БТР-40 - первый серийный бронетранспортер в Советском Союзе
БТР-40 был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортером СССР. В отличие от БТР-152, БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.
Серийно БТР-40 выпускался ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортера и легкой пулеметной ЗСУ. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт и использовался во многих локальных конфликтах.
Тактико-технические характеристики:
В России БТР-40 можно увидеть в Бронетанковом музее на Кубинке (БТР-40А ЖД) - фото; в Музее техники Вадима Задорожного (БТР-40ЖД); в Брянске — Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»; в Краснодаре — БТР-40Б в Музее военной техники в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы; в Темрюке — музей Военная горка; в Падиково — Музей отечественной военной истории в Истринском районе; во Владивостоке — историко-технический музей при военно-патриотическом клубе «Техника XX века в Приморском крае»; в Чите в парке у Дома офицеров (БТР-40ЖД).
Сохранившиеся экземпляры БТР-40 находится в Парке 30-летия Победы в Самаре (фото) и Музее "Боевая слава Урала" в Верхней Пышме (фото).