Появление памятника знаменитому скульптору было приурочено к его столетию, которое отмечалось в 1987 году. Для подготовки к этому событию была сформирована творческая группа в составе заслуженного художника РСФСР скульптора Ю.Л. Чернова и лауреата Ленинской премии архитектора Г.Г. Исаковича. В 1976 году они приступили к работе по созданию памятника. 4 августа 1984 года в Шадринске был открыт памятник скульптуру Ивану Шадру.
В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года.
Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву. Иван пешком дошел до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александринского театра М.Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца.
В училище Иван продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге он посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н.К. Рериха и музыкально-драматическую школу. Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. Его основой послужило имя родного города Шадринска. Иван Дмитриевич писал: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его».
В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер. В 1911 году парижские учителя отправили его на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.
В 1912 году Иван Дмитриевич возвратился в Россию. В Москве он учился в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уехал в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года, после вернулся в столицу.
В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910—1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника Мировому страданию» (1916). Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».
В апреле 1920 года И. Шадр взялся увековечить память жертв белого террора, погребенных в городском саду Омска. В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. В Омске Иван Дмитриевич работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.
Иван Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Первые три скульптуры стали основой для выпуска четвертого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР. Скульптуры Ивана Дмитриевича были также воспроизведены на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Прототипы своих героев скульптор нашел в деревне Прыговой (Колгановой) Крестовской волости Шадринского уезда (ныне в Ильтяковском сельсовете) Шадринского района).
В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» (1922), скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» (1927). Последняя, кроме Москвы, была установлена в Челябинске, Львове, Шадринске, Монголии и Румынии.
В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. Основной моделью скульптора стала В.Д. Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной аллее парка имени Горького в 1935 году. Однако она подверглась критике и в том же году ее переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького в Луганск. Ее уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу перевели в бронзу.
К лету 1936 года Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для нее стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбежке.
В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника Александру Пушкину. В 1939 году создал скульптуру Максима Горького в образе Буревестника (бронза, Третьяковская галерея). В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружен у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича.
Большинство работ Ивана Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве. Умер Иван Дмитриевич Шадр 3 апреля 1941 года в Москве.
Монументальный комплекс, посвященный знаменитому скульптору установлен на прямоугольном гранитном пьедестале, по бокам которого возвышаются бронзовые фигуры, а в центре — скульптура И.Д. Шадра. По замыслу создателей памятника скульптор словно собственноручно вырубает себя из гранита. По бокам установлены бронзовые копии двух работ И.Д. Шадра: скульптур «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 год» и «Сезонник».