Знаменский собор - лучший представитель барочной архитектуры Сибири

Опубликовал: prototip, 18-02-2016, 11:08, Путешествие в историю, 976, 0

Знаменская церковь (ставшая затем кафедральным собором) была заложена 21 сентября 1768 года на месте сгоревшей деревянной церкви. Первый деревянный храм сооружен между 1624 и 1659 годами. В 1659 году он сгорел, был восстановлен и вновь сгорел 4 июля 1766 года. Каменная Знаменская церковь строилась более тридцати лет, до 1801 года, что объясняется нехваткой денег (церковь строилась за счет прихожан и обошлась им в 10 тысяч рублей). В 1775 году была завершена трапезная с придельным алтарем, а к 1801 году «вообще отстроилась вся церковь».

Тобольские епархиальные вести так описывают Знаменский храм 1800 года: «Церковь состояла из крыльца с круглыми колоннами, притвора с колокольней над ним, трапезы, отдаленной от церкви глухой каменной стеной, со стеклянной дверью, и главного храма. В трапезе на правой стороне был придел во имя св. Иоанна Златоуста, в котором зимой и совершалась служба. Стены церкви внутри и снаружи были выбелены. Крыша церкви, купол, подглавки и ограда были деревянные. Колокольня четырехугольная, двухъярусная, в каждом ярусе по всем четырем сторонам по два слуха».

В 1828 году было закончено возведение каменной ограды вокруг церкви по проекту губернского архитектора А. Малышева. Она стала важным элементом ансамбля. Двое ворот связывают участок с городскими улицами. Они представляют собой причудливую фантазию на темы русского классицизма и выполнены в виде двух портиков, служащих своеобразными устоями для металлических ворот (в настоящее время вместо первоначальных полотен установлены ампирные решетки ворот дома № 47 по улице Ленина). Каждый из портиков имеет калитку с полуциркульным проемом, увенчан фронтоном с сухариками, и мало того, ступенчатым аттиком. С уличной стороны калитки обрамлены безордерными полуколоннами в вертикальных нишах, на невысоких постаментах. Со стороны участка стены устоев-портиков гладкие. Очень приземистые полуколонки вместо капителей имеют тонкий плинт в виде полукруглой плиты. Роль классического архитрава (несущей балки между колоннами) здесь играет тонкий сплошной пояс, несоразмерный с величиной фронтонов. Однако все эти «несуразности» не делают композицию ворот карикатурной, а придают ей самостоятельность, сомасштабность восприятия с близкого расстояния. Отсутствие стилистической общности со зданием церкви создает некоторый эффект отстранения, необходимый, на наш взгляд, при входе на территорию культового здания. Прясла ограды Знаменской церкви образованы кирпичными оштукатуренными столбиками и металлической решетчатой ограды, установленными на высоком сплошном цоколе.

Пример ансамбля Знаменской церкви еще раз доказывает, насколько важны для архитектуры все компоненты пространственной организации участка. Перекличка архитектурных форм церкви и ограды всегда порождала дополнительные эффекты. Утрата оград (как это произошло, например, с комплексом Вознесенской церкви) оголяет здание, разрушает целостность ансамбля и обедняет застройку старой части города.

До середины XIX века Знаменская церковь представляла собой вытянутый «корабль» с небольшим южным приделом в трапезной и двухъярусной колокольней над притвором. В декабре 1850 года был утвержден план реконструкции церкви, предусматривавший расширение и переделку ее из холодной в теплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной.

В 1850 году по настоянию прихожан в Тобольской губернской строительной комиссии был разработан проект пристройки к Знаменскому храму двух приделов и видоизменения фасадов. Но столичное отделение Департамента проектов и смет, рассмотрев чертеж, нашло «оный по неблаговидности фасада неудовлетворительным». После той неудачи духовное правление решило ограничиться только постройкой небольшого придела с южной стороны. Его возведение завершили в 1855 г. и освятили во имя Иоанна Златоуста. Во время ремонта главный храм был объединён с зимней церковью (трапезной) большой аркой. На средства купца Ивана Васильевича Иконникова в храме устроили две заклиросные рамы с резьбой, позолотой и колонками, куда вставили икону Знамения Богоматери и образ св. Николая. Тогда же был переделан старый барочный иконостас.

Ремонтные и отделочные работы продолжались до 1862 года. Одновременно на церковном участке был высажен сад. В 1880 году деревянный пол в церкви был заменен чугунным.

В 1898 году Тобольское губернское отделение предложило новый проект расширения Знаменской церкви (автором проекта возможно был епархиальный архитектор Б.Б. Цинке). На этот раз замысел отличался масштабностью. Длина здания увеличилась до 45 метров и старый храм фактически растворился в новом, он превратился в алтарную часть. Боковые приделы трактованы как нефы, слитые с главным пространством широкими арками. Но доминирующей все же оказалась трапезная, сильно увеличенная в размерах. Колокольня отодвинулась немного дальше вдоль общей оси. Примкнувшие к ней с двух сторон служебные помещения образовали ступенчатую композицию западного фасада с легким ассиметричным сдвигом объектов.

Архитектура всех достроенных объемов органично слилась с древнейшей частью церкви, создав сложный, но целостный и по-настоящему барочный образ.

Согласно архивным источникам в 1858 году над проектом Знаменской церкви работали в Тобольске епархиальный архитектор Б. Цинке и А. Васильев. Последний был автором реконструкции Пророко-Ильинского храма и проектировал церковь в селе Утешево – одно из самых красивых культовых зданий в пригородах Тюмени.

В конце XIX века придел Иоанна Златоуста сгорел и в 1901 году вновь был отстроен екатеринбургским купцом М.И. Ивановым (к архитектурному надзору и частичной доработке проекта привлекались тобольский гражданский инженер Сергиев и тюменский городской архитектор К. Чакин). Ивановым же в 1904 году пристроен к церкви северный придел – Никольский. В этом же году было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня. В таком виде здание сохранилось до наших дней.

Тюменский Знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания: приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рожденным единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная почти готическая устремленность вверх, как Знаменскому собору. Поэтому так необычно и привлекательно городское пространство вокруг него. Среди плотной застройки бело-зеленая громада собора показывает себя частями, то мелькая в узких прострелах между домами, то неожиданно возникая где-то высоко над ними.

Адрес: г. Тюмень, улица Семакова, д.13скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (33)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.