Самолет ТУ-134 у аэропорта Рощино
30 октября 2019 года на краю парковки «Капля» аэропорта Рощино установили самолет ТУ-134А. Отслуживший советский самолет Туполева авиакомпании «Аэрофлот» в свое время выполнял рейсы малой и средней протяженности. По истечении срока эксплуатации самолет был списан и передан аэропорту Рощино.
Последние 20 лет этот ТУ-134A-3 CCCР-65012 стоял на перроне и использовался для отработки учений службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
ТУ-134 (по кодификации НАТО: Crusty — «Резкий») — советский пассажирский самолет на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяженности, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полет выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолета всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году. ТУ-134 поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора.
ТУ-134 — ближнемагистральный пассажирский самолет с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-20П-125 на опытном самолёте и Д-30 на серийных. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне по сравнению с самолетами предыдущих поколений. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля (Т-образное оперение). Топливо размещено в кессон-баках крыла.
ТУ-134 был сертифицирован по международным нормам. Самолет строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Использовался также в школах ВВС.
ТУ-134А — первая серийная модификация. Самолет выпускался с апреля 1970 года до 1980 года. На ТУ-134А установили более совершенные двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, благодаря чему тормозной парашют стал не нужен, а в хвостовой части фюзеляжа, где размещался парашют, была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-8. Кроме этого, фюзеляж ТУ-134А стал длиннее на 2,1 м, число пассажирских кресел возросло до 76. Часть ТУ-134А была выпущена с радиолокатором «Гроза-134», вследствие чего рабочее место штурмана было перенесено в пилотскую кабину и находилось в проходе. Эти самолеты приобрели вид, характерный для ТУ-134Б.
Летно-технические характеристики ТУ-134А
Весной 2018 года по согласованию аэропорта с правительством региона было принято решение установить самолет на постамент. В 2019 году службой наземного обслуживания воздушных судов и компанией «ТС-Техник» борт в течение трех месяцев был подготовлен к установке в качестве памятника. Его покрасили, убрали надписи «Аэрофлот», которую борт носил с момента постройки в 1976 году, хотя в 90-х уже летал в «Тюменских авиалиниях». Эта авиакомпания тоже родом из Тюмени, как и Utair. Обе вышли из Тюменского управления гражданской авиации, создание которого в 1967 году Utair отмечает, как свой день рождения.
В установке ТУ-134 участвовал вертолет МИ-26 авиакомпании «Ютэйр-Вертолетные услуги», который за свои внушительные размеры называют «Корова».
Еще один ТУ-134 в виде тренажера стоит в аэропорту Калининграда, другой есть в Санкт-Петербурге у МЧС, его тоже переносили вертолетом, но с отстыковкой плоскостей крыла.
Начиная с 2013 года, самолеты ТУ-134 практически не использовалось. В 2019 году ТУ-134 фактически был снят с эксплуатации. В мае 2019 года борт RA-65693, совершивший последний пассажирский рейс по маршруту Иркутск-Мирный авиакомпании «Алроса» стал экспонатом музея авиации в Новосибирске.
Адрес: поселок Новорощино, Тюмень. Координаты: 57.183016, 65.351609