Топ-100

Из истории Бирмской военной авиационной школы пилотов (ВАШП)

Опубликовал: zampolit, 5-02-2020, 15:17, Путешествие в историю, 3 069, 0

Бирмская военная авиационная школа пилотов (ВАШП) была сформирована 1 мая 1940 года в гарнизоне Бирма 2-й Отдельной Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта (ОКАДВФ). Размещалась она в 10 километрах восточнее станции Свободный Амурской железной дороги и в 10 километрах севернее поселка Орловка. Организатором авиашколы был опытный летчик, майор Николай Федорович Пушкарев – воспитанник Одесской военной авиационной школы.

Комплектование авиашколы постоянным составом осуществлялось в основном за счет истребительных авиационных частей 2-й ОКАДВФ. Переменным составом за счет тренировочного отряда 31-й авиационной дивизии, местного Куйбышевского аэроклуба, 212-й воздушно-десантной бригады, 3-й горно-стрелковой дивизии и 70-й авиационной базы. Формирование школы проводилось в период с 14 апреля по 1 мая 1940 года. Приказом Народного Комитета Обороны (НКО) № 049 от 5 февраля 1941 года ей было присвоено наименование – «Бирмская военная авиационная школа пилотов». Этим же приказом был определен штат школы за № 20/13 «Б».

Первая группа будущих курсантов в количестве 57 человек прибыла 4 апреля 1940 года. К 14 апреля в школу прибыло 190 человек. В апреле 1940 года приступила к работе приемная комиссия. По результатам ее работы были зачислены в списки школы 162 человека. Учебные занятия в авиашколе начались 3 мая 1940 года.

Как и другим военно-учебным заведениям ВВС, Бирмской ВАШП в период своего становления пришлось столкнуться с проблемами в решении жилищно-бытовых вопросов: «Курсанты спали на кроватях с железными сетками, подстилая шинели вместо матрасов». В вопросах организации учебной работы также возникли трудности: «Занятия проходили примитивно, чувствовался недостаток учебных пособий».

14 мая 1940 года Бирмская ВАШП получила первые самолеты марки По-2, а 3 июля того же года еще 14 самолетов УТИ. В Бирме школа эксплуатировала два аэродрома – в селах Орловке и Лиманое. Центральный аэродром «Бирма» не эксплуатировался из-за непригодности к полетам на УТИ-4 и И-16. В феврале 1940 года авиашкола уже располагала следующим парком авиационной техники: И-15 бис – 3 шт., И-16 – 24 шт., УТИ - 4 – 8 шт., У-2 – 8 шт., Ут-1 – 3 шт., Ут-2 – 11 шт., Р-6 – 2 шт. 1 января 1941 года для обеспечения учебного процесса поступили еще самолеты: Ут-2 – 24 штуки; УТИ-4 – 4 штуки.

До начала Великой Отечественной войны в 1940-1941 гг. Бирмская школа пилотов произвела два выпуска летчиков-истребителей, подготовленных на самолетах И-16. Первый выпуск – 138 человек и второй –35 человек. Причем, второй выпуск прошел сокращенную программу переучивания на УТИ-4 и И-16. Объясняется это тем, что курсанты второго выпуска, уже до поступления в школу прошли инструкторскую подготовку в аэроклубах и имели налет часов в качестве инструкторов на самолетах У-2 и Ут-2.

Из 138 человек первого выпуска окончили авиашколу: с оценками «отлично» – 10,9% от общего числа выпускников; «хорошо» – 87,6%; «удовлетворительно» – 1,5%. Часть выпускников (45 человек) были оставлены в школе инструкторами. Весь налет школы за 1940 год составил 5697 часов 54 минуты, при этом было выполнено 46419 самолетных посадок. За указанный период в военно-учебном заведении произошло 18 летных происшествий, в том числе две аварии самолетов.

Выпускники получили назначение в истребительные авиационные полки ВВС. Среди них: 29-й истребительный авиационный полк (с. Тамбовка) – 8 человек; 3-й истребительный авиационный полк (д. Молчановка) – 20 человек; 5-й истребительный авиационный полк (д. Молчановка) – 38 человек и др.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 25 июня 1941 г. под грифом «совершенно секретно» все авиационные школы пилотов ВВС РККА получили из Главного управления ВВС Красной Армии директиву № 187566 сс., в которой указывалось:

«…3. С получением сего перейти на подготовку пилотов следующим образом: В целях лучшего использования отпускаемого горючего, материальной части, уменьшения времени на летную подготовку, комплектовать летные группы по 5-6 человек. Таким образом, 50% штатного числа курсантов должны проходить летную подготовку, а 50% теоретическую…
4. В случаях недостатка бензина в первую очередь готовить курсантов находящихся на 3 и 4 задачах…
6. В школах СБ в задаче 2-й исключить 2 и 3 упражнение. Зачетное упражнение по 2-й задаче выполнять 3 полета по кругу (18 минут). По КУЛПу часть III самолет И-16 прохождение задач № 1, 2, 3, 5 и 8 оставить без изменений. Задачу № 4 проходить 4 часа самостоятельного полета на УТИ-4. В задаче № 6 “воздушная стрельба” – со стрельбой боевыми патронами проходить только по щитам; вместо стрельб по конусу проходить все стрельбы с фотопулеметом по самолету. Задачу № 7 “перелеты на незнакомый аэродром” не проходить».

Таким образом, в связи с началом войны, значительно сокращались сроки подготовки кадров. В результате исключения из учебного плана отдельных упражнений и задач, снижалось качество летной подготовки. Сокращение сроков обучения являлось вынужденной мерой, так как фронту срочно нужны были летчики.

В Бирме школа находилась до 12 августа 1941 года, в дальнейшем она была эвакуирована в Сибирский военный округ. Перебазирование было закончено 22 августа 1941 года, Бирмская ВАШП прибыла на станцию Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий). Школа разместилась на территории военного городка, который до этого занимал 570-й стрелковый полк. В целом место для летной школы было совершенно неподготовленным. Отсутствовали аэродромы, емкости для авиационного топлива и многое другое. Тем не менее, уже 22 августа авиашкола начала выполнять учебно-тренировочные полеты с площадок, пригодных для этих целей.

Осенью 1941 года авиационные школы и училища получили новую директиву командующего ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева за № 175171 сс от 11.11.1941 года о подготовке летчиков на новых типах самолетов в кратчайшие сроки. Бирмской школе пилотов предписывалось: «подготовить за зимний период 180 летчиков на самолете ЛаГГ-3 из числа курсантов, окончивших обучение на самолете И-16».

Сроки подготовки устанавливались буквально по дням. Так, необходимо было подготовить: к 30 ноября 1941 года – 10 человек, к 10 декабря – еще 10 человек, к 20 декабря – 10 человек, к 30 декабря – 20 человек, к 10 января 1942 года – 20 человек, к 20 января – 20 человек, к 30 января – 30 человек, к 10 февраля – 30 человек, к 20 февраля – 30 человек.

Для выполнения задания предписывалось соблюдать условия, указанные в директиве. «Выделить лучший постоянный состав для обучения. Не допускать ни одного часа простоя самолетов, использовать каждый день и час. На каждый нелетный день составлять акт с точным изложением причин, почему невозможно было летать, указывая высоту облачности, визуальность, силу ветра, осадки… Поверхность аэродрома содержать все время в состоянии позволяющим производить полеты, привлекая для аэродромных работ весь личный состав школы». О ходе освоения новой материальной части и подготовке курсантов необходимо было ежедневно доносить телеграфом лично заместителю начальника Управления ВУЗ ГУ ВВС КА.

Для выполнения поставленной задачи Бирмской школе направлялись 15 самолетов ЛаГГ-3. При этом план поставки новой материальной части выглядел следующим образом: 5 самолетов школа должна была получить – 25 ноября 1941 года, еще 5 самолетов – 5 декабря 1941 г., и 5 самолетов – 15 декабря 1941 года. Самолеты должен был поставить авиационный завод № 153.

Учитывая все обстоятельства военного времени, задача, указанная в директиве командующего, была просто не выполнима. В связи с началом войны значительная часть личного состава школы была отправлена на фронт. Численность преподавательского и инструкторского составов заметно сократилась, часть авиационной техники была передана в действующие части ВВС. На базе Бирмской ВАШП, Канского и Сталинградского аэроклубов, в ноябре 1941 года был сформирован и отправлен на фронт 682-й полк ночных бомбардировщиков.

Часть переменного состава авиашколы была направлена в действующие пехотные части и другие военно-учебные заведения, даже несмотря на то, что некоторые курсанты уже прошли начальную летную подготовку.
Например, в сведениях о количестве переменного состава школы, переданного в части или вузы наземных войск, за период военных действий с 22 июня 1941 по 1 ноября 1942 г. указано следующее: «Откомандировать: 150 человек в г. Бийск – Мичуринское инженерное училище (из числа убывших летали на Ут-2 – 22 человека, на УТИ-4 – 1 человек); 10 человек на курсы работников НКВД в г. Новосибирск (из них летали на Ут-2 – 10 человек); 130 человек в г. Ачинск в Пехотное училище (из них летали на Ут-2 – 130 человек)».

В связи со снижением качества подготовки летного состава, увеличилось количество летных происшествий в авиашколе. Так, за 1941 год произошло 33 летных происшествия, из них: 2 катастрофы, 6 аварий. За 1942 год – 74 летных происшествия, из них: 1 катастрофа и 6 аварий. Причины аварий были различны – низкая воинская дисциплина, техническое состояние самолетов и т.д.

Одной из серьезных причин являлась непригодность аэродрома для выполнения полетов. В связи с этим в период с 7 по 14 июня 1942 года школа перебазировалась в г. Черногорск Хакасской автономной области Красноярского края. По прибытии в Черногорск школа получила прекрасные аэродромы — Ташеба в 7 км от жд станции Ташеба и Калинино на территории колхоза им. Калинина. Песчано-каменистая почва с травяным покровом не размокала во время дождей, давая возможность взлета и посадки любого типа самолета в плохих погодных условиях, а количество летных дней в году составляло примерно 230—250, что позволяло практически круглогодично проводить учебные полеты. Кроме того, вокруг Черногорска оказалось много ровных площадок, пригодных для строительства новых аэродромов. Школа собственными силами во время войны построила 6 аэродромов, из которых 5 находились в эксплуатации.

С 1942 г. школа укомплектовывалась в основном за счет расформированных школ и аэроклубов Сибирского военного округа. При ней был создан запасной батальон курсантов в составе двух рот, в которых проходили курс внеполетной теоретической подготовки, а также несли караульную службу и выполняли необходимые хозяйственные работы.

Под учебно-летный отдел было отведено здание неполной средней школы, однако классов было недостаточно, и часто заниматься приходилось под открытым небом, под самолетами или в землянках.


Запасной батальон курсантов разместили в Доме пионеров, 1-ю эскадрилью — в Доме культуры, учебно-летный отдел — в школе, а склад — на территории лесозавода, в 10 км от города. Сразу по прибытии перед командованием школы была поставлена задача — к зиме 1942 г. построить землянки для запасного батальона, санчасти и лазарета, овощехранилище, гараж, столовую, а также жилые, хозяйственные и технические землянки.

Для семей офицерского состава было выделено 10 квартир горкоммунхозом, 15 квартир — Хакасуглем, однако большинство семей проживали в Доме Красной Армии и только к осени 1943 г. были расселены в Черногорске, Абакане и колхозе им. Калинина.

В годы войны ухудшилось материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений ВВС, особенно авиационной техникой. Об этом неоднократно указывалось в актах проверки авиашкол и училищ. «Из имеющихся в Бирмской школе самолетов И-16 – 14 шт. требуют восстановительного ремонта – 1, текущего ремонта – 2. Из 34 штук самолетов Ут-2 требуется восстановительный ремонт – 3 шт; ЛаГГ-3 – 10 самолетов, из семи самолетов У-2 шести требуется замена моторов. Всего в школе 94 самолета, большей части из них требуется ремонт…, школа абсолютно не имеет оборотных фондов моторов М-11Д, и М-105, большой некомплект лыж для самолетов: И-16 и УТИ-4 – 33 пары, ЛаГГ-3 – 10 пар, Ут-2 – 15 пар, что является большим тормозом для полетов зимой в условиях СибВО». При этом план подготовки летчиков не снижался.

Помимо учебной и хозяйственной работы, в 1942 г. личный состав школы оказал большую помощь народному хозяйству, работая на уборке урожая и постройке сахарного завода. Личный состав школы активно участвовал в различных социалистических соревнованиях, поддержал Государственный займ на укрепление боевой мощи советского государства, также отчислил от своих личных сбережений в фонд обороны облигациями 1180678 рублей и наличными 163546 рублей. Курсантами училища было собрано в фонд помощи детям фронтовиков 30719 рублей.

В 1942-1943 гг. в связи с ожесточенными боями на фронте и увеличивающейся потребностью в авиационных кадрах, в вузах по-прежнему не хватало времени для качественной подготовки обучающихся. Летный состав авиационных военно-учебных заведений в большинстве своем состоял из молодых окончивших авиашколы офицеров, которые имели весьма низкий уровень подготовки. Так, в Бирмской школе пилотов в списке летного состава на 1 января 1943 года числилось 68 человек. Из них находились на должностях летного состава: с 1937 года – 1 человек, с 1940 года – 3 человека, с 1941 года – 41 человек, с 1942 года – 23 человека. Из общего числа летного состава 40 человек являлись выпускниками этой же школы: 37 человек 1941 года выпуска, 3 человека 1942 года выпуска. Средний возраст летного состава составлял – 24 года.
План летной подготовки не выполнялся. В 1942 году, например, Бирмская военная школа пилотов по плану должна была подготовить на самолете ЛаГГ-3 – 395 человек. Фактически же было подготовлено всего 110 человек. Основными причинами невыполнения плана являлись:

а) слабая организация летной работы в авиационных эскадрильях и большое количество летных происшествий. Главным образом по недисциплинированности, плохой подготовки материальной части и недоученности личного состава;

б) неправильное использование новой материальной части, стремление охватить полетами большое количество курсантов при недостатке самолетов и моторов и недоучет сокращения поступления авиационного бензина;

в) перебои с поступлением горючего. Из-за его отсутствия школа не смогла использовать 45 летных дней.

Ситуация с качеством подготовки начала меняться в лучшую сторону с середины 1943 года. Об этом свидетельствуют отзывы из боевых частей на выпускников школы. «Качество подготовки летчиков (Бирмской ВАШП) в 1943 году значительно улучшилось по сравнению с 1942 годом».

В марте 1943 года штаб и УЛО были переведены в здание средней школы, где также удалось разместить лазарет, телефонную и радио станции, столовую для офицерского состава. Также были оборудованы классы по специальностям, стрелковые тренажеры летчика с подвижной кабиной и движущейся мишенью. Подобное оборудование было далеко не в каждой авиационной школе.

В апреле 1943 года Бирмская школа пилотов перешла с двухэскадрильного штата на четырехэскадрильный, и в июне 1943 г. приняла в свой состав две эскадрильи из Сталинградской ВАШП. Три эскадрильи располагались на полевых аэродромах на удалении 4, 18 и 24 км от Черногорска. В школе эксплуатировали самолеты следующих типов: У-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-7, УТ-1, Р-5, Як-9, Як-6.

16 сентября 1943 г. стало исторической датой для Бирмской ВАШП — в этот день школе было вручено Красное Знамя.

Понемногу начал увеличиваться и самостоятельный налет курсантов летных школ. В декабре 1943 года в отчете Бирмской школе пилотов указан средний налет курсантов – 15 часов. Несмотря на некоторые успехи в деле подготовки кадров, и опыт, накопленный за первый период войны, работа в авиашколах и училищах ВВС была еще не вполне удовлетворительной. Достаточно много было проблем с организацией учебного процесса, воинской дисциплиной, материально-техническим обеспечением и т.п. Об этом свидетельствуют архивные документы, в частности, акты проверок школ и доклады об их состоянии.

Так, в докладе о работе Бирмской ВАШП отмечалось: «Учебный процесс в школе организован неправильно. Курсанты эскадрилий два раза перераспределялись по классным отделениям и переводились из одной авиационной эскадрильи в другую. В запасном батальоне с июня до ноября занятия с курсантами не велись, так как они использовались на строительных работах».

Со временем указанные недостатки устранялись, а успехи Красной Армии на фронте позволили больше уделять внимание качеству выпускников военно-учебных заведений. Были увеличены сроки подготовки, в авиашколы стала поступать более новая авиационная техника, педагогический состав приобрел опыт работы и т.п. Все это в свою очередь положительно отражалось на профессиональной подготовке летчиков.

В Бирмскую школу стали поступать такие отзывы: «Пилоты выпуска 1944 года резко отличаются от выпускников 1943 года. Они лучше по качеству пилотирования. Особенно меня удовлетворяет апрельский выпуск. Подпись – заместитель командира 20-го ЗАП майор Мартыненко». Далее в документе указана информация о некоторых выпускниках школы: «Лейтенант М. В. Головко, вырос до командира звена, совершил 108 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 19 самолетов противника. Награжден орденом “Боевого Красного знамени” и орденом “Красной звезды”. Лейтенант М. Н. Шифрин, совершил 95 боевых вылетов, награжден орденом “Красной звезды”. Лейтенант И. А. Гальченко, совершил 10 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Н. А. Галецкий совершил 5 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Ирушкин совершил 87 боевых вылетов, награжден двумя орденами “Отечественной войны” и орденом “Боевого Красного знамени”».

В апреле 1944 г. личный состав Бирмской школы пилотов постановил отчислить свои личные сбережения на укрепление боевой мощи Красной Армии и просить Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина о разрешении построить на средства личного состава БВАШП звено самолетов, укомплектовать его экипажи летчиками Бирмской школы и направить на фронт. Для этой цели было собрано облигациями 770015 рублей и наличными 150185 рублей.

11 июня 1944 г. Сталин прислал командованию и личному составу школы свой боевой привет и благодарность Красной Армии и удовлетворил просьбу личного состава о посылке звена самолетов на фронт.

Для приобретения и передачи курсантам опыта реальных боевых действий летчики-инструкторы школы неоднократно направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами, в частности при ликвидации Восточно-Прусской группировки немцев в октябре-декабре 1944 г. С боями стажеры прошли всю Восточную Пруссию от Литовской границы до берегов Балтийского моря. За отличное выполнение боевых заданий они были представлены к правительственным наградам: ордену Красного Знамени — лейтенант Евсиков Г.Н., ордену Отечественной войны II степени — лейтенанты Рыльников В.Н. и Федорович И.А., ордену Красной Звезды — старший лейтенант Маташев, лейтенанты Лобанов и Меленченко.

Преподаватель Бирмской ВАШП лейтенант А.П. Тришевский стажировку проходил в качестве помощника начальника оперативного отделения штаба 240-й ИАД по разведке. За грамотное наведение штурмовиков на цели в боевых порядках наземных войск он был представлен к ордену Красной Звезды.

74 офицера и сержанта постоянного состава БВАШП принимали активное участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, из них 15 человек были награждены правительственными наградами.

Всего за период с 1 мая 1940 г. по 1 мая 1945 г. авиашкола подготовила на различных типах самолетов 1215 летчиков. Из них в годы Великой Отечественной войны – 1077 человек.

До начала Великой Отечественной войны школа произвела два выпуска курсантов. В годы войны Бирмская ВАШП подготовила более одной тысячи летчиков-истребителей. В боях за Родину летчики из Черногорска показали образцы высокого воинского мастерства и героизма. Дважды Героем Советского Союза стал майор Кирилл Алексеевич Евстигнеев, Героями Советского Союза – Борис Миронович Ривкин, Владимир Петрович Некрасов, Виктор Иванович Богданов, Савелий Васильевич Носов. Летчики-инструкторы направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами.

В 1946 году школа пилотов была расформирована, многие офицеры, уволившись в запас, остались жить в Хакасии. Самолеты, делая прощальные круги, улетали «своим ходом». Остальное увозили по железной дороге в Красноярск.


К 40-летию Победы над фашистской Германией по инициативе ветеранов и городского общества охраны памятников было принято решение в сквере на улице Бограда установить памятник выпускникам школы пилотов.

В 1987 году был установлен на постамент реактивный учебный самолет Л-29, переданный Барнаульским ВВАУЛ, и мраморная плита с 24 фамилиями и надписью: «Памятник установлен в честь летчиков-выпускников Бирмской авиационной школы пилотов, которая находилась в г. Черногорске с 1942 по 1946 гг. За годы войны в школе подготовлено 1168 военных летчиков. 7 летчиков получили звание «Герой Советского Союза». За годы Великой Отечественной войны при учебных полетах в Черногорске погибло 24 человека летчиков-инструкторов и курсантов школы. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ».

На памятнике есть ошибки в написании фамилий погибших и не хватает еще четырех фамилий: Малий Николай Михайлович, Владимиренко Николай Григорьевич, Жигунов Василий Матвеевич, Махов Борис Емельянович.

Авиационные катастрофы Бирмской ВАШП. 1942–1945 гг.


Далеко от фронта, в глубоком тылу, в Хакасии, погибли 28 летчиков. Процесс обучения летному делу не был легким, за короткий срок надо было научить курсанта летать на боевом самолете-истребителе и быть готовым к воздушным боям с врагом. Эти жертвы были не напрасными. Больше тысячи выпускников Бирмской школы пилотов с достоинством и честью сражались с немецко-фашистскими захватчиками и внесли свой вклад в общее дело Победы.

Использованы материалы статей: Вячеслав Филиппов «Памятник Летчикам в Черногорске – погибшим далеко от фронта»; Астраханцев Олег Николаевич, «Бирмская военная авиационная школа пилотов в 1940-1945 гг».

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Июнь 2024 (33)
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.