Заводоуковск - авиационный

Опубликовал: zampolit, 15-05-2018, 08:24, Путешествие в историю, 131, 0
Заводоуковск - авиационный

Осенью 1941 года в поселок Заводоуковский Омской области были эвакуированы ОКБ № 31 завода № 18 из Воронежа, а также сотрудники ОКБ П.И. Гроховского и Тушинского планерного завода. На этой базе был создан авиазавод № 499.

Основной продукцией этого предприятия были планеры. Планер, в особенности десантный – вещь одноразовая. Поэтому заводов, на которых выпускалась такая техника, было много. Только в области их разместилось два – Заводоуковский, и завод № 241 в Тюмени.

Всего же в структуре 11 Главного управления НКАП, которым руководил Иван Васильевич Куликов, было 10 таких предприятий. «На десяти серийных предприятиях за 1941-1945 годы было изготовлено 1900 планеров… Наибольший выпуск был на заводе № 499 под руководством А.С. Москалёва – 939 планеров за 1942-1945 годы. Это – единственный завод, строивший планера в течение всей войны».

Таким образом, можно смело утверждать, что почти каждый второй планер, выпущенный в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны, начал свою жизнь на Заводоуковской земле. А небольшой поселок Заводоуковский, можно так сказать, являлся столицей безмоторной авиации.

«Характерная особенность планерных заводов – их директорами в ряде случаев были известные конструкторы – А.С. Москалев, В.К. Грибовский, П.И. Гроховский, А.Н. Рафаэлянц, Л.П. Курбала, В.И. Левков. Этого не было на самолетных и моторных заводах».

Директором вновь образованного предприятия был назначен конструктор ленинградской школы А.С. Москалев (1904 – 1982). К тому времени он был уже известным создателем таких новаторских самолетов как «Сигма» и «Стрела».
Вот как он вспоминает подробности своего приезда в Заводоуковск: «Это оказался большой разъезд и поселок, битком набитый различным оборудованием, эвакуированным с Запада, но, видимо, потерявшим своих хозяев. Здесь были электрооборудование, двигатели, станки и многое другое. Здесь же стояли почти разгруженные вагоны нашего эшелона и эшелона Гроховского. Сразу включился в работу. Разместились мы на территории одной из наиболее крупных МТС Западной Сибири, но площадей было мало».

Тут в воспоминания Александра Сергеевича вкралась небольшая ошибка. Завод № 499 получил в свое распоряжение помещения Новозаимского зерносовхоза (ремонтные мастерские, гараж, курятник) и мельницу. Именно мельница, построенная в конце XIX века купцами Колмаковыми, стала энергетическим сердцем предприятия.

«Недалеко обнаружили давно законсервированную мельницу циклопических размеров, которая когда-то принадлежала местному миллионеру купцу Калмыкову (так в тексте). Мельница имела пять этажей и была построена из столетних строевых сосен. Первоначально мельница работала, используя энергию реки Ук, то есть это была большая водяная мельница, а затем из Англии был привезен паровой двигатель «компаунд» братьев Бромлей с громадным маховым колесом... Двигатель размещался в полуподвальном помещении, был хорошо законсервирован, но к нашему приезду почти весь занесен илом от многолетних паводков реки… Рядом с мельницей стояли тоже циклопических размеров хлебные амбары, построенные из столетних сосен. Строения сохранились, и ничего не сгнило… Большую помощь нам оказали одесские паровозники. Они быстро расконсервировали паровую машину. Подобрали подходящие электрогенераторы, провели электропроводку, не прошло и десяти дней, как состоялся пуск двигателя. Производственные цеха МТС мы приспособили под механическое и слесарно-сварочное оборудование, а мельницу с амбарами, имевшие около 13500м2 производственных площадей, для столярных и сварочных работ.

Помимо этого стали спешно строить и подсобные помещения, главным образом землянки… Мельница осветилась электрическими огнями. Бережно было снято мельничное оборудование, мельницу и амбары утеплили, застеклили и установили паровое отопление. И была пора. На дворе разворачивались сибирские морозы... День и ночь все мы работали без отдыха, как и вся страна. Коллектив нового завода спешил начать производство».

Началось производство с десантных кабин. Кабина подвешивалась на бомбодержателях под брюхо бомбардировщика ДБ-3 и позволяла перевозить 12 - 14 десантников.

«Спустя 12 дней, завод начал выпускать первую продукцию – это были десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых мы привезли с собой. О пуске завода № 499 рапортовали нашему прямому начальнику… Получили поздравление и с еще большей энергией продолжали работать, осваивая новое место, привлекая к работе местную молодежь допризывного возраста и непрерывно увеличивая выпуск продукции».

Однако обстановка на фронтах складывалась так, что большой необходимости в десантной технике не было. Зато нужно было выпускать все больше и больше пилотов, чтобы пополнить жестокие потери, понесенные нашей авиацией в начальный период войны.

«Заводу поставили новую задачу – освоить выпуск учебных планеров А-2. Простая конструкция, небольшое количество применяемых материалов позволили быстро освоить их в производстве. На них учились летать курсанты планерных и летных школ. За 1942 год завод выпустил их 405 штук».

Для того чтобы понять, насколько большой вклад внесла продукция авиазавода в подготовку летных кадров, достаточно сказать, что всего учебных планеров А-2 (УС-б) конструкции O.K. Антонова было построено 424. Десантная техника, в первую очередь планеры, являлась основной продукцией завода. Самым же массовым планером в годы войны стал А-7 O.K. Антонова – 810 экземпляров на трех заводах. 509 из них было выпущено в студеном военном Заводоуковске. А.С. Москалев вспоминал: «Зиму пережили с очень большими трудностями. Стояли непривычные для нас морозы. Часто термометр показывал – 60 оС. Трудно было сохранять необходимую температуру в цехах, где шла клейка нервюр и лонжеронов. Мы уже начинали выпуск планеров А-7».

Эту модель выпускали в нескольких модификациях: десантной, учебно-штурманской, с двойным управлением и даже 9 планеров-бензовозов. В ноябре 1942 года планеры заводоуковского авиазавода участвовали в доставке антифриза для танков на Сталинградском фронте, внеся свою лепту в коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

Знаковой стала заводоуковская земля для известного советского авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Именно здесь в массовую серию пошли первые летательные аппараты молодого тогда конструктора – планеры А-2 и А-7. Три четверти их было выпущено на Заводоуковском авиазаводе. Именно здесь начался путь от маленького учебного А-2 к гигантам «Антею», «Руслану» и «Мріе». В ОКБ-31 на базе планера А-7 конструкции О.К. Антонова была разработана и запущена серия АМ-14.

А.С. Москалев вспоминал: «В конце 1942 года нам была поручена модернизация семиместного десантного планера А-7… Олег Константинович Антонов написал… доверенность, в которой доверял мне делать с планером практически все, что потребуется, правда, он ограничивал число десантников – 11. Может быть думал, что при большем количестве десантников, на чем настаивало ВДВ, я перетяжелю планер, и его не поднимут буксиры? Военные просили 14 десантников. Я таким его и сделал, обеспечив буксировку теми же самолетами, которые буксировали А-7. При определении названия нового планера О.К. Антонов настоял в МАП, чтобы он назывался АМ-14, видимо, в знак моего участия в его создании. С момента успешного испытания АМ-14 в воздухе, завод перешел на их серийное производство». Всего в 1944 - 1945 годах было выпущено 106 АМ-14, все с двойным управлением.

С заводоуковской десантной техникой связана одна из самых известных партизанских операций в годы Великой Отечественной войны. Вот как о ней рассказывает сам А.С. Москалев: «В конце мая 1943 года мы получили спешное задание подготовить 50 десантных планеров, которые должны быть переброшены в район Минска к белорусским партизанам. Планеры должны быть оборудованы приспособлениями для транспортировки горючего, вооружения, в том числе пушечного. Срок изготовления был жесткий. Все это мы должны были сделать за 25 суток. Решение этой задачи интересовало лично товарища И.В. Сталина.

В точно заданные сроки задание было выполнено, и планеры переброшены сначала в Москву, а затем, нагруженные, к партизанам… Сильное беспокойство, которое доставляли гитлеровцам партизаны, привело немецкое командование к решению – во что бы то ни стало уничтожить партизан... Они начали с планомерного уничтожения партизанских сёл и жителей в них. Женщины, старики и дети бросились в леса... У партизан собралось много больных, раненых и не боеспособных людей. Партизаны, обремененные населением, теряли свою подвижность, не хватало продовольствия, боеприпасов, вооружения и медикаментов.

Разведка своевременно доложила о готовящейся карательной операции гитлеровцев, которые подтянули танки, пехотные части и артиллерию. Оценив обстановку, Верховное командование приняло решение о срочном усилении партизан комсоставом, вооружением и медикаментами. Эту задачу и было решено выполнить с помощью десантных планеров. Учитывая угрожающую обстановку, к партизанам вылетел товарищ Щербаков... До наступления карателей товарищ Сталин приказал вывезти из партизанского отряда в город Москву товарища Щербакова, который вследствие ухудшения обстановки, в отсутствии нужных взлетных полос, не мог оттуда выбраться на имеющихся самолетах. В это время на полигоне воздушно-десантных войск проходили государственные испытания самолета САМ-25 М-11Е. С помощью этого самолета, обладавшего большой дальностью полета и взлетавшего с площадки порядка 40 метров, летчик А. Дабахов обеспечил перелет товарища Щербакова в Москву… В этой операции летчик С. Анохин даже сумел переправить на АМ-14(так в тексте) двух тяжелораненых партизан».

Это, действительно, уникальный случай – редко когда десантному планеру удавалось вернуться из обычного полета «в один конец». Достигнут этот результат был не только благодаря мастерству одного из лучших пилотов-планеристов С.Н. Анохина, но и благодаря высочайшим качествам заводоуковской техники.

«Результатом был полный разгром карателей, которые при нападении получили сокрушительный отпор. За оперативную помощь партизанам А.С. Яковлев. О.К. Антонов, В.Е. Грибовский и я были награждены партизанскими медалями первой степени».
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Февраль 2018 (59)
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.