АТС-59 - гусеничный тягач Курганского завода
АТС-59 — советский средний гусеничный быстроходный артиллерийский тягач. Предназначен для буксировки прицепов, перевозки людей и различных грузов по всем видам дорог и бездорожья. АТС-59 был разработан в 1959 году и выпускался до 1967 года.
Разработка тягача началась в 1956 году на Курганском машиностроительном заводе. Предназначалась машина прежде всего для буксировки артсистем и прицепов, а также перевозки в кузове боекомплекта, походного снаряжения и боевого расчета, обслуживающего буксируемое орудие. В передней части АТС-59, непосредственно над главным фрикционалом и КПП, располагалась металлическая сварная кабина, рассчитанная на двух человек (водителя и старшего машины). Кабина тягача была очень тесной, даже для двух человек, с маленьким неудобными входными дверями. В центре кабины был устроен большой кожух, открывающий доступ к узлам трансмиссии и главному фрикциону.
В КПП вездехода АТС-59 конструкторы предусмотрели вход, позволяющий подсоединить привод отбора мощности в случае подключения навесного оборудования. Корпус машины представлял собой несущую очень прочную конструкцию, сваренную из толстой листовой стали. Силовую установку конструкторы расположили между кабиной и платформой для грузов. Ходовая часть включала в себя торсионную независимую подвеску с пятью опорными сдвоенными катками по каждому борту. На первых (являющихся ведущими) и последних колесах установлены гидроамортизаторы рычажного типа. Сами катки представляли собой сдвоенную обрезиненную конструкцию довольно большого диаметра.
На расположенной в задней части тягача грузовой платформе предусмотрены откидные скамейки, на которых может разместиться 12-14 человек. Под скамьями предусмотрена возможность установки дополнительных баков для горючего. Сверху для защиты от непогоды кузов укрывался тентом с окнами. Также вездеход АТС-59 оборудован реверсивной тяговой лебедкой, расположенной в задней части машины.
Благодаря проработанной компоновке машина получилась высокоустойчивой к опрокидываниям при движениях по крутым косогорам. Высокая проходимость АТС-59 позволяла его эксплуатировать практически в любых условиях бездорожья.
Первые опытные вездеходы были построены в 1958 году, после чего начался цикл всесторонних заводских испытаний машины, после прохождения, которых для тягача начался следующий этап проверок. На этот раз тягач испытывали военные, которые в целом оценили машину положительно и приняли ее на вооружение, изменив заводскую маркировку на АТС-59.
Дальнейшая доработка машины проводилась уже в ходе производства. Первая опытная партия из 10 машин покинула цеха завода к концу весны 1961 года. Спустя год выпуск вездехода вышел на уровень 120 экземпляров в месяц. К тому же параллельно велась работа над созданием различных модификаций тягача. В итоге завод на базе 59-го начал выпускать укладчики кабеля и ж/д путей, а также бульдозеры. Также специально по заказу военных был выпущен тягач АТС-59 со стрелой подъемного крана. Она нашла свое применение в зенитно-ракетных войсках.
Технические характеристики:
За все время эксплуатации вездеход-тягач АТС-59 зарекомендовал себя как надежная и неприхотливая машина. Благодаря чему он широко применялся в армии в качестве тягача и базового шасси для спецнадстроек.
Где увидеть АТС-59: г. Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова (фото).