Топ-100

Одежда Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 14-06-2017, 17:56, Путешествие в историю, 6 820, 0

Комплекс мужской одежды сибирских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) – рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.

К началу ХХ века в среду сибирских татар стали проникать образцы общеевропейской городской одежды, изготовленной в соответствии с модой, распространение которых, хотя и тормозилось мусульманским духовенством, но к концу изучаемого периода удельный вес нетрадиционной одежды (особенно у молодежи) был достаточно высок.

Комплекс женской одежды сибирских татар в основном совпадает с комплексом мужской одежды (это относится как к покрою, так и к составляющим элементам комплекса). Здесь присутствует нижнее белье (т.е. нательная одежда), надеваемые поверх него платья, распашная плечевая одежда различных видов, сезонная одежда, головные уборы и обувь.

В первое десятилетие ХХ в. в среде сибирских татарок некоторое распространение получают «городские» формы одежды – платья, сшитые по модным фасонам, нижнее белье общеевропейского образца, перчатки и т.п. В первую очередь, это коснулось женщин из состоятельных семей, поскольку, во-первых, городская одежда была дорогой, а во-вторых, «иноверческой». Такого плана приобретения могли себе позволить лишь независимые от общественного мнения люди, а такую независимость, не в последнюю очередь, обеспечивал материальный достаток.

Намного лучше мужской доступна для исследователей женская одежда – нательная, платья, распашная плечевая одежда, головные уборы. Связано это во многом с тем, что женская одежда большей частью оставалась в доме, в то время как мужчины изнашивали свою одежду на отхожих промыслах и вообще «вне дома», почему она и не хранилась.

Из женской нательной одежды стоит особо назвать нижние штаны характерного покроя – с «мотней» и вшитыми клиньями. Здесь же отметим и лоскутный нагрудник, который носили кормящие матери (а со второй половины ХХ в. – лишь пожилые женщины) под платьем. Составление нагрудника из лоскутов или полос различных тканей, по словам информаторов, связано с недостатком последних и с необходимостью экономить. Тем не менее, такой способ изготовления нагрудников может быть связан с представлениями, сохраняющимися у многих народов о том, что вещи, сшитые из кусков материи разного цвета, имеют магические свойства и являются оберегом от сглаза.

Связь эта представляется нам весьма вероятной, поскольку носили такие нагрудники сибирские татарки под нижней рубашкой, начиная с рождения первого ребенка и до старости, т.е. когда женщина переставала рожать – нагрудник вполне мог выполнять функцию оберега женщины-матери. Сами же информаторы объясняют необходимость ношения нагрудника тем, что во время кормления младенца не должна быть видна грудь (однако в этом случае непонятно ношение этого нагрудника постоянно, а не только в период грудного вскармливания). Надевать нагрудник старались так, чтобы бретели не были видны, в противном случае это рассматривалось как грех.

Достаточно интересны платья, сшитые из ситца, штапеля, шелка, хлопчатобумажного бархата, они причудливо сочетают в себе черты традиционного кроя и модных тенденций соответствующего периода.

Например, платье коракыляк («черное платье») любопытно не только из-за покроя (распространенного в начале ХХ в. стиля «модерн»), но и как яркий пример того, как в традиционном сознании сибирских татар преломлялось отношение к моде. Это платье, безусловно, является образцом нарядной и дорогой женской одежды курдакско-саргатских татар. Даритель (ныне покойная И.К. Юмашева) происходила из зажиточной семьи, обладала в деревне непререкаемым моральным авторитетом, поскольку была весьма компетентной в вопросах веры – муж ее был муллой, а ее в деревне называли муллинэ.

Она категорически отрицала наличие каких-либо модных элементов в «старой одежде», утверждая, что раньше «никакой моды не было». Она явно забыла про платье, которое передала в 1978 г. этнографической экспедиции ОмГУ, а в нем черты городской моды присутствуют в большом количестве (фестоны, рюши, смещенная застежка). Вообще же платья сибирские татарки шили из самых разнообразных тканей – ситца, сатина, шелка, бархата, шерсти различных расцветок. Качество ткани напрямую зависело от материального уровня владелицы и предназначения платья (повседневное или праздничное), а расцветка и рисунок – от возраста и эстетических предпочтений. Так, если не очень состоятельная женщина шила себе новое платье из ситца или сатина, какое-то время оно служило праздничным. В дальнейшем, после нескольких стирок и продолжительного использования, оно переходило в разряд повседневных, а к празднику шилось новое, из аналогичных тканей. С другой стороны, шелковое или бархатное праздничное платье сохраняло свой статус на протяжении всего срока использования (отметим, что надевалось оно относительно редко, еще реже (а бархатное никогда) стиралось), а когда ветшало, чаще всего перешивалось на детей.

Говоря о распашной плечевой женской одежде сибирских татар, остановимся на безрукавке камзол из синего плюша, обильно украшенной монетами, тесьмой, различными подвесками. Это – праздничная безрукавка, а такие безрукавки у сибирских татар традиционно украшались рядами нашитых по бортам и подолу монет (кумиш) и проложенными в тех же местах позументом (сухма). Количество нашитых украшений не регламентировалось; на безрукавке могли быть 2 ряда позумента, если в распоряжении владелицы не было достаточного количества монет, или 1 ряд позумента и 1 ряд монет, или 2–3 ряда монет. Кроме того, монеты (если их было мало) могли быть расположены только по бортам от горловины до талии или до середины груди, но могли вдобавок окаймлять и пройму. Словом, здесь все зависело от возможностей и вкуса владелицы, хотя та же Инэш Картуковна Юмашева (д. Саургачи Усть-Ишимского района Омской области) утверждала, что монеты в 3 ряда на безрукавку нашивали девушки, а замужние женщины – в 1 ряд. Это утверждение не поддерживается другими информаторами, которые настаивают, что украшения на безрукавку пришивали, исходя из возможностей и индивидуальных предпочтений.

Однако косвенно тезис о меньшем количестве кумиш у замужних женщин находит отражение в Коране: «А престарелые из женщин, которые не надеются на брак, на них нет греха, чтобы они снимали свои одежды, не хвастаясь украшениями. Чтобы они были воздержанными, – лучше для них. Аллах – слышащий, знающий!» (34:59).
Одежда Сибирских татар

Так что И.К. Юмашева права, но лишь отчасти, т.к. количество украшений сибирской татарки зависело не столько от семейного положения, сколько от возраста. Вообще же на безрукавку пришивали, помимо монет и позумента, практически любые бляхи ювелирной работы, иногда фрагменты сломанных украшений (например, поясной застежки или накосника), красивые пуговицы и пр. Связано это не столько с недостатком монет (использовалась, наряду с вышедшей из обращения, и современная разменная монета), сколько с тем, традиционные украшения ломаются, (а ювелиров, чтобы сделать ремонт, в деревнях не осталось), использовать по назначению их сложно, а потерять – жалко. По- этому части старых украшений, те, что сохранились, пришиваются на борта безрукавки, дополняя, а иногда и заменяя, традиционную отделку.

Источник: Елена Смирнова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.