Служилые татары из Сибирского ханства

Опубликовал: lomsecret, 7-06-2017, 20:06, Путешествие в историю, 1 320, 0

После завоевания Сибирского ханства Московским государством в конце XVI века значительная часть оставшейся в живых татарской феодальной верхушки, также как и в других татарских ханствах, переходит на службу новому правительству в качестве служилого сословия – «йомышлы».

До присоединения Сибири они составляли военно-служилую элиту Сибирского ханства. Среди них С.В. Бахрушин называет князя Енбулата, служившего в Тобольске в 90-е годы XVI века, его сына князя Кутука и внука Аллагур-мурзу, мурзу Кайдаула Байсеитова, его сыновей Мамета, Читея и Аиткула Кайдауловых, тарского князца Тынмамета Берделей-мурзина, его сына Кучука Тынмаметова и внука Талайку Кучукова.

Среди татарских мурз в начале XVII века известен тюменский служилый татарин «князь Аткачарко Ахманаев», тюменские «юртовские служивые татарове лучшие люди» Девей Иртышов, Буйдак Емачтаев, Тугока Келементеев, Моюмас Азехматов, Казад Енгильдеев, Устемир Канчюрин и др.

С.В. Бахрушин отмечал, что звание служилого татарина было наследственным. В 1622 году по ходатайству тобольских служилых татар царским указом было предписано «на... татарские выбылые места… верстать в нашу службу детей их и братью и племянников новишным окладом».

В 1629 году тарские служилые татары добились даже того, что их сыновья и другие родственники были поверстаны сверх оклада. Но, в связи с тем, что было установлено твердое число штатных окладов, молодежь версталась по мере освобождения мест.

В течение всего XVII в. состав татарского служилого сословия пополнялся, иногда благодаря наплыву знатных иноземцев и со стороны. В тюменской окладной книге 1626–1627 гг. среди служилых татар упоминаются один табынец, один сарт и два бухарца. В Таре в 60-е годы XVIII в. служил «выезжий юртовский служилый татарин Чолбар Кочашов, сын зайсана», т.е. калмыцкого дворянина, а после него его сын Иткучук Чолбаров сын Зайсанов.

С середины XVII в. среди тюменских, а затем тобольских служилых татар появляется касимовский мурза Семеней Аганин. Число служилых татар, кроме того, пополняли и представители духовной знати, в том числе высшей, как, например, тарский юртовский татарин сеид Тенелей Берелеев. Как считает Д.М. Исхаков, Тенелей Берелеев есть не кто иной, как сын ходжи Миралия сеид Дин-Али ходжа. Иногда в служилые зачислялись и выходцы из Средней Азии, так называемые «бухарцы», которых привлекала «свобода от податей и самая служба, почетная и небезвыгодная».

В конце XVI века из служилых татар были сформированы команды, сосредоточенные в Тобольске, Тюмени и Таре. Позже подобные подразделения появились в Томске, Кузнецке и Красноярске. Сумев привлечь на свою сторону татарскую аристократию, Москва получила в их лице профессионально подготовленный военный контингент, не требующий значительных затрат на обучение и вооружение, игравший важную роль в процессе дальнейшей колонизации Сибири. В XVII в. служилые татары успешно выполняли возложенные на них функции, прежде всего связанные с несением конной службы. Татарская военная знать, как отмечал С.В. Бахрушин, «безболезненно перешла на царскую службу, переменив без резкого перерыва одного господина на другого».

В конце XVI – начале XVII вв. служилые татары по прежнему считаются «лучшими людьми», за ними сохраняются их «вотчинные угодьи», им даются различные привилегии. По данным С.В. Бахрушина, число служилых татар в XVII в. составляло в Тобольске около 250 человек, в Тюмени – 75, на Таре – 36 человек.

Подобная же ситуация наблюдалась и в других покоренных Москвой позднезолотоордынских государствах – Казанском, Астраханском ханствах. Татарским феодалам после завоевания Казанского ханства, когда мощь знати была сломлена, также пришлось всецело ориентироваться на политику московского правительства. Те феодалы, которые проявили лояльность по отношению к русскому правительству, были оставлены на своих местах. За это они должны были служить новой власти. Их стали называть князьями, мурзами и служилыми татарами. За службу они получали земли, денежное и хлебное жалованье, а также некоторые привилегии в торгово-ремесленных занятиях.

Использованы материалы из: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2021 (7)
Декабрь 2020 (23)
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Календарь
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.