Топ-100

Ислам на Руси

Опубликовал: zampolit, 21-09-2017, 08:57, Путешествие в историю, 981, 0
Ислам на Руси

Долгое время Русь была моноконфессиональным государством, но в ней возникали небольшие мусульманские анклавы, такие как Мещера в XIV веке, Касимовское ханство в XV веке. После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства и включения его в состав Московии, покорения Астраханской и Ногайской орд в Российском государстве появляется крупное этноконфессиональное меньшинство, которое на долгие годы стало легитимным участником общественной и культурной жизни России. В XVI - XVII вв. закладывались основы подхода государства к исламу, традиции которого в той или иной форме сохранились до конца Российской империи, при советской власти и после нее.

Однако с самого момента появления исламского вероучения не существовали религиозные центры, которые руководили бы религиозной жизнью мусульман целой страны (не мусульманской), и это еще одна особенность ислама. Не существуют такие центры в мире и сейчас. Долгое время не было подобных центров и в России, мусульманская среда являлась достаточно «архаичной», слабо управляемой со стороны православной государственной власти, которая не могла быть для мусульман полностью легитимной. Отсутствие исламской легитимности объясняется тем, что Всевышний Аллах не возлагает на человека никаких обязанностей, кроме тех, которые он может исполнить. Мусульманин может молиться повсюду, где застает его время молитвы, а не только в мечети. Нет в исламе и рукоположения в сан: имамом, ведущим богослужение, может быть любой мусульманин . Кроме того, согласно Корану в мире может быть только одно исламское государство, созданное пророком Мухаммадом .
На последнее положение часто ссылаются как религиозные деятели, так и исламоведы. В Коране говорится, что мусульманам будет ниспослано царствие; указывается, чтобы они доверяли государственные дела людям, достойным такого доверия. Если же доверие оказано впустую либо когда правление будет доверено недостойным, то следует ждать саах, то есть часа гибели. В Коране излагаются три важных правила, относительно руководства в делах государства . Во-первых, это повиновение Богу и Его Посланцу; во-вторых, повиновение тем, кто пользуется у мусульман авторитетом; в-третьих, в случае конфликта с властями следует выносить спор на суд Бога и Его Посланца. Таким образом, Бог и Его Посланец являются высшей властью. Это положение далее разъяснено в Хадисе. «Слушать и повиноваться, - сказал Пророк, - надлежит человеку до тех пор, пока ему не приказывают выйти из послушания Богу; когда же человеку приказывают выйти из послушанию Богу, он не должен слушаться и повиноваться властям». При этом предлагается повиновение земным властям в светских делах, а религиозным властям - в делах веры. Что касается светских властей, то в Хадисе есть правило: «Власть тех, кому она доверена, не должна оспариваться, кроме тех случаев, когда вы видите деяние, исполненное открытого неверия. И есть у вас ясное свидетельство от Аллаха» .

Видимо, для нашей страны с ее огромными размерами, сильнейшими традициями бюрократизации и вмешательства государства в личную жизнь граждан такая ситуация с мусульманами, в целом неуправляемыми в «нормальном» понимании (поскольку в исламе нет посредников между Аллахом и человеком, Аллах и есть Кесарь), когда только Аллах либо Его Посланник могли определить легитимность власти, не устраивала руководство Российского государства, как, видимо, и Русскую Православную Церковь. Поэтому начиная с XVI века московские государи выбрали такой вариант организации мусульманской среды, рассматривавшейся как инородческая, при котором стремились привести своих подданных к православной вере и распространять православие всеми возможными способами.

В 1555 году Московский митрополит Макарий основал Казанскую епархию. Ее возглавил епископ Гурий, перед которым была поставлена задача крещения мусульман. В 1593 году обнародуется указ Федора Иоанновича о разрушении мечетей в присоединенных к России областях, гласивший: «Мечети же татарские все пометати и татарам мечети единолично не ставити и, конечно, татарские извести». В годы царствования Алексея Михайловича (1645 - 1667 гг.) имели место прямые гонения на ислам, в 1681 г. впервые была предпринята попытка навязать башкирам силой православие.

В 1713 г. указом Петра I аннулируются права отказывавшихся перейти в православие «татарских служивых людей» на владение вотчинами и поместьями с крепостными православного вероисповедания. В правление Анны Иоанновны (1730 - 1740 гг.) в 1731 г. в городе Свияжске Казанской губернии была учреждена «Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев». В 1740 г. ее перевели в Казань, преобразовав в Новокрещенскую контору во главе с епископом Лукой Канашевичем. В результате его деятельности, по свидетельству современников, в Казани и ее окрестностях не осталось практически ничего, похожего на мечеть. В 1736 г. запретили строительство новых мечетей в башкирских землях, а в Ногайской степи появился филиал Новокрещенской конторы.

Результаты христианизации российских мусульман, несмотря на все усилия светских и церковных властей, оказались весьма скромными. Наряду с социальными причинами они привели к участию мусульман в ряде восстаний: 1681-1683 гг., 1733-1735 гг. во главе с Салаватом Юлаевым, 1735-1740, 1755 гг. во главе с имамом Абдуллой Алиевым (Батыршой). Находившийся в Шлиссельбургской крепости Батырша обратился с письмом к императрице Елизавете Петровне. Он, в частности, писал: «Что может быть грустнее или отвратительнее того, чтобы принуждать людей переходить в такую веру, истинность которой они не исповедуют и не признают».

Наиболее дальновидные представители царской власти осознавали бесперспективность антимусульманской политики. Известный государственный деятель и дипломат оренбургский генерал-губернатор И. Неплюев, например, открыто выступал против насильственной христианизации башкир. По его мнению, это подрывало власть правительства в крае. Он высказался за сотрудничество с мусульманским духовенством. Правящие круги все больше понимали провал продолжавшихся в течение почти двух столетий попыток силового вытеснения ислама, духовной унификации «инородцев» на почве православия, что постоянно приводило к восстаниям внутри страны и осложнениям в отношениях России с мусульманскими государствами. Эти взгляды разделяла Екатерина II, вступившая на российский престол в 1762 г. Через два года она ликвидировала печально знаменитую Новокрещенскую контору в Казани, а в 1767 г. дала разрешение на строительство мечетей в Казани, Татарской слободе Яицкого города - тогдашней столице Яицкого (Уральского) казачества. В 1768 г. началось строительство нового здания Ханской мечети в Касимове Рязанской губернии.

При Екатерине II предпринимаются меры по законодательному оформлению веротерпимости в отношении ислама. В 1767 г. начала работу «Комиссия об уложении», созванная императрицей для выработки нового свода законов. В своем «Наказе» - руководстве для ее членов государыня писала: «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма вредный для спокойствия и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер». Указ «О терпимости всех вероисповеданий...» от 17 июля того же года, исходя из необходимости устранения влияния высшего православного духовенства на дела, касающиеся ислама и мусульман, передал эти дела в исключительное ведение гражданских властей. Указ предписывал православным архиереям не допускать религиозной розни между христианами и мусульманами, «паче б между ними любовь, тишина и согласие царствовали».

Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева, в которой приняли активное участие мусульманские народы, показала наряду с несовершенством социальной политики явную недостаточность объявления веротерпимости в отношении ислама. Назрела необходимость юридического оформления ислама в качестве официально признанной в России религии, находящейся под покровительством государства. Перед Екатериной II стоял вопрос, какую политическую линию избрать по отношению к мусульманам в условиях, когда христианизация не дала положительного результата. Была выбрана стратегия определенной «формализации» российской уммы, создания в ней институтов, способных обеспечить ее управляемость. В связи с этим у Екатерины II зародилась мысль о создании специального исламского центра для направлении религиозной жизни мусульман, который должны были возглавлять представители мусульманского духовенства. В сентябре 1788 г. обнародуется Указ императрицы «Об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания», разработанный симбирским и уфимским генерал-губернатором О. Игельстромом.

Предполагалось, что Духовное управление будет располагаться в Оренбурге (оно там находилось с 1796 по 1802 г.), но в конечном счете его местом пребывания стала Уфа при сохранении названия «Оренбургское». Официально Оренбургское магометанское духовное собрание начало действовать в декабре 1789 г. После предварительных испытаний собрание утверждало имамов мечетей, осуществляло надзор за соблюдением мусульманских обрядов, работой медресе и строительством мечетей. Оно выносило решения по ряду гражданско-правовых дел, основанных на шариате. Во главе духовного управления стоял муфтий, который назначался императорским указом по представлению Министерства внутренних дел. Первым муфтием, назначенным на этот пост Екатериной II, стал Мухамеджан Гусейнов, бывший до этого главным ахуном Башкирии.

В XIX веке одной из главных проблем, с которой столкнулись руководство Российского государства и военные, стало обустройство жизни мусульман Северного Кавказа и Закавказья. Первым, кто начал осознавать такую необходимость, был генерал Ермолов. В 1819 г. А.П. Ермолов издал инструкцию, согласно которой правом назначать главного акушинского кадия (Дагестан, Авария) обладал командующий русскими войсками. Но результаты были малозначительными. 8 марта 1824 г. генерал дал главному кадию г. Кубы, представлявшему всех служителей ислама региона, состоящее из семи пунктов краткое руководство для их деятельности. Затем последовало «Положение по устройству мусульманского духовенства», разработанное в 1829 г. по поручению генерал-губернатора края князя Паскевича-Эриванского, оказавшееся неудовлетворительным и потому не принятое.

Неудачей закончилась и попытка составить новое положение, предпринятая в 1837 г. по поручению командующего отдельным Кавказским корпусом генерала Розена. Для условий Кавказа оказалось непригодным также и «Положение о магометанском духовенстве», составленное по поручению министерства внутренних дел. В 1841 г. царские власти признали главою духовенства Кабардинского кадия Аджи Умер Шеретхокова-эфенди, возглавлявшего шариатский суд высшей инстанции. В 1842 г. было решено отложить разработку Положения о мусульманском духовенстве до утверждения введенного для Кавказа гражданского управления и до благоприятного исхода военных действий на Северном Кавказе. Цель нового документа заключалась во всемерном ослаблении власти и влияния духовенства, постепенном сведении на нет его участия в гражданских и общественных делах. Лучшим средством для этого признавался отказ от применения шариата в качестве закона, предлагалось прислать на Кавказ муфтия из числа казанского духовенства, хорошо знающего шариат. В 1834 г. на Кавказ на должность главы мусульман-суннитов был назначен видный представитель мусульманского духовенства Казани Таджэддин-эфенди. Известно его обращение к горцам в 1837 г. с призывом подчиниться царскому правительству, что, естественно, не способствовало росту его авторитета и влияния. В 1840 г. он внезапно уехал в Казань и под разными предлогами больше на Кавказ не вернулся.

В последующий период «для противодействия учению мюридизма» на Кавказ приезжали видные представители мусульманского духовенства из других областей России. Со временем военный министр посчитал более эффективным подготовку преданных России служителей ислама в созданных в 1849 г. восьми мусульманских духовных школах. Перед выпускниками этих школ была поставлена задача внушить горцам доверие к России, чего вряд ли смогли бы добиться приезжие имамы, особенно в условиях затяжных боевых действий. В 1831 г. создается самостоятельное Таврическое (Крымское) духовное управление мусульман. В 1872 г. образуется духовное управление мусульман Закавказья, в состав которого входил Северный Кавказ.

В отечественной истории существовал небольшой промежуток времени, когда государство интегрировало мусульманские общественные движения в политическую систему. Создание и функционирование в 1906-1917 гг. мусульманской фракции в Государственной Думе царской России стало одной из форм политической организации джадидизма. Возникшее в конце XIX века, предложившее программу преобразования мусульманских конфессиональных школ, это движение не осталось в русле образовательных реформ и культурного просветительства, а превратилось по сути в общемусульманское движение, ориентированное на формирование современного общественного самосознания российских мусульман. Огромный вклад в создание и развитие движения внесли видные отечественные деятели Шихабутдин Марджани, Исмаил-бей Гаспринский.

Лидеры джадидистского движения создали в 1905 г. свою политическую партию «Иттифак аль-Муслимин» и выступили инициаторами объединения мусульманских депутатов Думы в единую фракцию. Несмотря на утвержденное Николаем II 17 октября 1905 г. Положение «Об укреплении начал веротерпимости», декларировавшее свободу вероисповеданий, в российском законодательстве сохранялся ряд правовых ограничения, связанных с религиозной принадлежностью граждан. Поэтому мусульманские депутаты поддержали проект «Основных положений законов о гражданском равенстве», отменявший все подобные ограничения. В центре внимания были два основных вопроса - проблема национально-религиозных взаимоотношений и земельный вопрос.

Одной из основных проблем, которыми занималась мусульманская фракция, была разработка законодательства об уравнении в правах православных и иноверцев. В частности, мусульманские депутаты активно поддерживали законопроект об изменении положений о переходе из одного вероисповедания в другое. Это могло облегчить возвращение в лоно ислама тех, кто был насильственно крещен, но продолжал втайне исповедовать свою религию.

После октября 1917 года перед новой властью cтояло множество серьезнейших задач. Одна из них - построение правильных отношений с мусульманскими организациями, выработка и воплощение концепции государственно-исламских отношений. Среди главных направлений деятельности Советов после победы революции было отделение церкви от государства. При этом отменялись все национальные и религиозные привилегии и ограничения, деление религий на господствующие, терпимые и нетерпимые. Базовым документом религиозной политики советской власти стал декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 23 января 1918 г. , который отменял всякую дискриминацию граждан в связи с их отношением к религии, провозглашал светскость государства, уравнивал все религии, не запрещал религиозную пропаганду. Однако на практике Советское государство относилось к представителям различных конфессий по-разному: если институты Русской Православной Церкви была практически разгромлены, то по отношению к исламским организациям оно заняло более гибкую позицию.

Первая Конституция РСФСР лишала служителей культа, в том числе и мусульман, многих политических прав. Но в регионах, где мусульмане составляли подавляющее большинство, конституционно-правовое обеспечение свободы совести шло иначе. Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) входила в состав РСФСР, и ее законы строились на основе законов РСФСР, которые вводились особыми постановлениями ЦИК или СНК ТАССР. При этом съезд Советов и ТурЦИК имели право изменения некоторых пунктов декретов центра с учетом местных особенностей. Однако исполнение правительством ТАССР принятых решений в отношении духовенства почти не коснулось мусульманского духовенства. Ряд декретов не был переведен на местные языки и не был доведен до широких масс; имущество, принадлежавшее исламским институтам, не было национализировано. Если у РПЦ монастырские земли и другое добро изымались, то вакуфы (земли мечетей) остались нетронутыми.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.