Топ-100

Сибирские татары в 1920-30 -е годы

Опубликовал: lomsecret, 8-06-2017, 10:28, Путешествие в историю, 1 593, 0

«Декларация прав народов России», принятая в ноябре 1917 г. и «Обращение к трудящимся мусульман России и Востока», принятое 20 ноября 1917 г., отменяли законы, ставившие в неравное положение людей в зависимости от принадлежности к различным национальностям и религиям.

Тем не менее, определенная часть нерусских народов, в т.ч. проживающих в Сибири, не поддерживала формирующийся большевистский режим. Зажиточные слои татарского населения и представителей мусульманского духовенства в деревнях оказывали сопротивление социалистическим преобразованиям.

Затянувшийся кризис сельскохозяйственного производства в начале 1920-х гг., связанный с первой империалистической и гражданской войной, а также с засухой 1920 г., создал в стране напряженную обстановку. В 1921 г. продналог в Сибири на хлеб, мясо и другие продукты был определен в 53 млн. пуд, что составляло 59% объема фактического выполнения разверстки. На местах были приняты дополнительные и срочные меры по организации налоговой кампании и хлебозаготовок. В ответ на сбор налога путем нажима, давления сверху начал ослабевать энтузиазм и у татарского населения сибирского края, особенно среди зажиточного слоя, который выступил в поддержку восставшего в 1921 г. крестьянства.

Об этом свидетельствуют архивные материалы и судебные документы репрессированных татар в 1920–1930-х гг. Так, в мае 1921 г. в официальной печати секретарь Тюменского губкома ВКП(б) писал: «Среди тюркских народов необходимо вести большую политическую работу, отсутствие ее привело к тому, что мусульмане нашей губернии, ранее не отличившиеся особой воинственностью, в дни бандитизма (в то время так называлось крестьянское восстание 1921 г.) активно участвовали в выступлении против Советской власти». В 1922 г. в своем докладе секретарь Тобольского уездного комитета партии подчеркнул, что «поголовное участие татарского населения в бандитском движении в 1921 г. показывает на безграничное невежество, политическую отсталость беднейших слоев населения и безграничную власть над ними кулаков-татар».

Между тем вооруженная борьба крестьянства против Советской власти в годы гражданской войны была народным сопротивлением военно-коммунистической диктатуре. Во многих деревнях зажиточные крестьяне из татар, выделяли повстанцам продукты, давали оружия, подводы, проводили агитационную работу среди населения. В период гражданской войны и крестьянского восстания в татарских деревнях были случаи убийства партийных и советских работников, активистов из бедноты. Но органы власти жестоко расправлялись с контрреволюционерами и повстанцами.

Татары Западной Сибири, наряду с другими народами, активно включились в строительство новой жизни после Октябрьской революции 1917 г. После того, как улеглись потрясения революционных событий, гражданской войны, татарское население участвует в процессах коллективизации и индустриализации.

В 1925 г. руководство страны взяло курс на индустриализацию. Индустриальный рывок был совершен в годы довоенных пятилеток: первой – 1928–1932 гг., второй – 1933–1937 гг. За годы первых пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроение, авиационная, тракторостроение, автомобилестроение, химическая и др. Было построено около 8900 новых предприятий. Предприятия крупной индустрии создавались не только в европейской части СССР, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Шел процесс хозяйственного развития этих районов и создания мощной экономической базы в восточных регионах страны. В новую жизнь были вовлечены и жители Сибири, в т.ч. татарское население.

Многие татары начинают переселяться в города, пополняя ряды рабочего класса. В 1929 г. было принято решение об организации «крупного социалистического земледелия» – колхозов и совхозов. Против кулаков продолжалась беспощадная борьба, нередко руками их односельчан – деревенской бедноты. Накануне празднования двенадцатой годовщины Октябрьской революции в газете «Правда» была опубликована статья «Год великого перелома», в которой И.В. Сталин поставил задачу форсировать колхозное строительство, провести «сплошную коллективизацию».

Местные органы власти начали широко применять политику раскулачивания. Под нее попадали все, кто не желал вступать в колхозы. Сельское хозяйство было обескровлено: репрессиям подвергались десятки миллионов самых трудолюбивых слоев крестьянства.

В период событий 1917 г. и после Октябрьской революции увеличилось количество газет, издававшихся на национальных языках. В 1919–1921 гг., как органы мусульманской секции при губернских и городских комитетах РКП, издавались газеты на татарском языке: в Иркутске «Кызыл шарык» (Красный Восток), Томске – «Себер юксыллары» (Пролетарии Сибири), в Омске – «Азат Себер» (Свободная Сибирь). В Тюмени в 1922–1923 гг. мусульманский комитет Тюменского губкома партии выпускал газету на татарском языке «Юксыллар чаткысы» («Искры пролетариата»). В 1924–1932 гг., когда Тюменский регион входил в Уральскую область Ишимского, Тобольского и Тюменского округов, татарское население получало газету «Коммунист», которая выходила с 1919 г. и переименованная в 1925 г. в «Урак эм чукеч» («Серп и молот»), а в 1930 г. – в «Социализм юлы» («Путь социализма»).

Кроме того, татарское население получало газету «Эшче» («Рабочий»), «Игенчелэр» («Земледельцы»), издаваемые татаро-башкирским бюро в Москве. Татаро-башкирский центр в Сибири выпускал также газету на татарском языке «Азат Себер» («Свободная Сибирь»). В Тобольске с 1932 г. до начала Великой Отечественной войны выходила газета «Колхоз юлы» («Колхозный путь»). В 1920–1930 гг. Тюменская окружная газета «Красное знамя» на отдельных страницах периодически освещала жизнь нерусских национальностей. Подобные материалы на своих страницах размещала также областная молодежная газета «Смена».

В 1932 г. в Уральской области на языках татар и башкир издавалась 31 газета, в том числе одна областная, две окружные и 28 районных. В 1932 г. тираж областной татарской газеты «Социализм юлы» составлял 12800 экземпляров, ее армия рабселькоров составляла около 20 тыс. чел. С 1927 г. при редакции газеты «Социализм юлы» начало работать объединение татаро-башкирских писателей и поэтов. Областные газеты «Уральский рабочий», «Колхозный путь» регулярно освещали работу татаро-башкирской печати.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.