Тюменский Обозостроительный завод на базе ДОКа
Деревообделочный комбинат, носивший имя В. И. Ленина, был пущен в эксплуатацию в 1933 году. Его производственные мощности состояли из пяти цехов и слесарно-механической мастерской. Основной продукцией комбината были пароконные и одноконные повозки, телеги, лыжи и сани. Они всегда пользовались спросом у тюменцев, жителей окрестных сел и деревень. Особенно он возрос на них в суровые военные годы.
В 1941 году рабочие изготовили 881 пару лыж и 7320 пар лыжных палок. В 1942 году было отправлено на фронт 290 пароконных повозок или «ходов», как говорилось в документах того времени. Суровая действительность настоятельно требовала наращивания производства и улучшения качества выпускаемой продукции. Поэтому 20 января 1943 года Омский облисполком принял решение, в котором говорилось: «В целях использования обозостроительного оборудования, переданного от бывшего завода «Коммунар», с 1 января 1943 года организовать на базе ДОКа Тюменского горпромкомбината обозостроительный завод областного подчинения в системе облместпрома. Передать обозостроительному заводу в Тюмени цех № 1 ДОКа и лесопильную раму со всем оборудованием и территорией. Утвердить на 1943 год задание заводу по выработке следующих изделий: пароконных «ходов»—1000 штук, лыж —10 000».
В свою очередь Тюменский горисполком принял решение № 148: «На базе ДОКа им. Ленина организовать обозостроительный завод. Директором утвердить тов. Фадеева. Представить не позднее 1 марта 1943 года промфинплан завода».
Численность завода планировалась в 257 человек, но фактически на предприятии было всего 126 работников, из них только 68 человек — рабочие. Из-за этого к производству приходилось привлекать и заключенных в количестве 32 - 40 человек.
Годовая потребность в древесине составляла 6500 кубометров. В целях обеспечения завода тягловой силой ему было выделено Заготживконторой пять рабочих лошадей.
В 1944 году заводом было выпущено: пароконных повозок — 341 штука, телефонных катушек— 8067 штук, лыж — 5795 пар. Однако план по ряду показателей не был выполнен. Не хватало рабочих. Но те, кто стоял у станков, трудились по нескольку смен, перевыполняли свои задания.
Коллективу завода в это трудное время помогала артель инвалидов «Техник», которой руководил инвалид Великой Отечественной войны И.И. Фаткуллин.
В 1945 году тюменцы изготовили и отправили заказчикам 350 пароконных и 360 одноконных повозок, 6000 пар лыж и лыжных палок, производились также телефонные катушки типа Т-10. Эта продукция была необходима и в военных частях, и на тыловых предприятиях.
Источник: И. Ермаков, «Тюмень тыловая», Екатеринбург, средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.