Основы ремонта машин
Устранение повреждения и неисправности в машинах достигается путем ремонта. Ремонт — это устранение повреждений и неисправностей, путем замены поврежденных или изношенных агрегатов, механизмов, узлов, приборов или деталей исправными, или восстановление их работоспособности сварочными, регулировочными, крепежными и другими работами.
Ремонт имеет несколько значений: военное – при боевых действия необходимо восполнять технику за счет вышедших из строя машин. За время Великой Отечественной войны отремонтировано 430000 танков и САУ, 75-80% танков было восстановлено, 20-25% не подлежали восстановлению. Экономическое значение ремонта заключается в удлинении срока службы машин, сокращение потребности в изготовлении новых экземпляров.
Основными понятиями и определениями ремонта являются:
Составные части – детали, комплексы, узлы, механизмы, агрегаты.
Деталь – неделимая часть машины, агрегата или узла, выполняющая определенную функцию.
Комплект – набор сопряженных деталей, выполняющий функции определенных деталей.
Механизм – связанная система деталей, в котором движение одной или нескольких деталей вызывают совершенно определенные движения остальных деталей.
Узел – совокупность деталей и комплектов, которые в собранном виде непосредственно являются частью агрегата или даже машины.
Агрегат – составная часть машины, включающая в себя узлы, комплекты, детали и выполняющую определенную работу.
Неисправности для устранения которых требуется проведение среднего или капитального ремонта называются повреждениями. Причинами неисправностей могут быть: нарушения правил эксплуатации, недостатки конструкции, недостатки производства и ремонта, боевые повреждения.
Виды неисправностей:
Боевые – повреждение машин в результате огня противника или повреждение происшедшие при преодолении его заграждений.
Поломка – повреждение для устранения которого требуется произвести текущий ремонт.
Авария – повреждение машины, для устранения которого требуется средний или капитальный ремонт, или машины не подлежит восстановлению.
Катастрофа – авария или поломка машины, повлекшая за собой гибель людей.
Виды ремонта:
Текущий ремонт не планируется, проводится экипажем или отделением технического обслуживания батальона или ремонтной роты полка. Средний ремонт производится после отработки срока 8000 км отдельным ремонтно-восстановительным батальоном дивизии с привлечением экипажа. В ходе него заменяются и ремонтируются изношенные агрегаты, узлы, детали, проверяется техническое состояние остальных агрегатов, узлов, проводится регулировки, испытания, выполняется ТО-2. Машина возвращается в свое подразделение. Капитальный ремонт проводится после среднего, через 6000 км на заводах капитального ремонта. После сдачи машины она списывается с учета части. Для агрегатов существуют текущий и капитальные ремонты.
Методами ремонта могут быть:
Агрегатный – неисправный агрегат заменяется новым, или заранее отремонтированным.
Индивидуальный – неисправный агрегат или узел снимается, ремонтируется и устанавливается на свое место.
Смешанный – часть агрегата заменяется новыми, часть ремонтируется и устанавливается на свои места. Основным методом при ведении боевых действий является агрегатный.