Икарус - 250 - междугородный автобус из Венгрии
Теперь красные автобусы «Икарусы» модели 250 можно встретить только на выставочных площадках и загородных домах отдыха, выставленных на забаву публики. Но совсем недавно сотни и тысячи этих автобусов выезжали на свои междугородные маршруты.
Название «Икарус» стало автобусной торговой маркой после того, как фирма братьев Ури, выпускавшая автомобили и автобусы, была объединена с «Акционерным обществом Икарус по производству автомобилей и самолетов». В названии последней «Икарус» происходит от имени мифического персонажа Икара. Аналогично происхождение названия сербской автобусной фирмы Икарбус.
Ikarus 250 — междугородний автобус, производившийся в Венгрии с 1968 по 1996 год. Длина 12 метров. За годы производства было выпущено около 130000 таких автобусов различных модификаций. Первый образец автобуса был изготовлен в 1967 году.
Кузов автобуса несущий, вагонной компоновки, сварен из труб квадратного сечения. По бокам автобуса расположены багажные отсеки, объем одного из двух отсеков составляет 5,3 м3 (всего — 10,6 м3). Эти отсеки открываются или вручную с помощью специальной ручки, или кнопкой на панели приборов. Автобус имеет достаточную площадь остекления, все окна держатся на резиновых уплотнителях, хотя в модификации 250.Т боковые окна были вклеенные. Передняя светотехника всех модификаций модели 250 (за исключением некоторых модификаций для рынка Венгрии) состоит из четырех круглых фар, две с левой и две с правой стороны.
В процессе эксплуатации вместо стандартной передней маски может быть установлена похожая, но всего с двумя фарами, с модели 260, либо вместо заводских фар могут быть монтированы иные, чаще всего от автомобилей ВАЗ 2105\2107. Задняя светотехника представляет собой три фары с левой и правой стороны. Иногда в процессе эксплуатации задняя светотехника также заменяется. Задний бампер у всех модификаций — стальной, сварной, крепится к кузову винтами. Передний бампер у ранних модификаций (до .58) аналогичен по конструкции заднему. Иногда в бампере штамповались отверстия для установки противотуманных фар. Начиная с модификации .58 устанавливался передний пластиковый бампер.
Большинство модификаций автобуса оснащались двигателем RABA-MAN D2156HM6U, модификация .58 комплектовалась двигателем RABA-MAN D2156HM6UТ с увеличенной мощностью, на автобусы поздних выпусков, модификаций .93/.95 ставились двигатели серии RABA D10 и D11. Сам мотор RABA-MAN D2156HM6U несмотря на хорошую динамику обладает недостаточной мощностью и тягой, из-за чего автобус разгоняется значительно медленнее, чем другие автобусы подобного типа. Тем не менее, двигатель RABA-MAN D2156HM6U позволяет автобусу двигаться с постоянной скоростью 100 км/ч. Автобусы, укомплектованные моторами серии RABA D10 (D11), подобных проблем с динамикой не имеют ввиду того, что мощность и тяга данных моторов ощутимо выше. К плюсам двигателей серии D2156 можно отнести хорошую динамику, ремонтопригодность, надежность и простоту. Тем не менее, двигатель обладает рядом недостатков, самый ощутимый из которых — небольшой ресурс. С возрастом мотор становится очень дымным. Автопарки, не имея средств на замену нового двигателя, устанавливали отечественный ЯМЗ + КПП ЯМЗ или КАМАЗ + КПП КАМАЗ. Так как ЯМЗ крупнее RABA-MAN, перекраивался задний моторный отсек. Из-за этого в задней части салона появлялся подиум.
Автобус имеет 2 двери — первая, с электропневмоприводом, (начиная с модификации 250.58), открывается и закрывается с помощью кнопки на панели приборов и имеет ход параллельно борту. На ранних модификациях распашная дверь открывалась вручную. Задняя дверь находится в задней части автобуса перед самым последним рядом сидений и открывается вручную нажатием рычага, в ранних модификациях вторая дверь отсутствовала. Но производились и модификации, где обе двери открывались автоматически.
Салон автобуса Ikarus 250 хотя и далек от отделки современных автобусов, однако особых недостатков не имеет. В салоне расположено 43-57 парных кресел с высокой спинкой, однако расстояние между креслами невелико — около 65 сантиметров между сиденьями, на которых установлены деревянные подлокотники. Кресла жесткие и сравнительно неудобные.
В салоне установлены светильники плафонного типа с 8 лампами, вместо люка принудительного обдува сделано 3 люка, которые работают как кондиционеры. Отопление проведено по радиаторам под сидениями. В конце салона расположено 5 кресел, и в этой части салона наиболее шумно и жарко из-за работы мощного дизельного двигателя R?ba-D2156HM6U (Т). Кресла могут немного откидываться с помощью кнопки на подлокотниках, примерно на 100—110°.
Место водителя сделано в том же стиле, что и кресла пассажиров. На панели приборов много рычагов и кнопок и 5 стрелочных приборов: спидометр (максимальная отметка — 120 км/ч, такую скорость автобус может развить), тахометр (2.8 тысяч оборотов в минуту) и несколько вспомогательных приборов (вольтметр, указатель уровня топлива), которые не оборудованы подсветкой. Рулевое управление ZF S6-90U - 6 передач, которые переключаются примерно так: 1 — 0-15 км/ч, 2 — 15-38 км/ч, 3 — 38-60 км/ч, 4 — 60-75 км/ч и 5 — 75-95 км/ч, 6 передача 95-120 км/ч. R — заднего хода до скорости 26 км/час. Спидометр объединен с одометром. Тахометр размещен в левой части панели.
Специальной двери для водителя нет, поэтому перегородки, отделяющей салон от кабины, не предусмотрено.
Около водителя размещается запасное откидное место для экскурсовода или второго водителя, в случае работы автобуса на городских туристических маршрутах, к оборудованию автобуса может быть добавлен микрофон и даже интерактивная доска. DVD-телевизоров в стандартном оборудовании автобуса нет, хотя они могут устанавливаться.
Окна сплошные, отдельные, окружены специальной резиновой рамкой. Автобус оснащен пятью окнами с каждой стороны, окна обычно не тонированы, хотя могут затемняться по заказу. Занавески от солнца часто выбраны красными и плохо защищают от жары.
Технические характеристики Ikarus 250
Некоторые экземпляры Икаруса 250 и сегодня находятся в хорошем техническом состоянии, но большинство представителей данной модели уже выведены из эксплуатации.