Традиции празднования сабантуя у татар

Опубликовал: zampolit, 10-04-2018, 11:08, Путешествие в историю, 759, 0
Традиции празднования сабантуя у татар

При создании советской праздничной традиции большое внимание следует уделять умелому использованию народных праздников. В Татарской АССР и в настоящее время большой популярностью пользуется традиционный праздник сабантуй. Это трудовой праздник, очень любимый в народе, корнями своими уходящий в глубокую древность.

Возникновение его было связано с аграрным культом. Об этом свидетельствует и его название: сабан означает «яровые» или в другом значении — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество»; таким образом, смысл слова сабантуй — «торжество в честь сева яровых». Цель обряда — задобрить духов плодородия и тем самым благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Сев значил так много в хозяйственной деятельности человека, что его непременно отмечали каким-либо образом. С изменением, усовершенствованием хозяйственного уклада магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX в. сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией. Несмотря на то что сабантуй был широко распространен и очень популярен в народе, имеющиеся описания его неполны.

Внимание исследователей привлекали в основном только всевозможные состязания —(майдан) и проводившийся накануне сбор подарков для победителей, т. е. последний этап сабантуя. Если в описаниях и встречались отдельные весенние обряды, то их никак не связывали с праздником. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар (в том числе чепецкой группы) и татар-кряшен.

Анализ праздника показывает, что сабантуй распадался на ряд этапов, наличие или отсутствие которых и создавало своеобразие того или иного варианта.

Первый вариант сабантуя сложный, состоящий из нескольких этапов, растянут во времени. Его проводили в деревнях Мамадышского, Кукморского, части Сабинского и Арского районов, во многих деревнях восточных и юго-восточных районов Татарии, а также в татарских деревнях Вятско-Полянского района Кировской области.

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэре или зэрэ боткасы (термины дэрэ, зэрэ непереводимы), а в восточных и юго-восточных районах Татарской АССР — карга боткасы — «грачиная каша».

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками — тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста — бавырсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят...». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным. В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на украшенных лошадях юноши. Начинался так называемый серэн cyгy (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо серэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали серен пеший — жэяуле серэн. Несколько ряженых мужчин (искекэй булып), шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал , грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи —платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания; как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями, на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в проведении его. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствовавшие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.
Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 - 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Если батыры и джигиты демонстрировали на сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы показать свой талант, услышать одобрение народа. Во время сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом — в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Завершался сабантуй вечерними молодежными игрищами. До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки, парни и девушки пели песни, водили хороводы.

Характерно, что на этом празднике, несмотря на большое стечение народа и ажиотаж, возникавший во время состязаний, никогда не случались беспорядки. Об этом свидетельствуют наблюдения очевидцев, описывающих сабантуй. Один из них писал: «Справедливость требует отметить, что, несмотря на такое многолюдство, на сабане редко можно встретить пьяных или вообще хулиганствующих. Порядок образцовый и ревниво оберегается самими гуляющими. И в этом случае татар лишь можно похвалить, что они разумно пользуются своим отдыхом».

Таков в общих чертах первый вариант сабантуя. Подводя итоги, можно выделить следующие его этапы: 1) приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дере боткасы); 2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор юношами яиц верхом на лошадях и угощение после него (атлы серэн); 4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (океяуле серен —«пеший сорэн») может и не быть; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами, верхом на лошадях); 6) майдан — состязания; 7) вечерние молодежные игрища.

Второй вариант сабантуя был короче, чем первый. Основная часть праздника длилась два дня в каждой деревне. Он характерен для основной массы деревень Балтасинского и Арского районов.

Составными частями его были: 1) скачки юношей на украшенных лошадях за 10 дней или за неделю до майдана (ат аягы кыздыру — в буквальном переводе «разогрев лошадиных ног»); 2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор подарков для сабантуя (чаще всего в нем участвовали двое-трое мужчин. Подарки привешивали к шесту, который несли через плечо); 4) майдан; 5) вечерние молодежные игрища.

Третий вариант сабантуя также непродолжительный, характерен для деревень Арского и Высокогорского районов. Он состоял из: 1) сбора детьми крашеных яиц; 2) сбора подарков д ля сабантуя, чаще юношами верхом на лошадях; 3) майдана; 4) вечерних молодежных игрищ.

В отличие от первых двух вариантов, в этом — группы юношей поочередно устраивали друг другу угощения, которые проводили в дни сабан туя (серэн йору). Таким образом, термин серэн обозначает здесь другое понятие (в некоторых деревнях он вообще отсутствует).

Четвертый вариант сабантуя наиболее архаичен. Накануне праздника или в день его старики шли на кладбище и брали с собой куриные яйца. Там устраивали моление. Яйца отдавали мулле, надеясь обеспечить себе благополучие в новом хозяйственном году. В ряде деревень чепецких татар накануне сабантуя женщины-соседки поздравляли друг друга с началом весны и угощали сметаной, яйцами и другими продуктами.

Этот вариант сабантуя был менее праздничным. Так, не было массового сбора детьми крашеных яиц, хотя яйца и красили. Их в день сабантуя хозяйка сама раздавала детям своих родственников. Сбор подарков проходил довольно буднично. Собирали их двое-трое мужчин, специально выделенных д ля этого. А в ряде деревень чепецкой группы татар (деревни Починки, Бугашур, Татключи Юкаменского района Удмуртии) подарки вообще не собирали. Полотенца молодух выносили прямо на место состязаний их мужья или свекры. За обладание ими состязались представители только своего рода — «явер» (род мужа), представители других родов этот приз не получали. В этих же деревнях существовал обряд тен эчу («пить ночью»). Заключался он в том, что после состязаний молодые люди, разбившись на несколько групп, ходили по домам односельчан, где их угощали домашним пивом (сра).

Четвертый вариант сабантуя в свою очередь можно разделить на два вида.

Первый вид характерен для ряда деревень Зеленодольского и Высокогорского районов Татарии и некоторых деревень чепецких татар. Его составные части: 1) посещение мужчинами кладбища, куда они приносили яйца и после моления отдавали их мулле; 2) сбор подарков, который проводили двое-трое мужчин; 3) раздача крашеных яиц детям родственников в день сабантуя; 4) майдан; 5) угощение юношей сра (медовухой). Иногда юноши поочередно угощали друг друга (но термина серэн здесь нет); 6) вечерние молодежные игрища.

Второй вид характерен для остальных деревень чепецкой группы татар, проживающих в Юкаменском районе Удмуртии. Его составные части: 1) посещение мужчинами утром кладбища (с яйцами); 2) каждый желающий (а молодуха — обязательно) подарки выносил прямо на место состязаний; 3) раздача крашеных яиц детям родственников в день сабантуя; 4) майдан.
В отличие от других мест здесь в конных скачках участвовали представители только тех родов, где появилась молодуха, причем число наездников определялось количеством полотенец, выделенных молодухой (иногда по 5—6 штук); 5) обряд тен эчу, 6) вечерние молодежные игрища.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2019 (43)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Календарь
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.