Госпиталь Екатеринбургского завода - старейшее здание города.
Госпиталь Екатеринбургского завода - одно из старейших сохранившихся зданий города, построенное в 1730-х — начале 1740-х годов, впоследствии неоднократно меняло свое предназначение и перестраивалось.
Первоначально комплекс состоял из четырех корпусов, сблокированных по периметру внутреннего двора — в северо-восточной части размещался госпиталь, в северо-западной монетная экспедиция, в южной части — аптека, в юго-западной — пробирная лаборатория и меховая, тут же был заводской острог.
Внесено в перечень объектов культурного наследия Свердловской области как здание, где состоялось первое в Екатеринбурге театрализованное представление. Здесь 5 ноября 1843 года группа казанского антрепренера П.А. Соколова представила оперу «Женщина-лунатик» и водевиль «Ножка» — считается датой основания первого Городского театра. На протяжении XIX века здание неоднократно перестаивалось. В 1867 году здесь была устроена Александровская городская богадельня, после чего на западном корпусе был надстроен второй этаж, в 1895—1898 годах внутри здания построена Николаевская домовая церковь на средства купчихи Д.И. Лагутяевой, в 1899 году с разрешения городского архитектора Ю. Дютеля над церковью возвели звонницу, которые до настоящего времени не сохранились.
В 1970-х годах во время реконструкции «Плотинки» здание было решено сохранить, в то время как большинство корпусов бывшего Екатеринбургского завода было снесено и на их месте был разбит Исторический сквер. В конце 1970-х годов возникла идея реконструкции и переоборудования его под музейное помещение. Проект был разработан группой архитекторов во главе с Г. Белянкиным и А. Пташником.
В 1985-м ремонтные работы были завершены, 9 мая 1986 года музейное здание было введено в эксплуатацию. Внутренний двор был перекрыт легкой кровлей. Образовавшийся проем, выходящий на набережную, огражден стеклянной стеной. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон.
Выходит западным фасадом на красную линию переулка Воеводина, спускающегося к реке. Почти квадратное в плане двухэтажное каменное здание с примыкающей к нему с южной стороны одноэтажной пристройкой имеют подвальный этаж, который из-за понижения рельефа получает на восточной стороне значительную высоту.
Симметричная композиция западного фасада с трехчастной структурой складывается из центральной повышенной части и крыльев. Раскрепованный участок стены по сторонам от арочного проезда (заложен) еще больше подчеркивает значение центральной части в композиции фасада. Особенно выразительный пластический акцент вносят два венчающих фронтона со столбиками, образующие слитную форму с лопатками, разрывами карнизов над тремя арочными окнами, с обилием рельефов и лепнины. Боковые крылья ритмично членятся двумя рядами высоких окон без наличников.
Окна второго этажа с лучковой перемычкой отмечены подоконными филенками. При строгом соблюдении ритма осей в ряд проемов второго этажа включены плоские лопатки, членящие крылья на прясла разной ширины: два в три оси и крайние в четыре оси. Протяженность фасада подчеркивают горизонтали цоколя, широкого междуэтажного пояса, образованного подоконной и междуэтажной тягами и венчающего многопрофильного карниза, прерываемых лишь уступом центральной части.
Лаконичная архитектура построена на контрасте пространственной композиции центра и строго расчлененной плоскости фасада, что соответствует официальному характеру здания. В доме пять входов: два с восточной стороны, два с северной и один с южной. Внутренняя планировка здания изменена.
Уникальный памятник со сложной строительной историей; несмотря на разновременность отдельных элементов, обладает цельностью внешнего облика.
Адрес: г. Екатеринбург, улица Воеводина, 5.