометаллической сварной каркасной конструкции, с герметичным основанием и кузовом открытого типа. Корпус разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное, кабину и кузов. В передней части корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, отделенное от кабины перегородками и ограждениями двигателя, расположенного в центре кабины. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней части корпуса располагается четырехместная кабина, а в кормовой части — кузов. Кабина и кузов не разделены между собой. Кузов мог закрываться тентом из специальной ткани.
В ГТ-Т установлен 6-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-6А мощностью 200 л.с. Трансмиссия механическая, двухпоточная, с двумя планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеет пять передних и одну заднюю передачу. Максимальная теоретическая скорость движения на пятой передней передаче составляет 45,5 км/ч. На задней передаче обеспечивается скорость движения до 6,54 км/ч.
Ходовая часть ГТ-Т состоит из шести пар обрезиненных опорных катков. В задней части машины находятся направляющие колеса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состоит из 92 мелких звеньев с шарнирно-плавающими пальцами и цевочным зацеплением. Подвеска ГТ-Т — независимая торсионная. Движение на плаву обеспечивается гусеничным движителем. Для увеличения скорости на плаву используются съемные гидродинамические щитки.
Технические характеристики^
Модификации ГТ-Т:
ГТ-ТБ — установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Грузоподъемность возросла до 2500 кг, а максимальная скорость до 55 км/ч.
ГТ-ТБУ (2007 год) — шасси увеличено на один опорный каток. Грузоподъёмность возросла до 4000 кг, масса до 9000 кг. Размеры грузовой площадки (длина х ширина) 3600?1800 мм. Габаритные размеры (длина ? ширина ? высота) 7345?3140?2185 мм.
ГТ-ТС — гусеничный снегоболотоходный седельный тягач, оборудован седельно-сцепным устройством с полуавтоматическим замочным механизмом от колесного седельного тягача ЗИЛ-157В.
Где можно увидеть ГТ-Т
г. Верхняя Пышма — Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
г. Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова (фото).