Топ-100

Ясачные татары западной Сибири

Опубликовал: lomsecret, 6-06-2017, 11:35, Путешествие в историю, 4 330, 0

В конце XVI – XVII вв. основную часть тюркоязычного населения Тоболо-Иртышья составляли ясачники – прежнее «черное» население («кара халык») Сибирского ханства. Д.М. Исхаков предлагает видеть в них более раннее население как тюркского, так и тюркизированного угорского происхождения.

Согласно архивным материалам 1593–1595 гг., в Сибирском ханстве существовали волости: Коурдак, Солгач, Отуз, Тав, Урус, Токуз, Супра, Аялы, Чонгул, Лугуй, Люба (Любар), Келета, Тураш, Кирпики, Бараба Большая, Чойская, Курома, Чатская, Колмаки, Табаринская (смешанная с уграми), Малогородская.

В самом начале XVII в. к ним еще можно добавить следующие волости, скорее всего существовавшие и в конце XVI в.: Кинарская, Терентульская, Бачкурская, Терсятская, Ядринская, Иленская, Кунокозинская, Япончинская. Прежние волости и улусы бывшего Сибирского ханства вошли в состав новых административно-территориальных единиц – уездов в качестве ясачных волостей.

Ясачное население, как и в предшествующий период, облагалось податями – ясаком. В Сибири ясак взимался в XVII в. в основном пушниной, иногда хлебом, рыбой, изделиями из железа и т.д. Ясачное население приводилось к шерти, т.е. давало присягу в том, что не будут уклоняться от уплаты ясака. В качестве методов принуждения населения к уплате ясака использовалась система аманатства (заложничества). Общине обычно приходилось платить ясак также за умерших, беглых, увечных.

Ясак назначался отдельно для каждой волости. Размеры ясака определялись обычно количеством соболиных шкурок – от 1–2 до 10 шкурок соболей в год. По мере истребления соболя ясак могли брать и другим зверем. Ясаком в XVII в. облагались мужчины от 18 до 50 лет, он имел два вида – окладной и неокладной. Окладной ясак взимался с каждого ясачного человека, имя которого заносилось в ясачную книгу. Неокладной ясак был ненормированными, он взимался с кочевников. Постепенно плательщики неокладного ясака также перешли в категорию плательщиков окладного ясака.

Для учета ясачного населения правительство проводило переписи. Самыми древними документами по землепользованию сибирских татар являлись «ясачные книги» начала XVII в. Земли и угодья ясачных татар считались государственными, но предоставляемыми в пользование «инородцам» за уплату ясака.

По подсчетам Б.О. Долгих, в начале XVII в. среди коренного населения Тобольского уезда было 872 плательщика ясака (мужчин). Общее же число ясачного татарского населения им определяется в 3500 человек. В конце XVII в. число плательщиков ясака ясачных татар составляло 1243 человека, а всего ясачного населения было 4970 человек.

Тарский уезд выделялся из других западносибирских уездов наибольшим числом ясачного татарского населения. Как подчеркивают исследователи, отличительной чертой тарских татар является большее сохранение в их хозяйственной деятельности животноводства, поэтому есть основания полагать, что в период Сибирского ханства и позже эта группа еще вела полуоседлый образ жизни. Кроме того, родоплеменная номенклатура тарской группы (коурдак, тав, карагай, аялы и др.) показывает ее связь с кочевниками Дешти Кыпчака (особенно этническая близость наблюдается с северо-восточными группами башкир – племенем ай и др.).

Если среди ясачного татарского населения были группы иного (угорского, самодийского) происхождения, то к концу XVI – началу XVII вв. они были, по всей видимости, уже полностью тюркизированы.

Б.О. Долгих называет следующие цифры: на начало XVII в. плательщиков ясака Тарского уезда было 1262 человека, всего же ясачного населения было 5050 человек. К середине XVII в. численность плательщиков ясака составляла 762 человека, а вместе с семьями их было 3050 человек. К концу столетия насчитывалось 985 плательщиков ясака. Общая численность ясачного населения волостей Саргач, Коурдак, Аялы, Бараба и «Калмаки» составляла 3940 человек. Следует заметить, что существенное сокращение численности ясачного населения Тарского уезда в середине XVII в., по сравнению с началом столетия, объясняется постоянным оттоком тарских татар к Кучумовичам, результатами восстания тарских татар в 1628–1629 гг., постоянными военными стычками с калмыками, а также уходом части населения от обложения ясаком.

По приводимым Б.О. Долгих данным, в 8 волостях Тюменского уезда (Кынырский городок, Бачкырская, Терсяцкая, Иленский городок, Шикчинская, Каскаринская, Пышминская и Исетская) в начале XVII в. проживало 293 ясачных татарина, всего же ясачного населения в этот период тут было 1170 человек. Относительно численности населения Тюменского уезда в середине и конце XVII в. Б.О. Долгих приводит следующие данные: число плательщиков ясака по 9 волостям, включая, кроме вышеназванных, еще и Искинскую, составляло 389 человек, всего же ясачного населения вместе с семьями было 1550 человек.

В результате русской колонизации феодальная верхушка Сибирского ханства быстро утратила свою экономическую основу и превратилась в послушное орудие Московского государства. С другой стороны, благодаря службе сибирские феодалы (в отличие от феодалов других завоеванных татарских ханств) избежали прямого экономического и конфессионального давления.

После потери государственной самостоятельности феодальное сословие перестало быть объединяющей политической силой. Ясачное же население стало подчиняться непосредственно Русскому государству. Структура сибирско-татарской этнической общности вместо вертикальной, основанной на этносословных стратах, стала горизонтальной, базирующейся на территориальных этнокультурных подразделениях. Разрушение вертикальной социальной структуры сибирско-татарского этноса положило начало процессу стирания граней между этими сословиями.

Служилые татары сыграли интегрирующую роль при формировании сибирско-татарской этнической общности, именно вокруг центров расселения данной категории формируются впоследствии центры территориальных групп с самоназваниями «тоболык», «т?м?ннек», «тарлык». Наблюдается довольно высокая степень взаимосвязанности различных групп сибирских татар друг с другом, создавшая возможность для развития консолидации этих групп. Однако, значительная территориальная разобщенность сибирских татар не дала возможности для завершения данного процесса. Осложнялся процесс этнической консолидации и активной интеграцией в сибирско-татарскую общность на различных этапах значительного потока бухарского и поволжско-татарского компонентов.

Постепенная утрата служилыми татарами привилегированного положения, которым они первоначально обладали, привела к тому, что реальные социальные различия между служилыми и ясачными татарами с течением времени оказались несущественными. Данное обстоятельство способствовало дальнейшей внутриэтнической консолидации сибирско-татарской общности.

Несмотря на сохранение вплоть до конца XIX в. у высшей татарской служилой знати некоторых черт традиционной культуры, присущих общетатарской золотоордынской верхушке, основная часть служилых татар в этнокультурном плане нивелировалась с ясачными татарами, не различаясь особо ни в хозяйственном укладе, ни в образе жизни. Для ясачных и служилых татар была характерна общность хозяйственного уклада, доминирующие направления которой определялись не сословной принадлежностью, а прежде всего, естественно-географическими условиями бытования.

Служилые и ясачные татары не были изолированы внутри сословий, происходили интенсивные этнические или «интеграционные» процессы между служилыми, ясачными татарами и бухарцами. Довольно высокой была степень взаимосвязей между сословиями. При этом, если внешние границы сословий были фиксированы, то внутренние – размыты. В связи с тем, что слой служилых татар был относительно немногочисленным, в этническом развитии общности сибирских татар важную роль сыграло ясачное «черное» население – «кара халык» Сибирского юрта.

В дальнейшем рост численности ясачного населения значительно превышал демографический рост служилого сословия, число которого сдерживалось внешними факторами – существованием фиксированной численности татарских казачьих команд.

В целом, несмотря на ряд особенностей, можно полагать, что схема развития сибирско-татарской этнической общности в общих чертах была схожа с аналогичными процессами, происходившими у этнических общностей других позднезолотоордынских тюркских государств и этнических общностей татар. Причем так обстояло дело не только в «ханский» период, но и в период российской колонизации. Московское государство явилось своеобразным катализатором этнических процессов среди всех групп татар. Как и в Поволжье, оно, в определенном смысле, и в Западной Сибири стало для сибирско-татарской общности «формообразующим» началом.

Использованы материалы из: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.