Евгений Богданович - Почетный гражданин Тюмени
Опубликовал: zampolit, 17-01-2015, 18:38, Великие люди Великой страны, 3 431, 0
Евгений Васильевич Богданович – первый из удостоенных звания «Почетный гражданин города Тюмени» - родился в 1828 году. Выходец из дворянской семьи, он получил прекрасное образование в стенах Морского кадетского корпуса и стал кадровым офицером Российского флота.
Богданович мичманом начал службу на кораблях Балтийского флота, затем стал вахтенным офицером линейного корабля «Три святителя» эскадры Черноморского флота. Флотская карьера Евгения Васильевича, к сожалению, прервалась в связи с его подверженностью морской болезни. Однако деловой, исполнительный офицер с успехом продолжил свою службу в Министерстве внутренних дел России. Офицер для особых поручений при одесском градоначальнике и новороссийском губернаторе Е.В. Богданович был замечен начальством и переведен в столицу Россию с зачислением в штат чиновников при министре внутренних дел П.А. Валуеве.
В 1866 году, уже будучи полковником, Богданович выдвинул идею постройки железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени и стал настойчиво проводить ее в жизнь, разработав проект Урало-Сибирской железной дороги. Идею Евгения Васильевича поддержало сибирское купечество, крайне заинтересованное в создании рельсового пути, соединяющего Азию с Европой и Сибирь с центром России. Для проведения изысканий жители Тюмени собрали 26 тысяч рублей, поле половины из них внес на это благое дело из личных средств сам Богданович. К концу 1866 года изыскания на трассе Сарапул-Красноуфимск – Екатеринбург-Камышлов- Тюмень уже были закончены.
Признательность тюменцев автору проекта постройки железной дороги была велика: «1867 года, ноября второго дня тюменское городское общество, принимая во внимание, что вполне справедливый в торговом отношении проект этот предложен и разработан состоящим при Министерстве внутренних дел полковником Евгением Васильевичем Богдановичем и что для этой цели он уже совершил две дальние поездки, полагает: состоящему при МВД полковнику Евгению Васильевичу Богдановичу предоставить звание Почетный гражданин Тюмени».
Однако по ряду объективных и субъективных причин проект Е.В. Богдановича был осуществлен лишь спустя почти 20 лет. Движение поездов на участке железной дороги Екатеринбург- Тюмень открыто 5 декабря 1885 года. Об этом известили генерал-майора Евгения Васильевича Богдановича. Наконец сбылись его пророческие слова о том, что «… ныне скромный, мало кому известный уголок на земном шаре, Тюмень, когда у подножья ее лягут первые рельсы, превратится в яркую точку, на которую обратятся любопытные взоры всего образованного мира».
За свой вклад в дело строительства Сибирской железной дороги Е.В. Богданович удостоен не только звания «Почетного гражданина Тюмени». В Тюменском университете была учреждена стипендия Богдановича, его имя стала носить одна из железнодорожных станций на Урале. В 1891 году Российским техническим обществом изданы труды Евгения Васильевича по проектированию, строительству и эксплуатации Урало- Сибирской железной дороги.
До конца своих дней первый почетный гражданин Тюмени Евгений Васильевич Богданович был последовательным сторонником освоения богатейших природных богатств Западной Сибири.