Топ-100

Ялуторовский госпиталь инвалидов войны прибыл из Берлина

Опубликовал: zampolit, 19-02-2018, 16:45, Путешествие в историю, 1 671, 0

В 1946 году в Ялуторовске был открыт госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны. Постановление, подписанное Сталиным, предписывало каждой области организовать подобные учреждения для долечивания раненых. В Ялуторовск был реэвакуирован госпиталь из Берлина без врачебных кадров. И ставилась задача развернуть его в сибирском городке за 24 дня.

Самое первое партсобрание госпиталя состоялось 11 февраля 1946 года. Членов ВКП (б) было 4, кандидатов в члены ВКП (б) – 1. Секретарем парторганизации был Аким Иванович Фомин, а начмедом госпиталя – Беленький, но, видимо, ничего сдвинуть с «мертвой точки» они не могли, поэтому на партсобрании от 12 апреля 1946 года было принято решение: «Просить РК ВКП (б) войти в ходатайство перед Тюменским обкомом ВКП (б) о принятии неотложных мер по выполнению решения исполнительного комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся от 27 марта 1946 года за № 389 о снабжении госпиталя стройматериалами и фуражом для лошадей».

Тогда же заведующий облздравотделом Петр Ионович Черепанов предложил Юрию Николаевичу Семовских, вернувшемуся в мае 1946 года с японской войны из-под под Харбина в Тюмень, на выбор две должности: или главным врачом спецполиклиники в Тюмени, или начальником госпиталя в Ялуторовске. Ю.Н. Семовских решил для себя, что лучше заняться знакомым делом. Сколько приходилось за военные годы развертывать госпиталей. И Юрий Николаевич выбрал Ялуторовск.

Ю.Н. Семовских (1921–1994 гг.) в 1939 году закончил в Тюмени среднюю школу и поступил в Свердловский мединститут. Когда началась война, подал заявление пойти на фронт добровольцем, но на фронт послали только студентов 1, 2 и 5 курсов, а он был на третьем, поэтому отправили доучиваться. В это время в Тюмень был эвакуирован Кубанский мединститут. Его и закончил Ю.Н. Семовских в 1943 году по ускоренной программе и был призван в армию. Пришлось осваивать военно-полевую хирургию. Начинал в госпитале на Центральном фронте под Вязьмой, а закончил войну с гитлеровцами под Кенигсбергом, а потом еще была война с Японией на востоке.

Если въезжаешь в Ялуторовск со стороны Тюмени, то слева можно заметить на улице Свободы белое здание. Это недалеко от лесозавода. В давние годы там была пересыльная тюрьма, потом какое-то время размещался молочный техникум, потом воинская часть с построенными солдатами складскими помещениями. Все это и отдали для размещения госпиталя. Здание пустовало, но, увы, военные увезли с собой все, что могли, даже половые доски. Остались одни только стены.

Выручили секретарь райкома партии Михайлов и председатель райисполкома Девятериков. Они свели начальника госпиталя с руководителями местных предприятий и «порекомендовали» им оказать госпиталю всяческую помощь. Госпиталь открыли даже раньше срока – 20 мая.

В июле 1946 года Ю.Н. Семовских перевели в Тюмень заведовать областной больницей, где он трудился 6 лет, а в 1952 году назначили заведующим облздравотделом Тюменского облисполкома, которым Юрий Николаевич руководил 31 год.

После переезда в Тюмень Ю.Н. Семовских начальником госпиталя с июля 1946 года был назначен майор медицинской службы, член ВКП (б) с 1927 года В.А. Зеньков, дослужившийся к моменту расформирования госпиталя в сентябре 1950 года до звания подполковника.

Госпиталь представлял собой трехэтажное кирпичное здание с водопроводом, канализацией, водяным отоплением. На первом этаже были расположены кабинеты начальника госпиталя и его заместителей по лечебной части и по политработе, ординаторская, рентгенкабинет, лаборатория, аптека, физиокабинет, кабинет зубного врача, комната медстатистика, столовая, кухня, клуб, баня-санпропускник, кабинет лечебной физкультуры, парикмахерская, комната сестры-хозяйки, амбулатория.

На втором этаже находились операционный блок (операционная, автоклавная), 3 палаты для хирургических больных. В каждой палате было по 18 человек. На третьем этаже размещались палаты для терапевтических и частично хирургических больных. Госпиталь напоминал небольшое самостоятельное государство.

Главную роль играли хирургическое и терапевтическое отделения и приданные им в помощь «подсобные кабинеты», как их тогда называли в госпитале. Но без пищеблока, бани-санпропускника прачечной, котельной, слесарной и столярной мастерской, транспортной и комендантской службы, подсобного хозяйства, бухгалтерии и т. д. госпиталь не мог бы выполнять свою главную задачу – восстанавливать здоровье солдат, инвалидов Великой Отечественной войны.

Много внимания требовала котельная, работавшая на дровах, заготовкой дров в весенний период занимался сам коллектив. Персонал заготавливал также сено для лошадей, которые считались основной тягловой силой, хотя имелась и грузовая автомашина.

Было и свое подсобное хозяйство площадью 49 га, которое обеспечивало госпиталь картофелем, капустой, свеклой, морковью, луком, а лошадей – овсом. Кроме того, коллектив госпиталя помогал подшефным колхозам «Новая жизнь», «Прогресс», «Факел» и другим, а также собирал художественную литературу для сельских библиотек.

Сотрудники принимали участие в общегородских воскресниках по очистке рощи Декабристов, благоустройству территории, ремонту дорог. У начальника госпиталя был заместитель по политработе (замполит) – Марфа Ивановна Вразовская (член КПСС с 1917 г.). Она вела занятия в политшколе, где учились члены ВКП (б) и члены ВЛКСМ, и руководила работой агитколлектива и агитпункта в дни выборов. В ее задачу входил также контроль за политучебой всего коллектива, за политинформациями и читкой газет для тех, кто лечился в госпитале. Врачи занимались самостоятельно по индивидуальным планам. Под ее началом работал и клуб госпиталя, где в среднем за год демонстрировался 131 кинофильм, проводилось 34 лекции или беседы, 20 концертов, устраивались танцы.

Клубом заведовали в разные годы Краснова, Канюков, Калиновский, Агния Орлова. За год выпускалось 14 общегоспитальных стенгазет и 19 отделенческих. Примерно 800 человек в год пользовались услугами своей библиотеки. Партийная организация насчитывала 14 членов и кандидатов ВКП (б). В ее составе был только один врач и две медсестры, а остальные – работники хозяйственного «фронта», причем почти половина из них не имела даже общего среднего образования, поэтому существенно повлиять на улучшение лечебного процесса они не могли. Секретарями партийной организации в разные годы были А.И. Фомин, Е.Т. Иванова, А.П. Нассонов.

Комсомольская организация была еще малочисленней (в среднем 8 человек) и очень пассивной. За что подвергалась критике на партсобраниях, не принимала участие даже в кружках художественной самодеятельности при клубе.

Секретарями комсомольской организации были Плотникова, Рожицына, Калиновский. Зато профсоюзная организация была большой – 105 человек. Возглавляли ее в разные годы Канюков, Рожицына и другие. Профсоюз в основном занимался вопросами соцсоревнования, выявлял и поощрял лучших работников, помогал решать производственные вопросы.

Заместителем начальника госпиталя по лечебной работе был Евгений Станиславович Ковальский (1915–1968 гг.), врач-хирург. В 1941 году он закончил Омский мединститут и был направлен в Уват для создания эвакогоспиталя, так что он уже имел опыт работы в госпитале. В Ялуторовске Е.С. Ковальский трудился с 1946-го по 1948 год, потом был переведен на должность главного врача онкодиспансера. Именно под его руководством строилось новое здание областного онкодиспансера в Тюмени. Сын Е.С. Ковальского работал там заведующим отделением. Дочь супругов Ковальских тоже пошла по стопам родителей, став врачом-рентгенологом. Медицинскую династию продолжают и внуки.

С 1946 по 1950 год заведовала хирургическим отделением Фаина Васильевна Бурдакова (1917–1999 гг.). В 1941 году она окончила лечфак Омского мединститута, получив направление на работу врачом-хирургом в г. Канск Красноярского края. В 1942 году была призвана в армию, затем с санитарным эшелоном поехала к линии фронта. Потом была работа хирургом в госпитале г. Кимры, в прифронтовых госпиталях под Ржевом и в Литве до 1945 года.

После расформирования Ялуторовского госпиталя Ф. В. Бурдакова 15 лет трудилась в Ялуторовской ЦРБ и 14 лет преподавала хирургические болезни в Ялуторовском медучилище, заведовала кабинетом, вела хирургический кружок. Ф.В. Бурдакова награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией», знаком «Отличник здравоохранения СССР», занесена в «Книгу Почета» медучилища.

Ведущим хирургом в госпитале, а с 1947 года начмедом, был Владимир Иванович Криницын (1904–1951 гг.). В.И. Криницын в 1924 году окончил фельдшерско-акушерскую школу в Вятской губернии, где он родился, т. к. с 1924 по 1928 годы работал фельдшером в Тужинской райбольнице Яранского района, а с 1928 по 1930 годы заведовал медпунктом в Советском районе Кировской области.

С 1930 по 1933 годы – учеба в Пермском мединституте на лечфаке, по окончании которого он получил диплом врача-хирурга. С 1933 по 1941 годы – работа в Ялуторовской районной больнице врачом-хирургом. 24 июня 1941 года В.И. Криницын призван на фронт, а в августе 1942 года он попал в плен, из которого был освобожден нашими войсками в мае 1944 года. С 1 января по 6 декабря 1945 года находился в лагере для репатриантов и работал врачом-рентгенологом и хирургом.

В январе 1946 года В.И. Криницын уже трудился в Ялуторовской межрайбольнице заведующим хирургическим отделением, а затем переведен в Ялуторовский госпиталь. Последнее место работы – заведующий родильным отделением в Ялуторовской больнице.

На открытом партсобрании 28 сентября 1946 года главный хирург В.И. Криницын отчитывался о первых результатах работы госпиталя: «Первые раненые начали поступать с 6 июля 1946 года. За эти неполные 3 месяца прошли лечение 299 человек. Из них уже выписаны и стали трудоспособными 134 человека (это 60 %), с улучшением – 59 человек. Проведены 124 операции, и ни одного смертельного исхода. Проделано 2016 физиопроцедур, 2289 массажей, 427 рентген-снимков, 2747 перевязок. Начали научно-экспериментальную работу по корешковой новокаиновой блокаде, пересадке плаценты. Но надо дооборудовать физиокабинет, лабораторию. Улучшить питание, укомплектовать госпиталь врачами».


В 1947 году за отличную работу по восстановлению здоровья инвалидов Великой Отечественной войны В. И. Криницын был премирован отрезом мануфактуры, а в 1948 и 1949 гг. ему была объявлена благодарность.

С 1946 по 1950 гг. в госпитале трудились два молодых врача-хирурга, выпускницы Омского мединститута Ю.Г. Козина и М.Д. Гулина. Операционная медсестра А.Ф. Бухтерева (Мясникова) вспоминает: «Мария Дмитриевна Гулина – отличный хирург и человек. Юлия Герасимовна Козина – хирург от Бога.

Оперировали много. Какие проводились операции? Секвестрэктомии (это удаление кусочков костей при огнестрельных ранениях и остеомиелитах (осколков снарядов, мин, пуль); пластические операции; лапаротомии (вскрытие брюшной полости). Была и ургентная (неотложная) хирургия в ночное время. Очень-очень редко доходило дело до ампутаций (удаление) конечностей. Старались любыми путями сохранить руки и ноги, лечить их».

Терапевтическое отделение возглавляла Любовь Васильевна Ковальская (1918 года рождения), окончившая в 1941 году Омский мединститут и направленная вместе с мужем Е.С. Ковальским в Уватский эвакогоспиталь врачом-терапевтом.

В газете «Тюменская правда» за 1946 год была о ней заметка. Вот цитата из этого материала: «Л.В. Ковальскую, врача и заведующую терапевтическим отделением облгоспиталя инвалидов Отечественной войны г. Ялуторовска, знают не только больные отделения, возглавляемого ею, но и всего госпиталя. Своим честным и самоотверженным трудом Любовь Васильевна завоевала заслуженный авторитет среди сотрудников и больных госпиталя…

…Материнская забота, чуткое отношение к больным, участие, шутка, ободряющая больных, строгий контроль выполнения своих назначений – таковы качества труженика врача Л.В. Ковальской…

Хочется искренне пожелать ей еще больших успехов в работе по восстановлению здоровья защитников нашей любимой Родины».

В июне 1948 года Л.В. Ковальская была переведена в Тюмень и назначена заведующей терапевтическим отделением 1-й горбольницы. После ее ухода отделение терапии возглавила врач Каневская.

И, конечно же, главными помощниками врачей были медицинские сестры, которые выхаживали раненых и больных. Сквозь пекло войны с госпиталями прошли Е.П. Машинская, Е.Т. Иванова, А.В. Гусева, Ю.И. Нечаева (в девичестве Козырева). А прямо со студенческой скамьи пришли после окончания Тюменской фельдшерско-акушерской школы 9 медсестер с испытательным сроком на 2 месяца. Экзамены выдержали только 4 человека: А.И. Ганихина, А.Ф. Мясникова, М.С. Сметанина и Е. Афанасьева. А.И. Бобыкина (Ганихина) вспоминает:

- Операционной сестрой была Евгения Машинская, которая начинала еще в Ялуторовском 1501-м госпитале старшей медсестрой, а потом служила в прифронтовых госпиталях. А рядом с ней трудилась молоденькая любознательная операционная медсестра Антонина Федоровна Бухтерева (Мясникова).

После госпиталя она с мужем – офицером уехала на 7 лет в г. Магадан, а потом в Тюмени вплоть до пенсии была старшей операционной медсестрой областной больницы, совмещая свою работу с работой на курсах усовершенствования и специализации медсестер. Награждена знаком «Отличник здравоохранения СССР». Старшей медсестрой хирургического отделения была многоопытная Александра Викторовна Гусева, участница Великой Отечественной войны, а в перевязочной священнодействовали Мария Степановна Сметанина и Марфа Мясникова. А большинство были палатными сестрами: А.И. Бобыкина (Ганихина), Валентина Павловна Келина, Галина Михайловна Киричек, Лидия Янковская, Матрена Криницына, Тамара Григорьевна Некрасова, Евгения Афанасьева, Зинаида Рудницкая, Мария Мясникова.

Александра Илларионовна Бобыкина (1925–2006 гг.) с 1943 по 1946 годы училась в Тюменской ФАШ, а по окончании была направлена в г. Ялуторовск для работы в госпитале. Старательно и добросовестно она работала палатной медсестрой все 4 года. Здесь же нашла и свое личное счастье. В госпитале лечился молодой солдат Николай Васильевич Бобыкин, перенесший за время войны 13 операций. Последняя по ампутации ноги была сделана в этом госпитале. Очень старались врачи спасти ногу, но, увы, они не всесильны. Саша не побоялась стать женой инвалида. Супруги вырастили дочь, внучку. После госпиталя А.И. Бобыкина трудилась в женской консультации, хирургическом, смотровом и онкокабинетах до 1991 года.

Старшей медсестрой терапевтического отделения работала участница войны Евгения Тимофеевна Иванова (1916 года рождения), много повидавшая и пережившая на своем веку. До войны у нее была самая мирная профессия – учитель начальных классов (с 1933 до 1941 гг.). Как только в Ялуторовске в 1941 году открылся госпиталь № 1501, Е.Т. Иванова поступила санитаркой, а потом – медсестрой, закончив в декабре 1942 года курсы медсестер. В марте 1943 года госпиталь № 1501 прибыл на Волховский фронт, в ноябре 1943 года – на Ленинградский, затем был 3-й Прибалтийский, в январе 1945 года – 4-й Украинский фронт (Польша). Огромный поток раненых, тяжелейшая работа под бомбежками и артобстрелом, нехватка медикаментов, перевязочного материала, скудный паек, бессонные ночи. В июне 1945 года госпиталь базировался в Чехословакии (лечили пленных немцев), а в июле 1945 года – снова Польша (лечили узников концлагеря Освенцим)

Вернувшись в Ялуторовск, Е.Т. Иванова пришла работать в госпиталь для инвалидов Отечественной войны. Затем была работа в Ялуторовском ГК КПСС инструктором отдела пропаганды и агитации. Будучи на пенсии, уделяла большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Имеет 9 боевых и трудовых медалей.

Палатными медсестрами терапевтического отделения трудились Зоя Арефьевна Мальцева и Ю.И. Нечаева (в девичестве Козырева). В «грозовые 40-е» Юлия Ивановна Нечаева (1925 года рождения) окончила шестимесячные курсы медсестер и в 17 лет уже спасала раненых, работая в прифронтовом эвакогоспитале № 1501. Было трудно под обстрелом и бомбежками, но думала не о себе, а о раненых бойцах. Однажды осколок все же настиг ее, поранив ногу. Но после операции она быстро встала в строй. Насмотрелись сестры ужасов в Освенциме, выхаживая в течение 8 месяцев военнопленных с тяжелыми формами дистрофии. Работа у медперсонала была тяжелая, питание более чем скромное. Бытовые условия подчас ужасные, но молодость и вера в победу помогали выстоять. После войны Ю.И. Нечаева работала в Ялуторовской ЦРБ операционной сестрой, потом на станции переливания крови, сама сдавала кровь и стала почетным донором.

Неоценимую помощь врачам оказывали вспомогательные службы. Врач-рентгенолог Иван Константинович Иващенко помогал в правильной постановке диагноза. Заведующая аптекой Зоя Зенькова и провизор Надежда Григорьевна Эртнер снабжали лекарствами. Работники физиокабинета Анна Владимировна Клюсова и Екатерина Александровна Жуковская лечили больных. Инструкторы по лечебной физкультуре, в их числе был Павел Арефьевич Мальцев, проводили по утрам физзарядку и помогали в реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В лаборатории под руководством М.М. Ермолиной делались различные анализы. Зубной врач-протезист А.И. Коган лечил и вставлял зубы. Был и свой собственный медстатистик Любовь Валентиновна Токарик.

Сестра-хозяйка О.А. Хомякова заботилась о том, чтобы больные и обслуживающий персонал были одеты пусть скромно, но чисто. Следила, чтобы вовремя менялось постельное белье. Парикмахер Валентина Тихонович делала стрижки.

Опытный и искусный повар Василий Некрасов из очень небогатого ассортимента продуктов старался приготовить еду повкуснее и поразнообразнее. Молодая проворная официантка Физа Никифорова быстро и весело обслуживала в столовой «ходячих» больных (тяжелых больных кормили в палатах медсестры).

Нельзя не вспомнить очень нужный труд обслуживающего персонала: санитарок, прачек, кухонных работников, портних-надомниц и т. д. Эти скромные люди за мизерную зарплату (300 рублей в месяц) вносили свою лепту в общее дело – восстановление здоровья воинов-победителей. Это санитарки Нина Ивановна Савушкина, Феоктиста Григорьевна Мингалева, Анна Ухалова, просто Анфиса, Фая и другие.

Каковы результаты работы госпиталя для инвалидов Отечественной войны в г. Ялуторовске с 1946 по 1950 гг., т. е. за 4 года и 2 месяца? На партсобрании от 14 сентября 1948 года слушался отчет начмеда В.И. Криницына за 1-е полугодие 1948 года о лечебной работе.

Он доложил, что за полгода через госпиталь прошел 561 человек, 35 человек направлено на курорты, сделано 257 операций, 37 переливаний крови, гипсовых повязок – 48, посещений зубного врача – 2231, сделано рентген-снимков –233, рентген-просвечиваний – 428, лабораторных анализов – 2301, физиопроцедур – 8861, массажей – 6064, ЛФК – 245, число рационов диетпитания – 10887. Умерли 4 человека.

Два выступления В.И. Криницына и краткие данные, которые дважды давала на партсобраниях секретарь организации Е.Т. Иванова, позволяют сделать приблизительные выводы: за 4 года и 2 месяца в госпитале вылечили более 5 тысяч раненых, причем почти половину (47 %) сделали трудоспособными. Число койко-дней выполнено примерно на 94 %. Таким образом, коллектив госпиталя выполнил задачу, поставленную перед ним.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2024 (17)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.