шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
PUTI-shestvuy » Путешествие в историю » Заводоуковский завод "Бесшумной авиации"

Заводоуковский завод "Бесшумной авиации"

Автор: zampolit
24-01-2018, 19:03
Заводоуковский завод "Бесшумной авиации"

Заводоуковский завод № 499 стал знаковым для известного советского авиаконструктора Олега Антонова. Именно здесь в массовую серию пошли его первые летательные аппараты – планеры А-2 и А-7. Именно здесь начался путь от маленького учебного А-2 к гигантам «Антею» и «Руслану». Здесь родилась идея летающего танка.

Сороковые годы. Железнодорожная ветка в Заводоуковске забита оборудованием заводов, эвакуированных с запада. Среди вагонов затерялся необычный эшелон. В нем размещались люди и оборудование ОКБ-31 из Воронежа. В Заводоуковск также направлялся московский завод с ОКБ конструктора Грибовского. Они составили основу будущего завода № 499 по производству планеров – «бесшумной авиации».

Завод получил в свое распоряжение помещения Новозаимского зерносовхоза (ремонтные мастерские, гараж, курятник) и мельницу. Именно мельница, построенная в конце ХIХ века купцами Колмаковыми, стала энергетическим сердцем предприятия. Директором завода был назначен ведущий авиаконструктор Александр Москалев.

Еще перед войной он предложил конструкцию десантной кабины для тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Их подвешивали к фюзеляжу самолета с помощью бомбовых захватов, там помещалось 12 (позже 16) человек. С выпуска таких кабин и началась деятельность завода. Вскоре на стол директора легли комплекты чертежей планера А-7 конструкции Антонова.

Так и наметилась производственная программа завода: десантные кабины и планеры. Сейчас трудно поверить, но через 12 дней завод выпустил первую продукцию – десантные кабины из заготовок, предусмотрительно погруженных в эшелон в Воронеже. Зимой ударили сильные морозы, не хватало электроэнергии, были перебои с водой, не налажено снабжение продуктами и одеждой – всех проблем и не перечислишь.

В трудных условиях завод наращивал темпы выпуска продукции, занимаясь строительством и переоборудованием цехов, готовя квалифицированные рабочие кадры из местных ребятишек и девчат. Списочный состав коллектива – 1300–1400 человек, из них 800–950 заняты непосредственно на производстве, более половины составляли женщины, каждый пятый – подросток, большинство, конечно же, без опыта работы. 102 инженерно-технических работника (не все имели высшее или даже среднее специальное образование) трудились с большим напряжением, обеспечивали качество строящихся летательных аппаратов, на рабочем месте обучали рабочих, пришедших из местных сел.
Трудились самоотверженно. Документы свидетельствуют, что на предприятии насчитывалось 400 стахановцев, из них 115 человек были двухсотниками (то есть выполняли ежедневно по две нормы). Слесарь Газов план выполнял на 350–400 процентов, токарь Дальшин, слесарь Потапов, столяр Сатюков перевыполняли задания в пять раз. Среди молодежи тон задавали 43 комсомольско-молодежные бригады, бригады Кошелева и Четверикова перевыполняли норму в три-четыре раза.

С весны 1942 года завод перешел на самоснабжение продуктами: разводили огороды, развивали подсобное хозяйство, торговали с местными казахами, обеспечивая себя мясом. Дело улучшилось настолько, что авиаконструктор Олег Антонов, побывавший вскоре в заводской столовой, не без основания заявил Москалеву: «Живете, как у Христа за пазухой!»

Стоит отметить, что Заводоуковская земля для известного советского авиаконструктора Олега Антонова стала знаковой. Именно здесь в массовую серию пошли первые летательные аппараты молодого тогда конструктора – планеры А-2 и А-7. Три четверти их было выпущено на Заводоуковском авиазаводе. Именно здесь начался путь от маленького учебного А-2 к гигантам «Антею», «Руслану» и «Мрии». Здесь родилась идея и летающего танка. Работы над ним велись в планерных цехах Тюмени. Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться по воздуху, а впоследствии отцепляться от буксирующего самолета и планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления танк имел возможность сбросить крылья и тут же вступить в бой.

Компоновка планеров была удивительно разнообразной: десантная, штурмовая, грузовая. Был даже планер-бензовоз, двухкилевой (рама) и мотопланеры с толкающими авиамоторами.

Менее чем за год летающий танк был готов. Испытания состоялись 2 сентября 1942 года на подмосковном аэродроме. Это был единственный полет летающего танка – проект свернули.
Заводоуковский завод "Бесшумной авиации"

Второе лето на Заводоуковской земле эвакуированным авиастроителям особенно запомнилось мошкой и комарами. В конце мая 1943 года, после того как под Минском в кольце оказалась большая группа белорусских партизан и мирных жителей, в Заводоуковск лично позвонил Сталин. Верховный главнокомандующий поставил задачу изготовить 50 планеров, которые должны иметь приспособления для транспортировки горючего, вооружения, в том числе пушечного. Срок изготовления – 25 суток. Стоить отметить, что до этого звонка завод выпускал несколько планеров в месяц. Задание было выполнено в срок. Планеры хорошо потрудились и доставили партизанам снаряжение, продовольствие, пополнение живой силой.

В 1941–1943 годах на заводе производили планеры А-7Д (десантный семиместный), А-7 (двойного управления), А-7У (учебный). С августа 1944 года перешли на серийный выпуск новой машины АМ-14 (планер 14-местный). За 1944 год оборонной и товарной продукции выпущено на 19 процентов больше, чем в 1943 году, на фронт ушло 262 планера.

Самым известным летательным аппаратом, построенным в Заводоуковске, стал первый советский истребитель-перехватчик с жидкостно-реактивным двигателем БИ.

Из дневника Александра Москалева: «В дополнение к производству AM-14 поручили серийное изготовление первого ракетного истребителя БИ-2. Его прототип БИ-1 проходил летные испытания в Билимбае и Кольцово. Боевой самолет БИ-2 имел вооружение и лыжи для посадки не только на снег, но и на грунт. Пока проходили испытания, наш завод развернул работу по строительству войсковой серии и успел изготовить 30 планеров. К сожалению, в одном из полетов БИ-2 потерпел катастрофу, летчик-испытатель погиб. Производство самолета было прекращено. Но появление БИ-2 заставило вспомнить о «Сумме» и «Стреле», и у нас в ОКБ занялись разработкой проекта сверхзвукового истребителя с двигателем Душкина на базе компоновки самолета «Стрела».

В 1943 году завод № 499 настолько укрепил свой авторитет, непрерывно увеличивая выпуск продукции, что был составлен генеральный план его развития. Место расположения завода казалось удобным, базы снабжения древесиной и металлом были близки, и встал вопрос о строительстве крупного авиационного завода в Заводоуковске.

В 1944 году завод продолжал работать с высокой отдачей, из месяца в месяц перевыполняя план выпуска военной продукции. Руководство завода и коллектив систематически получали поощрения за успешную работу. Успехи на фронтах вызывали желание подготовить к послевоенному времени гражданские самолеты, потребность в которых должна была резко возрасти.

В ОКБ начали разработку проектов транспортно-пассажирских самолетов, такими были САМ-27 с двумя моторами М-71ф по 400 лошадиных сил каждый. Самолет должен был поднимать 22 пассажира, багаж, обладать скоростью 350 км/ч и дальностью полета до 4000 км, при этом быть дешевым, надежным и эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. Был разработан проект пассажирской амфибии САМ-18, которая для дальневосточных и северных регионов страны должна быть удобной в эксплуатации. В строительстве находился опытный десантный планер САМ-23 на 22 человека.

Из воспоминаний Александра Кушнарева: «Одно незабываемо тяжело – большие потери, которые авиастроители несли вместе со всей страной. У многих погибли родные и знакомые. Особенно тяжелы воспоминания о 16 молодых комсомолках нашего завода, отправившихся по призыву комсомола добровольцами-сандружинницами на Сталинградский фронт и не вернувшихся оттуда».

В феврале 1945 года в Заводоуковске выпущен последний планер. Из воспоминаний Александра Кушнарева: «В марте нам сказали: завод переводится в Ленинград. Приказы не обсуждались, начались сборы. Станки и оборудование ждал железнодорожный транспорт, а в столярном цехе каждому молодому авиастроителю сделали по фанерному чемодану. Брали мы самое необходимое из одежды и обуви, а еще кошек, поскольку в городе на Неве развелось много мышей и крыс. Через три дня мы были уже в пути».

В Петербурге авиазавод № 499 перестал существовать, дав жизнь новому, под номером 448 – предприятию авиационного приборостроения.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Архив сайта
Май 2018 (37)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Декабрь 2017 (106)
Реклама
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье
<