Топ-100

Падунский винокуренный завод и его владельцы

Опубликовал: zampolit, 26-02-2016, 15:43, Путешествие в историю, 6 740, 1

В 100 км к югу-востоку от Тюмени и в 25 км от Ялуторовска располагается старинное сибирское село Падун, издавна известное своим винокуренным заводом. История этого старейшего предприятия области теперь может считаться во многом проясненной благодаря документам госархивов Тюменской и Омской областей, а также воспоминаниям польских ссыльных. Ее кульминацию в досоветский период составляет восстановление заводского комплекса в кирпиче на пепелище сгоревшей казенной винницы и техническая модернизация при Поклевских-Козелл, владевших им в период 1861-1914 гг.

Винная поварня была основана в Падуне между 1740-1748 годами верхотурским купцом Максимом Михайловичем Походяшиным, начинание которого состоит в одном ряду с деяниями купцов-устроителей Талицкой, Ертарской, Боровлянских, Успенской и Екатерининской винокурен Зауралья в 1730-1780-е годы.

Строили тогда заводы тогда по традиционной схеме, учитывая наличие речки, леса и глины для выделки кирпича. Сооружая плотину, образовывали пруд, - источник воды для производства. Так и был поставлен на речке Ук, у искусственного пруда, питаемого 33 ключами чистой воды, первый деревянный завод.

Лишь в 1756 году было издано запоздалое узаконение об отдаче на откуп питейного сбора в Сибирской губернии. Государство взяло под контроль доходную отрасль, изъяв заводы у владельцев и начав выдавать подряд на поставку вина (откуп). В это время откупщиком Падунского завода, использующего труд каторжан и прикрепленных к нему поселенцев, стал граф Петр Иванович Шувалов.

В последующие 80 лет казенный завод № 3264 в Падуне неоднократно перестраивался по мере обветшания пестрой чередой откупщиков. Но никогда не был первым по мощности, значительно уступая Талицкому (г. Талица Свердловской области, в 219 км на восток от Екатеринбурга и в 130 км на запад от Тюмени) и Успенскому (село Заводоуспенское Свердловской области расположено на расстоянии около 70 км на юго-запад от Тюмени).

В последний раз сосновая винница была возведена в заводе в 1832 году, а к концу 1830-х встал вопрос об упразднении оного вовсе «по ветхости его во всех частях и по истреблению в дачах его строевого и дровяного лесу», о чем гласит отношение за № 1329 генерал-губернатора Западной Сибири князя П.Д. Горчакова (1789-1868) министру финансов России графу Е.Ф. Канкрину (1774-1845) от 3 октября 1842 года. Отказывая в аренде предприятия «алатырскому купецкому сыну Орлову» и намереваясь «не преминуть войти в надлежащее соображение» относительно учреждения нового завода «на речке Бочанке», П.Д. Горчаков руководствовался мнением, продиктованным тремя описаниями строений Падунской винокурни, составленными с надлежащей тщательностью его фаворитом, асессором Тобольской казенной палаты Альфонсом Поклевским-Козелл (1809-1890) в результате ее ревизии к 15 сентября 1841 года. Они красноречиво свидетельствовали о необходимости вложения значительных средств в реконструкцию.

Попытка властей решить деньгами арендаторов закончилась неудачей. Их комиссионеры купцы Левашев и Н.Я. Балакшин, ссылаясь на контракт, заключенный в Правительствующем Сенате, объяснением от 28 августа 1842 года наотрез отказались приступать к «поправкам и починкам» на заводе, подчеркнув, что их дело «поддерживать существование его, но не более».

Эра государственной монополии на винокурение, предполагающая выдачу подряда на поставку вина временщикам, незаинтересованным вкладывать средства в казенную собственность и использование подневольного труда, переставшего быть производительным, миновала. Стремясь выйти из кризиса, власти разрешили в 1843 году устраивать частным лицам винокуренные заводы в Сибири. Заводчики новой формации предпочли выкупать у казны старые корпуса, нежели налаживать дело на непроверенной месте. Но ситуацию, сложившуюся конкретно с Падунским заводом, разрешил уничтоживший его пожар.

А. Поклевский о Падуне не забыл. Правда, выкупать у казны было нечего. В 1861 году крестьянское общество деревень Падун и Пугино уступило ему земельный участок под устройство завода. Он построил его недалеко от пепелища старого, начав выпускать продукцию уже в 1863 году. Производство носило сезонный характер: с октября по май свободные от земледелия крестьяне охотно трудились на заводе.

В началу 1860-х гг. отставной надворный советник Поклевский, ставший тюменским I – й гильдии купцом, был широко известен как наиболее состоятельный владелец западносибирского речного флота, включающего пароходы, коноводки и баржи, а также арендатор винокуренных и стекольных заводов в Томске, Тарском, Тюменском, Ялуторовском округах Тобольской губернии и соседней Пермской губернии. В 1861-1869 годах он часто бывал в Падуне, живя с семьей в богато украшенной пропильной резьбой деревянной усадьбе у пруда с ведущей к нему через липовую аллею белокаменной лестницей. Именно в этот период он выкупил у казны заводы Тюшевского и Демаринского имений, два Шадринских, Ертарский и Талицкие, став «винокуренным генералом» и осев в Талице. Ряд других заводов, в том числе Екатерининский (располагался в селе Екатерининское в 20 км на юго-восток от г. Тара) и Успенский, он брал в аренду или отписывал на имя супруги Анжелики Иосифовны Поклевской – Козелл из дома Рымша (1830-1901). Ей принадлежал, например, Сергинский (Сарагульский) завод около Туринска. Распродав флот, Поклевский вложил деньги в десятки жилых домов, сотни трактирных и складских построек. Значительные средства расходовал он на техническое переоснащение производства.

Падунский завод, как и другие, теперь был возведен из кирпича и крыт железом. Кирпичными также были отстроены солодовня, подвал для хранения спирта и оптовый склад для пива. В то время Поклевский еще не стал владельцем Холунинцких и Залазнинских железоделательных, чугуноплавильных и чугунолитейных заводов Вятской губернии, поэтому чаны, котлы, рельсы и т.п. он заказал в Нижнем Тагиле, а брагоперегонный аппарат системы Блюменталя, аппарат Савалля и снаряд Силинса выписал из-за границы.

Толщина стены ректификационной башни, которая служила купажному цеху, составляет 1,20 м у основания, а на отметке 17,5- 0,85 м. От Поклевского досталось в наследство и здание механического цеха. Прочная старая кладка при реконструкции причиняет строителям массу неудобств. Детищем Альфонса Фомича и его потомков считается и амбарный двор – шесть больших сосновых амбаров под железом. По-прежнему крепки их каменные основания, а между бревен не просунуть и иголки. Решая квартирную проблему для падунцев, дирекция завода перестроила два амбара в жилые дома.

Дополнительные земли прирезались к заводу еще и в 1871 году, а полное окончание строительных работ датируется серединой 1870-х. Начинал их коллежский асессор Василий Максимович Любимов, а завершил многолетний управляющий Владислав Корзун, женатый на племяннице Альфонса, дочери его брата Винцента (1801-1861), похороненного в ограде церкви Петра и Павла в Талице. Монументальный памятник из мрамора сохранился по сей день. В 1870-е годы в Падуне сложилась польская колония. Здесь служил фельдшером Людвиг Якимашко, пришедший по этапу с Юзефом Карнацевичем, сюда был переведен из Омска дворянин Франц Шуневич, в 1890-е годы управляющий Сергинским имением уже сыновей Альфонса Фомича. Здесь до 1876 года детей управляющего учила ссыльная Эльжбетта Табеньская, немало участников Январского восстания (1863-1864) получило на заводе рабочие места. Потомки одного из них, Франца Лебенштейна, до сих пор живут и работают в Падуне.

По словам польских ссыльных, арестованных в связи с подготовкой общепольского восстания в Сибири в 1866 году, например Г. Вашкевича, в Томской следственной комиссии, Падунский завод Ялуторовского округа Тобольской губернии служил одним из мест, где организация хранила оружие и бумаги. С этим заводом А.Ф. Поклевского-Козелл связана и пропагандистская деятельность Феодосия Некрасова, бывшего ученика Пермской семинарии и последователя Н.Г. Чернышевского. Высланный в Тобольскую губернию под гласный надзор полиции, именно на Падунском заводе он распространял революционные воззвания Герцена и устраивал побеги польских ссыльных.

Сам А.Ф. Поклевский-Козелл повсеместно покровительствовал ссыльным землякам, «польский королек» скрывал от полиции их тайную переписку, а его семья в Тюмени занималась передачей нелегальной корреспонденции. На «ярого поляка», как называли Альфонса Поклевского в доносах, пала подозрение полиции, и сам шеф корпуса жандармов запросил о нем подробные сведения. Но дело удалось замять.

В 1862-1868 годах, в неурожаи и кризис производства, в Падуне было выкурено 5876270 градусов спирта. Это третий результат производительности среди 9 заводов губернии.

Уделяя внимание наращиванию производственных мощностей, Альфонс Фомич не забывал о благотворительности, прежде всего, на ниве просвещения. В 1881-1882 годах он стал главным жертвователем на новое здание трехклассной прогимназии в Ялуторовске. Здесь в 1886 году, выделив значительные средства, он открыл подписку на бесплатную библиотеку при местном клубе. Но немало и готовых специалистов из альма-матер в Ялуторовске начало службу в заводских конторах Поклевских: выпускник 1875 года Василий Курбановский в главной конторе, в Талице, сыновья члена окружного суда надворного советника Никанора Алексеевича Гурского, Болеслав (окончил курс в 1883 г.) и Антон (в 1888 г.), соответственно в Падуне и Талице, за ними последовали выпускники 1890 г. Павел Полячек и Иван Луковский. После смерти А.Ф. Поклевского-Козелл в число четырнадцати почетных членов открывшегося в конце 1892 года «Общества попечения об учащихся в уездном и приходском училищах г. Ялуторовска» входил Иван Альфонсович Поклевский-Козелл (1864-1925), продолживший дело отца.

С 1890 года до первой мировой войны Падунский завод входил в торговый дом «наследники А.Ф. Поклевского-Козелл», бессменным распорядителем которого был Викентий Альфонсович Поклевский-Козелл (1853-1929). Но принадлежал не сыновьям А. Поклевского, а их двоюродной сестре Анне (1845-между 1882 и 1889 гг.), а позже – ее детям, Ядвиге и Иннокентию. Поэтому он и не проходил по списку имущества, принадлежащего разделу между тремя братьями Поклевскими-Козелл Викентием, Иваном и Станиславом (1868-1938) в 1898 году. В это время среди рабочих завода насчитывалось 64 поляка. Предприятие по-прежнему производило и реализовывало спирт, столовые вина и пиво высшего сорта, отмеченные золотыми медалями научно-промышленных выставок 1887 и 1890 годов через сеть своих трактиров, ведерных лавок и складов. Только в Ялуторовском и Тюменском округах в 1890-е годы «Наследники» владели 2 заводами, 93 трактирами и 7 складами.

Ежегодная мощность завода при последних владельцах составляла 150 тысяч ведер 40-градусного спирта. Как и везде, Поклевские построили здесь для рабочих ясли, душевые, столовую, больницу, клуб. В 1897 году в Падуне В.А. Поклевским-Козелл была построена деревянная приписная церковь во имя св. Архистратига Михаила. В ней же разместилась и основанная в 1895 году школа. За церковью без особого штата числились «1 десятина усадебной земли и 60 десятин пахотной».

Последним управляющим завода был Антоний Егорович Лазовский, представитель ТД «наследники А.Ф. Поклевского-Козелл» в Ялуторовском уезде, в 1919 году с 5-й дивизией польских стрелков Сибири отступивший на восток и в итоге оказавшийся в Польше.

Сами же Поклевские-Козелл покинули страну тоже в 1919 году, а еще в 1914 году, вследствие начала войны и введения сухого закона, завод встал.

Пущенный в 1920-м, в 1926 году он вступил в период консервации. Получая паек, рабочие прогуливали, спирт расхищался, катастрофически не хватало сырья в конце 1920-30 годов. С момента реконструкции в 1936 году завод уже не знал сбоя.

В это время усадьба управляющего была превращена в избу - читальню (до настоящего времени не сохранилась), из сада исчезла копия античной статуи. Начали засоряться и ручьи в верховьях речки Ук. Теперь их около 17 вместо 33-х. А саму речку, давно позабыв старое название, зовут Бардянка (от барда – «гуща, отходы винокурения»).

Поменяв не раз ведомственных хозяев за советское время, к своему закату АООТ спиртоводочный завод «Заводоуковский» производил ежедневно 2300 дкал спирта, 2 тонны углекислоты, 1000-1300 дкал водки. На предприятии было 9 цехов и участков, в которых трудились около 300 человек.

Преемник Падунского винокуренного завода не забыл своего создателя. С января 1995 года на предприятии серийно выпускалась водка «Поклевский». Кроме производства водки «Поклевский» коллектив АООТ «Заводоуковский» создал небольшой музей по истории завода, получив в дар от областного польского общества «Лятарник» копии фотографий Поклевских-Козелл и другие материалы о членах этой семьи.

В 2000 году произошла остановка спиртзавода из-за финансовых неурядиц и, как следствие этого истек срок лицензии. В 2002 году после двух лет простоя вновь приступил к выпуску продукции. Первая партия спирта была отгружена для муниципального унитарного предприятия «Новоаганский ликероводочный завод». В 2004 году на предприятии произведено 94 тысячи декалитров спиртоводочной продукции, в том числе водки «Сибирский тракт», «Врата Сибири», «Поклевская», «Заводоуковская», «Тюменская особая», «Югра».

На сегодняшний день завод не работает, пока судьба корпуса завода остается неизменной. Чтобы завод снова начал работу, необходимо полное переоборудование, а это очень затратно, да и преобразование здания, например, в музей - тоже дорогое удовольствие, особенно в период современных экономических трудностей.

Использован материал статьи С. Филь «Поклевские-Козелл-владельцы винзавода», журнал «Лукич» № 3, Тюмень 2001 г.

Адрес: Тюменская область, Заводоуковский городской округ, с. Падун, ул. Заводская, 21скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.