Формирование советской сельской культуры в Приишимье
Социально-демографические факторы, связанные с массовым переселением в Сибирь в ходе Первой мировой и Гражданской войн, революций 1917 г., переход страны от капиталистического к социалистическому пути развития, требовали изменения подхода к образованию, культурному уровню местных жителей, вовлечению каждого гражданина молодого государства в политическую жизнь общества.
Многолетняя практика человечества выработала и сформировала основные понятия, принципы и содержание культуры. Следование высокой городской моде неизменно считалось признаком культурности, а тот, кто не понимал этого и не умел придерживаться ее норм в своем поведении, считался некультурным, «деревенщиной». На самом деле слово «культура» означает сферу и способ более высокого и достойного поведения, приобщение к значимым духовным достижениям человечества, понимание художественных творений или знание научных истин и положений, воспитанность и корректность в поведении, моральную ответственность. Через приобщение к этой сфере человек может освоить более достойный образ бытия и стиль жизни.
Сельская культура носит ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия «сельское население» (в него входят все проживающие в сельской местности) и «крестьяне» (только те из проживающих в селе, кто занят сельскохозяйственным трудом). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти только о крестьянах.
Принято считать, что в дореволюционный период сложился определенный образ западносибирского крестьянина, в зависимости от места проживания обладающего теми или иными качествами. С установлением Советской власти начались коренные преобразования не только всего российского общества, но и формирование совершенно нового, идеологически настроенного человека, обладающего строго ограниченным мировоззрением и миропониманием. Для быстрейшего стирания границ между горожанами и селянами предлагалось повысить культурный уровень последних, «вырвать их из дремучей темноты невежества», приобщить к достижениям мировой культуры, основам марксизма-ленинизма. На VIII съезде РКП (б) в 1919 г. перед партией и народом была поставлена задача – внедрить новую систему народного образования, превратить школу в орудие коммунистического преобразования общества.
Созданный в 1919 г. отдел народного образования Ишимского уездного исполкома Тюменской губернии решил начать всестороннюю борьбу с неграмотностью как с пережитком прошлого. Перепись населения 1920 г. показала, что неграмотных в городе и уезде в возрасте 14–50 лет насчитывалось около 150000 человек.
Просвещением жителей помимо различного уровня школ и ликвидационных пунктов (ликпунктов) занимались и в учреждениях культуры. В начале зимы 1919 г. на территориях, освобожденных от колчаковских войск, по рекомендации губернских, уездных и волостных властей стали открываться культурные учреждения для крестьян. Так, в первых числах декабря 1919 г. был образован культурно-просветительский кружок в Викулово.
После ежедневных репетиций 25 сельских артистов и их помощников поставили и провели два платных спектакля: «Как кур во щи» Мясницкого и «Канцелярские слухи», собрав за месяц 1400 рублей. Аналогичные кружки появились и в других селах: Бутырском, Гагарьевском, Голышманово, Ильинском, Истошинском, Каменском, Казанке, Карасульском, Красноярском, Смирновском, Сорокинском. Через приобщение селян к современной советской культуре молодежь старалась создать негативное отношение к дореволюционному образу жизни, зажиточному слою крестьянства, институту Церкви, равнодушному отношению к политике партии и правительства, и, наоборот, стимулировать интерес к происходящим в стране положительным изменениям, создать уверенность в реальности построения «светлого будущего». Медленно и не всегда добровольно происходило внедрение в сознание приишимцев праздничной культуры с ее аскетичными атрибутами, митингами, запретом православных традиций и антиалкогольной пропагандой.
Благодаря директивам центральных и местных властей к 1920 г. в Приишимье действовало 46 Народных дома и клуба, 38 из них располагались в сельской местности (1 клуб являлся национальным – латышским). В уезде постоянно росла сеть библиотек и изб-читален. Уездный отдел народного образования старался снабжать все 122 читальни газетами и новой литературой, только в 1920 г. туда поступило около 30000 книг, рассчитанных преимущественно на детей и малограмотных крестьян. Для развития творчества, организации наглядной и доступной агитационной и пропагандистской работы открылись 62 театра.
Особой популярностью стали пользоваться в Ишиме постановки показательного театра имени Луначарского и местного театрального кружка; по выходным и праздникам горожане и жители близлежащих сел собирались послушать оркестр и хор. К сожалению, городскую музыкальную школу, рассчитанную на 200 мест, из-за отсутствия своего здания пришлось вскоре закрыть.
Несмотря на резкое снижение доверия к советской власти и всем ее начинаниям в ходе знаменитого крестьянского (Ишимского) мятежа начала 1921 г., охватившего почти всю Западную Сибирь, к концу года по Ишимскому уезду действовали 52 Народных дома, 64 библиотеки, 25 клубов и 324 избы-читальни. Так как пользы от них, по мнению властей, оказалось мало, принимается решение – количественное сокращение учреждений культуры и качественное их улучшение. По данным на 1922 г., в Ишимском уезде осталось 14 изб-читален, но уже к началу 1923 г. их число увеличилось до 18, в Ишиме действовали рабочий клуб, центральная городская и детская библиотеки.
С установлением политики нэпа формированием окружного бюджета и отчислением средств на нужды образования появилась возможность возобновить работу сельских библиотек. В 1924 г. по округу насчитывалось 37 изб-читален, к концу года планировалось открыть еще пять – в Новой Ильинке Петуховского района, Ново-Александровке Ильинского района, Боковом Абатского района, Бутырино Частоозерского района, Пьянковой Армизонского района; постепенно добавляя в 1925–1926 и 1926–1927 гг. по 4 новых учреждения культуры.
По данным на 1923 г. особой популярностью у читателей детской районной библиотеки в Ишиме пользовались детские книги (за год выдано 15464), беллетристика (7453), книги по географии (1085), истории (958), точным наукам (878) и совсем никого не интересовала литература по религии, сельскому хозяйству, прикладным знаниям. Сотрудники библиотеки проводили для своих читателей беседы и лекции, праздники, тематические вечера, экскурсии, во внеучебное время школьники собирались на заседание кружка «Содействия библиотечному делу». К 1930 г. количество изб-читален достигло 862.
На рубеже 1920–30-х гг. Ишимские окружные власти наравне с ликвидацией неграмотности, организацией библиотек и школ считали необходимым наладить систему сельских домов культуры, "которые, будут обслуживать членов колхозов, профсоюзов, потребкооперации, красноармейцев и бедняцко-середняцкие массы деревни". При каждом районном доме культуры планировалась библиотека с детским отделением и передвижным фондом, колхозный университет, различного рода курсы, культурно-бытовые учреждения, кино и радиопередвижки, инструктора кино-радио дела и т. д. Кроме этого, в целях расширения территории обслуживания предполагалось создавать участковые клубы и читальни в форме отделений. Руководить политпросвет учреждениями должны были советы изб-читален или красных уголков, которым предписывалось в июле 1930 г. провести «очищение библиотек от чуждой литературы», всесторонне помочь в организации трансляционных районных узлов (радио). При каждом клубе округа предполагалось открыть стационарное кино, а в г. Ишиме – агентство Совкино, в результате чего значительно снизились бы расходы, цены на билеты и прокат.
Например, Викуловский районный Дом культуры, переделанный из церкви, имел зрительный зал, сцену, фойе. Особой популярностью среди викуловских крестьян начала 1930-х гг. пользовался театральный кружок, для которого приобрели специальные принадлежности: 12 декораций, 13 костюмов, 7 париков, 15 бутафорских предметов и другое театральное имущество. Для занятий спортивного и музыкального кружков райком выделил средства на приобретение двух комплектов шахмат, бильярда, турника, венской гармони и баяна с настоящим футляром.
Одним из достижений науки и техники, призванным не только развивать кругозор и удовлетворять эстетические потребности населения, но и оказывать идеологическое воспитание, с конца 20-х гг. становится кино. В июне 1929 г. руководство Сладковского района отмечало достижения и недостатки культурной работы. К первым отнесли 5 изб-читален, 2 клуба, 33 школы в 22 сельсоветах с 64 населенными пунктами. Но в отчете за первое полугодие 1929 г. отмечали: «Нет кино. Придавая кино в условиях Сладковского района доминирующее значение во всей культурно-массовой работе, райисполком просит воздействовать на Уралбазу в скорейшей заброске кинопередвижки».
В этот период под контролем Потребительского общества Ишимского округа начала создаваться сеть кинопередвижек: если в сентябре 1928 г. в населенных пунктах имелось 11 аппаратов, то к 1 июля 1929 г. их количество выросло до 25. Осенью 1929 г. получило такую передвижку и Сладковское многолавочное потребительское общество, выиграв ее по конкурсу хлебозаготовок. Народ желал смотреть полюбившиеся фильмы как можно чаще, наизусть заучивал веселые и грустные песни, с удовольствием вспоминали смешные фразы.
В предвоенный период в Приишимье почти закончилась борьба с неграмотностью, действовала сеть профессиональных учебных заведений, на селе появились семилетние школы, в которых велась активная комсомольская и пионерская работа, все больше сельских детей посещало спортивные, художественные и политические кружки. С помощью государства, окружных и районных властей, на средства, собранные самим населением, начались положительные изменения в культурной жизни приишимцев. С каждым годом росло количество библиотек и клубов, все больше селян и горожан выписывало периодические издания, посещало киносеансы и спектакли, тем самым включаясь в социальную и политическую жизнь государства.
В то же время плотный неформальный контроль за поведением каждого члена локальной общности становится формализован, из села удаляются те, кто не смог или не захотел перестроиться в угоду новым властям. Постепенно формируется дух сплоченной общины, ключевые вопросы, в т. ч. связанные с образованием и просвещением, подвергаются коллективному обсуждению. В потоке информационного обмена ведущую роль продолжали выполнять местные слухи, по-своему интерпретируя исторические и общегосударственные события. Ограниченный культурный выбор, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности горожан (посещение театров, музеев, художественных выставок) на долгие десятилетия не позволили сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности.
Источник: Е.П. Ермачкова. Особенности формирования советской сельской культуры в 1919–1929 годах (на примере Приишимья). Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369).