шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Техника и вооружение » Единственный экземпляр бронеавтомобиля БА-3М

Единственный экземпляр бронеавтомобиля БА-3М

Автор: dokaspez
6-09-2017, 11:08
Единственный экземпляр бронеавтомобиля БА-3М

БА-3 был разработан в 1934 году конструкторским бюро Ижорского завода на базе модели БА-И и трехосном шасси «Форд-Тимкен». Корпус БА-И при этом изменился незначительно, а главным отличием новой машины стала башня от Т-26 и вооружение.

БА-3 получил башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения (45-мм пушкой 20К) и пулеметом ДТ-29, но с уменьшенной до 8 мм толщиной брони. Значительный для компактной машины боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе бронеавтомобиля. Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении были разработаны вездеходные гусеницы, которые надевались на задние скаты БА-3.
Производили автомобили на Ижорском заводе и Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования, которые в 1933—1936 годах изготовили в общей сложности 221 бронемашину этого типа.

За пять лет непрерывной эксплуатации износ ходовой части и силовой установки БА-3 достиг неприемлемого уровня. В отчете о наличии на 1 января 1938 года в составе РККА боевых машин, снятых с вооружения и негодных для использования в войсках, под эту категорию попало 180 БА-3 (179 линейных и 1 радийный) – то есть, БА-3 признавался небоеспособным типом бронеавтомобиля.

План спасения БА-3 оказался чрезвычайно прост – заменить изношенное шасси «Форд-Тимкен» на отечественное ГАЗ-ААА, которое отличалось лучшей ремонтопригодностью и не имело недостатка в запасных частях. Первый подобный опыт провели на более старых БА-27 – результат получился весьма обнадеживающим и в скором времени большую часть этих машин перевели на новую ходовую часть.

В 1938 году настала очередь БА-3, который помимо шасси и двигателя от ГАЗ-ААА получил пулестойкие шины типа ГК. Обновленный бронеавтомобиль стал легче на полтонны (полная масса составила 5422 кг), развив при этом скорость 58,3 км\ч и имея запас хода 280 км. После заводской обкатки и устранения выявленных недоработок машину, переименованную в БА-3М, передали на полигон НИБТ в Кубинке, где с ноября 1938 по январь 1939 года она прошла всесторонние испытания. Всего бронемашина прошла 1509 км по шоссе, 959 по проселочной дороге и 336 км по целине. Несмотря на то, что динамические качества БА-3М оказались более высокими, представители полигона отметили сильные колебания корпуса и плохую обзорность при движении по пересеченной местности и неровным дорогам, перегруженность переднего моста и рессор, плохую конструкцию сидений и ненадежность запоров дверей.

Боевое применение бронеавтомобилей БА-3 началось в Испании. В рамках оказания военной помощи республиканскому правительству СССР в октябре 1936 года отправил партию из 60 бронемашин, среди которых имелось три БА-3. Впервые их задействовали в ходе оборонительных боев под Мадридом и в скором времени бронеавтомобили были переданы в распоряжение танковой бригады, сформированной в декабре. В течение следующих месяцев БА-3 участвовали в сражениях в центральной части Испании и все были потеряны в течении 1937 года. По донесениям с фронта 45-мм пушки оказались самым действенным оружием против легких танков и танкеток франкистов, но бронезащита бронемашин оказалась откровенно слабой и не держала огонь крупнокалиберных пулеметов и пушек.

Более массово БА-3 использовались во время отражения японской агрессии у реки Халхин-Гол. Дислоцированный здесь 57-ой Особый корпус на 1 февраля 1939 года располагал 284 танками и 534 бронеавтомобилями различных типов. Машины типа БА-3 были в явном меньшинстве, однако при грамотном использовании они показали высокую эффективность.

Например, 20-25 июня броневики 234-го бронебатальона 8-й мотоброневой бригады 175-го артполка оказали большую помощь пехотным подразделениям 149-го стрелкового полка, обнаружившего в районе Дебден-Сумэ японский военный городок. Силы были явно не равны – у японцев имелось два пехотных батальона, кавалерийский полк манчжур, батарея 75-м полевых пушек, батарея 37-мм противотанковых пушек и четыре 13,2-мм пулемета. Советской пехоте пришлось залечь под яростным огнем противника и только появление бронеавтомобилей спасло солдат от больших потерь. Подоспевшая бронерота, в составе нескольких БА-10 и БА-3, а также двух 76-мм орудий, практически в упор расстреляли японские казармы, заставив противника прекратить организованное сопротивление. За время боя было безвозвратно потеряно два БА-10 и один БА-3. Еще один БА-3, подбитый и застрявший в болоте, пытались вытащить с помощью танка БТ-5, но тот тоже застрял и обе машины пришлось сжечь.

В последовавших за этим боевых действиях основную роль сыграли БА-6 и БА-10, в то время как БА-3 привлекались эпизодически. Общие безвозвратные потери составили 8 машин, пять из которых принадлежали 36-й мотострелковой дивизии и пять 8-й ОМБр.

В освобождении Западной Белоруссии и Украины БА-3 практически не принимали участия – основную работу здесь выполнили БА-10 и легкие танки, в то время как бронемашины более старых типов использовались только для ближней разведки и боевого охранения. Боевых потерь среди БА-3 в сентябре 1939 года не было.

Намного более активно БА-3 пришлось использовать в ходе Зимней войны с Финляндией. К декабрю 1939 года основная масса модифицированных БА-3 была передана пехоте и вместе с ней приняла первые бои на финской границе. Одним из первых, 30 ноября 1939 года, из Пинска (БВО) прибыл 62-й отдельный разведывательный батальон 52-й сд, в котором имелось десять БА-10 и три БА-3. Батальон поступил в распоряжение 14-й армии и был единственным подобным подразделением, укомплектованным бронетехникой. В основном бронеавтомобили применили здесь для патрулирования дорог и охраны штабов, поэтому потерь 62-й орб не имел.

Совсем иначе сложилась ситуация со 177-м орб 122-й сд 9-й армии, предпринявшей в середине декабря 1939 года крайне неудачное наступление в Карелии. Имея в своем распоряжении всего 20 бронемашин (два БА-3М, три БА-20, десять БА-10, восемь Д-8 и два БА-27М) 122-я и 44-я стрелковые дивизии были вынуждены сражаться в окружении вплоть до первых чисел марта 1940 года, потеряв за этот период 17 машин. Оба БА-3М пришлось оставить на территории противника из-за невозможности ремонта и эвакуации.
Ближе к концу войны, в феврале 1940 года, также из Лиды прибыл 69-й разведбат 100-й стрелковой дивизии с девятью БА-10 и двумя БА-3. Хотя на завершающем этапе боев с финскими войсками работы для него почти не нашлось в Великой Отечественной войне 100-я дивизия показала себя с лучшей стороны во время обороны Минска.

Надо отметить, что в количественно отношении число бронеавтомобилей БА-3М в период с сентября по июнь 1941 г. практически не изменилось. Из почти 90 имевшихся машин больше всего их осталось в Западном ОВО (29 единиц) в составе разведывательных батальонов стрелковых дивизий и механизированных корпусов. В основном они находились в центральной части Белоруссии, в полосе Минского УР и северо-восточных районах. Грамотно распорядится материальной частью удавалось не всегда, поэтому множество бронемашин было оставлено противнику, как подбитыми, так полностью исправными без боеприпасов и топлива. К примеру, 3-я танковая дивизия 1-го мехкорпуса располагала на 22 июня 131 бронеавтомобилем (из них 16 БА-3М) и 338 танками различных типов. Потеряв часть техники во время крайне плохо организованного марша Псков-Ленинград-Славковичи дивизия получила 5 июля приказ выбить противника из г. Остров. Предприняв несколько неудачных атак, и потеряв более 400 танков и бронемашин, командование фронта отдало 11 июля приказ на отвод частей 3-й тд в тыл для переформирования. К этому времени в дивизии оставалось всего 35 танков БТ.

Чуть ранее, 26-29 июня 1941 года, соединениями 100-й и 161-й стрелковых дивизий, имевших некомплектный состав, началась оборона Минска. У защитников белорусской столицы танков насчитывались считанные единицы – каждая дивизия располагала несколькими плавающими Т-37А и Т-38, а на складах и на ремонте находилось около десятка трехбашенных Т-28, которые в боях не участвовали. Чуть лучше обстояли дела с бронеавтомобилями, вынесшими основную тяжесть первого удара. Под Минском, кроме основных типов бронемашин, был потерян, по крайней мере, один БА-3М.

Отойдя на север, командование Западного фронта спланировало мощный контрудар под Лепелем, состоявшийся 8 июля. Атаковавшая здесь противника 13-я танковая дивизия 5-го мехкорпуса имела 78 средних бронеавтомобилей (44 БА-10, 5 БА-6, 7 БА-3М и 22 БАИ-М), сохранив к 8 августа лишь 4. Судьба БА-3М сложилась следующим образом: три машины были уничтожены в бою и четыре пришлось оставить не территории противника.

Собственно, на этом активный период использования БА-3 в боях Великой Отечественной войны завершился. Прибывавшее из тыла пополнение в единичных экземплярах «растаскивалось» по различным подразделениям, чаще всего стрелковым. Например, на 28 июня 1942 года в 10-й мотострелковой бригаде имелось 20 бронеавтомобилей (по одному БА-3М и БА-6, и 18 БА-10М), причем машины старых типов сохранялись здесь до осени. Вероятно, дольше всего в РККА прослужили БА-3М в составе 19-й армии – на 14 апреля 1945 года 97-я рота охраны штаба все еще использовала три БА-3М и три БА-10. Тем не менее, после войны все устаревшие бронеавтомобили отправили на разбронировку.

Некоторые пригодные к дальнейшей эксплуатации БА-3М (по наиболее достоверным данным – около десятка) были приняты на вооружение вермахта и после ремонта введены в строй под обозначением Panzerspahwagen BA(F) 203(r). Отдельные бронеавтомобили летом-осенью 1941 года использовались для ведения разведки, но большая их часть была переведена в разряд учебных и агитационных машин. Единичный БА-3М, захваченный зимой 1940 года, состоял на вооружении финской армии. Эта машина также прошла капитальный ремонт (благо, трофейного имущества было в избытке) и служила до конца войны по прямому назначению, а в качестве учебного бронеавтомобиля ее эксплуатация продолжалась до 1954 года.

До наших дней сохранился всего один БА-3М, выставленный в экспозиции музея бронетанковой технике в подмосковной Кубинке (на фотографии – выставлен в Москве 7 мая 2015 г.)

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье