Топ-100

Земледелие и скотоводство у сибирских бухарцев

Опубликовал: zampolit, 11-12-2016, 19:37, Путешествие в историю, 2 081, 0

Начало земледельческой деятельности среднеазиатских выходцев в Сибири относится ко времени правления Кучумхана, когда на территории Сибирского ханства появились первые поселенцы. Г.Н. Потанин отмечал, что бухарцы заложили основу земледелия в Западной Сибири еще до установления здесь господства Русского государства. О занятиях бухарцев земледелием в это время пишет и В.И. Шунков, изучавший уже в наши дни историю земледелия в Сибири.

Бухарцы не успели тогда развернуть свою земледельческую деятельность, так как Сибирское ханство было включено в состав Русского государства.

Первоначальное количество бухарцев, занимавшихся земледелием, было незначительным. Дозорная книга отмечала, что в 1621 г. в деревнях Ваганской, Шамской, Япальчине, Абалацкой, Саусканской и Исупово Тобольского уезда было 13 бухарских земледельческих хозяйств.

Они «с татарами вместе пашинко на себя пашут и сенными покосы владеют». Хотя в этой книге бухарские запашки отмечались с татарской запашкой «вопче», но в отдельных случаях даются размеры земли, обрабатываемые некоторыми бухарцами. Например, в деревне Япанчине у бухарца по имени Мулла Кочеков были «паханные добрые земли... чети на 2, непаханные добрые земли по смете ж на 150 чети, а ту де непаханную землю Мулла называет заимкою своею».

К переписи 1633 г. выяснилось, что Мулла Кочеков «живет де он в деревне Япанчине, а своей де земли он пашет в той деревне чети на 2, а дана ему та земля больши тридцати лет». Он был единственным бухарцем среди своих соотечественников, владевшим землями по указу местной администрации. Земля, как бы занимаемая другими бухарцами в перечисленных деревнях, фактически принадлежала татарам.

Дозорная книга 1633 г. подчеркивает, что поскольку бухарцы были иноземцами, они жили в деревнях «по доброте и для того, что де у тех бухарцов вотчинных земель и пашен и угодей нет, а пашут земли у них же, татар, по упросу». Последнее обстоятельство объясняется тем, что бухарцы не имели средств на покупку земли или на приобретение ее по закладным актам.

В книге отмечается, что они по своей «скудости, упрашивая у татари распахивают понемногу ярового всякого хлеба». Здесь речь идет о поселенцах из беднейших слоев населения Средней Азии. По дозорной книге 1633 г. количество бухарских хозяйств, занимающихся земледелием, оставалось прежним и численность бухарцев в Сибири не изменилась. В это время бухарские купцы (их было 12 чел.) не владели землями и занимались только торговлей. Они «пашни де нигде не пашут, а торгуют в Тобольску в лавках, отъезжая в сибирские города и в колмыки с послы для торговли издят».

В книге есть сведения о бедных бухарцах (16 человек,) которые «пашни де они не пашут за бедностью, а кормятца наймом меж своей братьи и всякою работою».

Бухарцы, поселившиеся в Сибири и занимавшиеся земледелием, торговлей и подсобной работой, не были обложены оброком. «А оброку те бухарцы в государеву казну не платят и гоньбы с татары не гоняют, служат с тобольскими и посадскими людьми вместе у государевых дел в целовальниках». Бухарцы выделяли из своей среды для тобольской таможни 1 человека, для таможенного сбора на реке Кирпсае и Янышевом озере двух человек, для покупки в казну всяких запасов на Устюг Великий — одного и для покупки хлеба в городах Сибири —двух человек.

Перечисленные службы отбывали бухарские купцы, а земледельцы и поденные рабочие были освобождены от повинностей.

Бухарские пашни существовали и в Тарском уезде. Они располагались вверх и вниз по Иртышу, где «бухарцев 21 человек, пашни у них паханные, добрые земли в разных местах 18 четей с третником, перелогу 49 четей».

В дальнейшем, количество бухарцев, занимающихся земледелием, возрастало. По данным 1689 г., в Таре насчитывалось 34 хозяйства, владельцы которых почти все имели земли, проданные или заложенные им служилыми людьми. «Спаскова монастыря черный поп Давыд продал пашенную землю и с сенными покосы юртовскому бухаретинину Pecaп Колдарову во 163 (1653 г.— X.3.) году, а взял за тое пашенную землю и за сенные покосы у него Ресапко сорок рублей в денег». Этот же бухарец владел землями «на купчей ясашных татар».

Бухарцы занимались земледелием и в Тюменском уезде. Из данных 1787 г, видно, что в Казаровской юрте два бухарских хозяйства имели каждое «пашни пахотные по десятине в поле». В деревнях Ембаевских 11 бухарских хозяйств владели общей с татарами семью десятинами в поле, а в юрте Тураевской у 5 бухарских хозяйств — вместе с татарами было 75 десятин в поле.

Большинство жителей указанных деревень составляли служилые татары, так что бухарские запашки были незначительными. В архиве есть сведения о нескольких, бухарцах, владеющих землями. У поселенца Мамасайида были «пашни, паханные пять десятин в поле», данные администрацией в 1682 г., у другого бухарца - семь десятин в поле, заложенные русскими людьми в 1685 г. В остальных случаях зафиксировано совместное владение землей татар и бухарцев.

В описании 1701 г. содержатся данные об отдельных бухарских хозяйствах, имевших землю и сенные покосы по старожительству с давних лет. Бухарские пашни с течением времени расширились, хозяйства укрепились. Конечно, запашки и количество рогатого скота не у всех бухарцев были одинаковыми. В Ембаевской юрте у бухарца Сулаймана было 6 лошадей, 12 голов рогатого скота и 5 десятин пахотной земли.

В Тураевской юрте другой бухарец имел 30 лошадей, 20 голов рогатого скота, 6 овец, 7 десятин пахотной земли и 8 десятин непахотной земли. Другие бухарские хозяйства (54) имели по 2, 3, 4, 5 и более голов лошадей и рогатого скота. В таком неравномерном соотношении находились и запашки.

В XVII в. земледелием занимались и бухарцы, проживающие в окрестностях Томска.

На протяжении XVIII в. земельные владения бухарцев продолжают возрастать. В Таре поселенцы из юрты Сейитова приобретали отхожие земли и покосы «по купчей крепости»; такие же покосы были в 1733 г. у бухарца из юрты Речаповских. Им по-прежнему предоставлялись земли и покосы «по выписи» или «по указу» местной администрации. Такие земли и покосы сдавались бухарцам в 1701, 1745, 1753, 1774, 1775, 1776 и 1779 гг.

В третьей четверти XVIII в. в Тюменском уезде крупные хозяева владели довольно большими земельными участками. В частности, род Шабобиных (26 человек) в юрте Новошабобин имел в своем распоряжении в общей сложности 102 десятины земли и 5850 копен покосов, приобретенных путем купли и закладных актов. Род Шабобиных занимался и крупной торговлей, имел свой «кожевенный завод». Шабобины являлись одновременно крупными землевладельцами и купцами.

В числе бухарских хозяйств были и менее крупные. Наряду с крупными землевладениями в Тобольске, Таре и других местах Западной Сибири имелись в значительном количестве малоземельные и безземельные бухарцы. В 1767 г. группа бухарцев из юрты Новошабобин писала в Тюменскую воеводскую канцелярию о том, что у них тридцать четыре человека совсем не имеют земли, а другие имеют ее в малом количестве. Бухарцы просили воеводскую канцелярию о выделении для них земель из мест, расположенных вблизи Казаровских юрт.

В 1769 г. бухарец Мирза Миритов, обращаясь в канцелярию, сообщал, что его предки с давних времен занимались хлебопашеством и владели землями с ясашными татарами, но ныне они землю разделили между собой по душам, а ему не досталось.
Отдельные бухарские хозяйства настолько укрепились, что их продукция шла и на рынок. В 1731 г. несколько бухарцев привезли в таможню в Тюмень в общей сложности 400 пудов «своей пахоты хлебного припасу» —муки пшеничной и ржаной.

К началу XIX в. земельные владения бухарцев в Тюмени намного расширились. В 1814 г. Тюменский земский суд сообщал в Тобольскую казенную палату, что бухарцы имеют земли пашенной 7382 и сенокосной 369 десятин, по сравнению с последней четвертью XVIII в., землевладения бухарцев возросли более чем в шесть раз.

То же наблюдалось и в Тобольске. Ясашные татары писали представителям правительства, что бухарцы первоначально «под предлогом умысла, нанимая некоторую часть земли у бедных ясашных (татар. —X.3.), начали заниматься хлебопашеством и сенокошением, а с 1820 года совершенно овладели большей частью самыми лучшими местами земли».

Во второй половине XIX в. бухарцы все еще владели землями, которые были приобретены ими в прошлом по «купчим», закладным актам и т. п.

Материалы, составленные П.С. Паткановым позволяют конкретно определить распределение земли между бухарцами. В Тюмени значительная часть земли принадлежала родам бухарцев — Шабобиных, Матьяра, Тачкалова. Подавляющее большинство бухарцев было малоземельным. В Тюмени в юртах Матьяровских одни имели по 1/2 десятины пашни, другие -по 1,5, а третьи вообще не имели пашни, так как каждый земельный участок делился между членами рода, которому он принадлежал, а больший или меньший размер надела зависел от численности наследников.

Среди 25 бухарских хозяйств Казаровских юрт только 7 дворов составляющих один род, имели право на участок в 28 десятин пашни; остальные 18 дворов были безземельными В Искинских юртах же на душу приходилось около 6 десятин.

По данным того же Патканова в таких крупных бухарских юртах, как Ембаевских и Тураевских, земля принадлежала отдельным родам. Основная часть населения являлась малоземельной или безземельной. Бухарцы, владевшие более двух десятин земли, составляли незначительную часть. Такое положение складывалось не только в упомянутых юртах, но и во всех 587 поселениях Тюмени.

Землевладельцами являлись 299 семей. Приведенные цифры показывают, что только 50% населения Бухарской волости обрабатывали земли, остальные — были безземельными. В целом по волости на одного человека, занимающегося земледелием, приходилось 1,40 десятины.

Бухарцы сеяли овес, пшеницу, ячмень и другие виды зерновых культур. Особенно большую площадь занимали овес и озимые. Поселенцы издавна выращивали пшеницу. Еще в XVIII в. они сеяли пшеницу, привезенную из Средней Азии, которая затем широко распространилась. Сажали бухарцы и картофель. В общей сложности бухарцы засевали 1294,12 десятин земли, принадлежавшей отдельным родам и в разное время пожалованной правительством бухарцам. Кроме того, в руках у них были земли, приобретенные по закладным актам от разных лиц.

В последней четверти XIX в. существовали землевладения и землепользования на родовых началах, совместно с татарами и по закладным актам. Сельскохозяйственные орудия были представлены пермянками, рогалюхами, колесянками, железными лопатами, серпами, косами и т. д. Пермянками и колесянками с 70-х годов XIX в. обрабатывались земли в хозяйствах зажиточных бухарцев, а в основном земля обрабатывалась примитивными орудиями.

Бухарцы-ташкентцы держали в своем хозяйстве лошадей, коров и овец. В Тюмени, Тобольске и Таре скотоводство не являлось основным занятием. На Сибирской же линии бухарцы-ташкентцы были скотоводами. В 1788, 1797 и 1813 гг. 70 ташкентцев, принявших подданство Русского государства, в Усть-Каменогорске занимались скотоводством. По данным 1857 г., в Семипалатинске в хозяйстве 700 ташкентцев источником существования был скот (лошадей 4100, рогатого скота 1100 голов, овец 5500 и верблюдов 500).

По сведениям Патканова можно проследить состояние скота у бухарцев в последней четверти XIX в. в Тюмени, Таре и Тобольске. Распределение скота было неравномерным. Лошади и рогатый скот составляли значительную часть скота. Лошадей имел 81% дворов, а коров — 64%. По численности третье место занимали овцы.

Наряду с дворами, имеющими по 5—10, 10—20 и более лошадей и коров, были и такие, которые держали незначительное количество скота или вовсе не имели его.

Отдельные владельцы с давних пор занимались ямщицким делом и ездили по городам и селам Западной и Восточной Сибири вплоть до Семипалатинска и Петропавловска, а также на Ирбитскую ярмарку. В 1803 г. тюменские бухарцы подписали договор с русскими купцами о вывозе из Ирбита 700 пудов товаров в Томск. Бухарцы, а также татары, играли в перевозке грузов в Сибирь значительную роль. До постройки железной дороги вся перевозка грузов находилась в их руках.

В конце XIX в. бухарские хозяйства в Таре, по сравнению с Тюменью и Тобольском, были богаче скотом, ибо здесь имелась достаточная кормовая база: пастбища и сенокосные угодья.

Бухарцы и ташкентцы занимались рыболовством, промысловой охотой. В 1724 и 1725 гг. бухарцы торговали в Тюмени рыбой. Здесь же в 1727 г. несколько бухарцев «явили своего степного промыслу» 1300 заячьих тушек; в 1733 г. один из них продал на рынке 180 пудов рыбы «своей ловли»; в 1748 г. они увезли 178 пудов рыбы на Ирбитскую ярмарку. О рыболовстве бухарцев говорят данные, относящиеся к 1787 г. Они занимались рыболовством и промысловой охотой и в XIX в.

Источник: X. 3ияев, «Узбеки в Сибири» (XVII —XIX вв.). Издательство «ФАН» Узбекской ССР, Ташкент - 1968
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.