ГАЗ-67 - первый советский "джип"
Опубликовал: dokaspez, 14-04-2018, 20:30, Техника и вооружение , 1 239, 0
ГАЗ - 67 на выставке ретро-автомобилей у рынка "Михайловский" (26 октября 2013 г.)
«Иван-Виллис» - так называли в Красной армии автомобиль ГАЗ-67. Он уступая американскому коллеге в совершенстве форм и качестве изготовления, но превосходил солдатской простотой, неприхотливостью и проходимостью.
Первый отечественный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль высокой проходимости был разработай в КБ завода ГАЗ под руководством В.А. Грачева в 1941 году в рамках той же идеологии, что и зарубежные аналоги, но без каких-либо конструктивных заимствований.
При создании автомобиля широко использовались отработанные узлы и агрегаты других моделей ГАЗа. Так, серийный автомобиль ГАЗ-64-416 имел колесную формулу 4х4, цельнометаллический открытый четырехместный бездверный кузов с брезентовыми тентом и боковинами, откидное ветровое стекло, четырехцилиндровый двигатель типа ГАЗ-М мощностью 50 л.с., коробку передач типа ГАЗ-ММ, одноступенчатую раздаточную коробку типа ГАЗ-61, шестирядный радиатор, подвеску переднего моста на четырех четверть эллиптических рессорах, заднего - на двух полуэллиптических. Ведущие мосты были заимствованы у автомобиля ГАЗ-61 с изменениями: копируя зарубежные прототипы, было решено сократить колею с 1440 мм у ГАЗ-61 до 1278/1245 мм.
Основной топливный бак вместимостью 43 л размещался под лобовым стеклом, а под задним сиденьем имелась второй на 40 л. На опытных образцах монтировали обычные дорожные шины размером 7,00-16, но на серийных машинах устанавливались шины размером 6,50-16 Ярославского шинного завода с вездеходными грунтозацепами типа «расчлененная елка». Снаряженная масса ГАЗ-64 составила 1306 кг. Длина - 3305 мм, ширина - 1535 мм, высота по тенту - 1690 мм, с откинутым лобовым стеклом - 1270 мм. На шоссе автомобиль развивал скорость 92 км/ч и расходовал в средней 15 л бензина на 100 км.
ГАЗ-67 в Музейном комплексе УГМК (18 августа 2016 г.)
Максимальный угол подъема с хода достигал 42°. Благодаря высокому дорожному просвету (227 - 229 мм под мостами) и коротким свесам он мог преодолевать вертикальную стенку высотой 0,45 м, снежную целину в 0,4 м и броды глубиной до 0,8 м. В процессе производства ГАЗ-64 постоянно модернизировался: на нем установили новый вентилятор, карбюратор К-23, усиленную переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами противоположного действия, а передняя колея была увеличена до 1290 мм.
ГАЗ-64 во многом превзошел опытные американские машины «Бантам», а по времени начала производства даже обогнал знаменитый «Виллис-МВ», серийный выпуск которого начался только 18 ноября 1941 года. По сравнению с аналогами ГАЗ-64 имел чуть меньшую мощность, был на 200 кг тяжелее, развивал скорость на 13 км/ч меньше и расходовал на 3-5 л топлива больше.
Вместе с этим, благодаря устойчивой работе неприхотливого к топливу и маслам двигателя на малых оборотах, он имел повышенную проходимость и большее тяговое усилие (до 1200 кгс), был достаточно прочен, компактен, прост в обслуживании и управлении. За время серийного производства в 1941- 1942 годах изготовили 672 машины.
Главным недостатком ГАЗ-64 была зауженная колея: она не обеспечивала не только достаточной боковой устойчивости, но и возможности движения в колонне по колее других машин.
Автомобиль ГАЗ-64 использовался в войсках как многоцелевой легкий грузовик-вездеход. Он мог перевозить, правда с перегрузкой, до отделения бойцов, обслуживать командиров среднего звена и штабных офицеров. Машины успешно эксплуатировались в подразделениях связи, с размещением на них радиостанций различных типов. Применялся ГАЗ-64 и как легкий быстроходный артиллерийский тягач, способный уверенно буксировать в любых условиях 45-мм противотанковую пушку с зарядный ящиком, 57-мм противотанковую и 76-мм дивизионную пушки без передков.
С достаточно тяжелой 76-мм пушкой ЗИС-З, которую обычно буксировали более солидные машины, ГАЗ-64 уверенно преодолевал подъем в 18°. Тем самым в значительной степени решался вопрос повышения мобильности противотанковой артиллерии. Красная армия остро нуждалась в легковых машинах - вездеходах. Поэтому в феврале 1943 года в КБ ГАЗа под руководством ведущего конструктора Г.М. Вассермана началась работа над новым автомобилем.
ГАЗ-67 в в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» (18 ноября 2018 г.)
На опытных образцах с мая 1943 года была восстановлена нормальная колея - 1446 мм. На ГАЗ-67 усилили раму, лонжероны которой теперь имели полностью закрытый профиль. Кроме того, были добавлены косынки, накладки и дополнительная задняя поперечина. Передний бампер вынесли вперед на 40 мм. Подверглись изменениям передняя часть кузова и щиток приборов, появились отдельные передние и задние крылья, а вровень с ними - подножки, облегчавшие посадку («Виллис», кстати, их не имел). Ветровое стекло установили строго вертикально, чтобы солнечные блики не отражались вверх. Некоторые изменения внесли и в ходовую часть: увеличили дорожный просвет, ликвидировали задний стабилизатор поперечной устойчивости и задние амортизаторы, усилили элементы передней подвески и т. д. За счет применения более совершенных карбюраторов мощность двигателя повысилась до 54 л. с. Кроме того, были изменены крепления рулевого механизма, запасного колеса и буксирного приспособления, а дополнительный бензобак емкостью 33 л переместился под сиденье водителя.
Газ-67Б в Музейном комплексе УГМК (18 августа 2018 г.)
По мощности ГАЗ-67 вышел на уровень американского «Виллиса», а из-за более широкой колеи превосходил его по устойчивости и проходимости. Однако из-за возросшей массы динамические показатели и экономичность были хуже, чем у заокеанского аналога.
21 августа 1943 года из сборочного цеха выехал первый ширококолейный ГАЗ-67. Осенью он успешно выдержал заводские испытания, пройдя 2200 км с пушкой ЗИС-З на буксире. Из них 930 км по проселку, а 550 км по выбитому булыжнику. В результате ходовая часть пушки совершенно вышла из строя, а автомобиль находился во вполне удовлетворительном состоянии. В июне 1943 года в результате бомбежек немецкой авиации сильно пострадал Горьковский автозавод. В частности вышли из строя главный конвейер, сборочно-кузовной и прессовый корпуса, корпус шасси, главный магазин комплектующих изделий. Был разрушен средний пролет 1-го моторного корпуса, где собирались двигатели ГАЗ-М и ГАЗ-64. Все это отодвинуло работы по организации серийного выпуска ГАЗ-67, но уже 23 сентября первая машина сошла с конвейера. В октябре начался ритмичный выпуск. До конца года собрали 718 машин, в 1944 году - 2419, а в 1945 году (до 9 мая) - 4851.
С января 1944 года из сборочного цеха стала выходить модернизированная версия - ГАЗ-67Б. В конструкцию автомобиля внесли немало усовершенствований, но внешне машина практически не изменилась, за исключением новой облицовки радиатора, но и ту внедрили только в 1948 году.
ГАЗ-67Б в Музейном комплексе УГМК (5 февраля 2023 г.)
После войны производство ГАЗ-67Б было не только сохранено, но и расширено. Автомобиль выпускали вплоть до августа 1953 года, в общей сложности изготовив 92843 машины.
Основная часть службы ГАЗ-67 в армии и в народном хозяйстве пришлась на послевоенный период. В армии эти машины эксплуатировались вплоть до конца 1950-х годов, когда были заменены автомобилями ГАЗ-69. Часть машин сразу поступала в народное хозяйство, главный образом в сельскую местность, где стала излюбленный транспортом председателей колхозов и совхозов, директоров МТС и т.д. Эксплуатация ГАЗ-67 в народной хозяйстве продлилась дольше, чем в армии, во многом благодаря поступлению на «гражданку» списанных военных «газиков».
Любопытно отметить, что в конце 1943 года был разработай опытный образец автомобиля ГАЗ-67-420 с полностью закрытым кузовом. Серийно такая машина не выпускалась, но вызвала многочисленные подражания. В последующие годы многие ГАЗ-67 силами эксплуатирующих организаций оборудовались закрытыми кузовами разных форм и исполнений - деревянными, металлическими и смешанной конструкции.
Газ-67 на выставке "Танкового фестиваля" (7 сентября 2024 г.)
Тактико - технические характеристики автомобиля ГАЗ-67Б
Масса, кг:
- без нагрузки: 1320
- с полной нагрузкой: 1720
Габаритные размеры, мм: длина: 3350 ширина: 1685 высота: 1700 Колея, мм: передних колес: 1446 задних колес: 1446 База, мм: 2100 Номинальный размер шин: 6,50-16"
Наименьший радиус поворота, м: 6,5
Наименьший дорожный просвет, мм: 200
Двигатель: четырехтактный карбюраторный ГАЗ-64-6004 мощностью 54 л. с. при 2800 об/мин
Скорость, км/ч: наибольшая: 90 средняя техническая: по шоссе: 35-40 по грунтовой дороге: 25
Применяемое горючее: бензин 2-го сорта
Емкость топливного бака, л: 70
(40+30)
Средний расход горючего на 100 км пробега с полной нагрузкой, л:
по шоссе: 14, по грунтовой дороге: 20,4
Запас хода по горючему, км: по шоссе: 500 по грунтовой дороге: 340 Преодолеваемые препятствия: наибольший угол подъема с полной нагрузкой, град.: 30; боковой крен с полной нагрузкой: град.: 25; глубина брода, м: 0,7; Число мест в кузове: 4.
В 1949 году на базе агрегатов ГАЗ-67 в НАМИ была разработана амфибия НАМИ-011. После доработок она мелкосерийно выпускалась на ГАЗе под индексом ГАЗ-011.