Топ-100

Кашмир и кашмирцы

Опубликовал: zampolit, 27-12-2019, 21:38, Путешествие в историю, 1 421, 0

Кашмирцы-мусульмане, как правило, бреют голову наголо, а индусы оставляют невыбритыми клок волос на макушке. Кашмирские женщины заплетают множество косичек, в которые обычно вплетают шерстяные или шелковые нити. До брака эти косички заплетают отдельно, а после свадьбы собирают вместе в тяжелый узел.

Общественная организация, обычаи, духовная культура, верования кашмирцев также обнаруживают, наряду с общими для некоторых народов северной Индии чертами, много национальных особенностей.

Основы родового строя и первобытно-общинной организации у кашмирцев были подорваны еще в древности. От этих доклассовых форм общественных отношений сохранились только некоторые пережитки. На смену большой давно уже пришла малая индивидуальная семья. Сельская община сохранилась только в той мере, в какой это необходимо было администрации махараджи, т. е. для удобства сбора налогов и мобилизации населения на выполнение натуральных повинностей. На место выборной сельской администрации давно пришли чиновники, назначаемые правительством.

Кастовая организация в Кашмире распространена не столь широко, и кастовый режим соблюдается не так строго, как в других областях Индии. Кастовые группировки существуют главным образом среди индусской части населения. Большинство кашмирских индусов принадлежит к брахманской касте пандитов. Пандитами в Индии называют ученых, а так как кашмирские брахманы почти поголовно грамотны, то за ними и утвердилось это название. Из пандитов составлялся аппарат местной администрации и частных коммерческих предприятий, из них состоит индусское духовенство Кашмира, значительная часть школьных учителей и т. д.

Кашмирские лодочники (ханджи), маслоделы (тэли), пастухи (чаупан) и некоторые другие профессиональные и социальные группы по внутренней структуре напоминают касты, хотя у них не соблюдаются многие кастовые обычаи, не выдерживается кастовый режим и кастовая иерархия. По вероисповеданию все они мусульмане. Большинство же кашмирских мусульман не признает кастовой организации.

Неприкасаемые касты в Кашмире немногочисленны. Их часто объединяют общим названием «дум» или «дом», хотя каждая из них имеет свое название. Общественная изоляция неприкасаемых в Кашмире была не столь строга, как в большинстве индийских областей. Некоторые профессиональные функции неприкасаемых по обслуживанию высших каст часто выполняются мусульманами. Так, в качестве повитухи в пандитские семьи обычно приглашается мусульманка; кремация умерших индусов поручается также мусульманам касты кавджи, для которых эта профессия стала наследственной, и т. д.

Кашмирские мусульмане в подавляющем большинстве — сунниты ханифитского толка. Шииты едва насчитывают 5% всех мусульман и представлены главным образом зажиточной верхушкой городского населения.

Ислам, исповедуемый кашмирцами, представляет собой эклектическую смесь основ учения Мухаммеда с местными обычаями, народными верованиями и культовыми особенностями индуизма. Бедные и в большинстве случаев невзрачные мечети слабо посещаются. Культ святых, поклонение их могилам и местам их чудесных деяний, паломничество к священным деревьям и родникам — вот с чем связаны религиозные обряды кашмирцев, как мусульман, так и индусов. Иногда мусульманские святыни нарочито сооружаются на месте прежних индуистских святилищ. В одном месте мусульмане поклоняются отпечатку на камне в форме человеческой ноги, считая его отпечатком ноги пророка, а индусы поклоняются тому же камню, почитая его за след Вишну. Многие из существующих ныне священных гробниц хранят останки прославленного святого шейха Нур-ад-дина и 99 его учеников. Служители при подобных святынях и хранители их пользуются гораздо большим авторитетом и доходами, нежели официальное мусульманское духовенство.
Кашмирцы-мусульмане соблюдают и многие индусские обычаи. Так, запрет убивать корову и есть мясо коровы является законом для большинства кашмирцев, независимо от вероисповедания.

Большинство кашмирских индусов исповедует шиваизм. Основной эмблемой его и предметом поклонения в храмах и на отдельных алтарях является лингам — фаллическое изображение, символизирующее производящую, созидательную сущность Шивы. Подобно исламу, индуизм в Кашмире лишен фанатизма и ограниченности ортодоксального брахманизма.

В силу некоторых особенностей исторического развития религиозный антагонизм и «мусульманский национализм» не нашли в Кашмире благоприятной почвы; английским империалистам не удалось посеять там семена индо-мусульманского конфликта и спровоцировать кровавые межрелигиозные столкновения. В Кашмире существует антагонизм, но не между индусами и мусульманами, а между эксплуататорами и трудящимися Кашмира, без различия вероисповеданий.

Достижения кашмирцев в области духовной культуры особенно ярко проявляются в художественной литературе. Корнями своими эта литература уходит в многообразное устное народное творчество. Кашмирские лодочники, носильщики, пастухи до сих пор хранят в памяти старые поэтические предания, сказки, поговорки, загадки и песни. Речь кашмирца насыщена пословицами и поговорками. В Кашмире много профессиональных сказителей, из поколения в поколение передающих дословно старые сказания, в которых даже не все слова понятны современному слушателю. Особенно богат кашмирский фольклор любовной лирикой.

Крупнейшим произведением старой кашмирской литературы является знаменитая историческая хроника «Раджатарангини» («Река царей»), написанная в XII в. кашмирским брахманом по имени Кальхана. «Раджатарангини» представляет собой попытку систематизировать и литетературно обработать бытовавшие в народе предания о происхождении кашмирцев и деяниях предков. Это едва ли не единственное произведение исторического жанра во всей домусульманской индийской литературе.

Написанное на санскрите, это сочинение по своим художественным достоинствам стоит в одном ряду с классическими произведениями древней индийской литературы.

Первые образцы художественной литературы на языке кашмири дошли до нас от XIV в. Большая часть кашмирской литературы представлена стихотворными поэтическими произведениями. Среди прославленных кашмирских поэтов много женщин. Даже родоначальницей кашмирской поэзии считается поэтесса Лалешвери, по прозвищу Арифа, жившая в XIV в. Ее стихи были насыщены философско-религиозным содержанием, а язык изобиловал санскритизмами. В начале XV в. создавал свои дидактические произведения знаменитый шейх Нур-ад-дин. В XVI в. жила самая популярная в Кашмире поэтесса Хабба Хатун. Романтична уже сама биография этой женщины. Хабба Хатун родилась в крестьянской семье. Однако ей удалось получить образование и не только изучить коран, но и познакомиться с индийской и персидской литературой. Покинув дом, она вела жизнь странствующей певицы, выступая перед народом со своими поэтическими импровизациями. Ее песни пленили правителя Кашмира Юсуф Шаха, и она стала его женой. После низложения Юсуф Шаха Хабба Хатун остаток своей жизни провела отшельницей, продолжая создавать новые стихи и песни. Ее произведения — это преимущественно любовная лирика. Хабба Хатун ввела особую форму стиха «лол», прочно укоренившуюся в кашмирской литературе. Лол — это короткий, в несколько строк, очень музыкальный стих, передающий страстные любовные признания и переживания женщины.

Влияние поэтов-женщин, особенно Хабба Хатун и ее лирики, оказалось настолько сильным, что и до сих пор в кашмирской лирической поэзии, если даже автор — мужчина, повествование часто ведется от имени женщины.

В XIX в. наблюдается новый расцвет кашмирской литературы и на кашмири, и на санскрите, и на персидском. На кашмири писал Махмуд Гами, автор поэмы «Юсуф и Зулейка» и переводов на язык кашмири таких произведений, как «Лейли и Меджнун», «Ширин и Хосров» и других сочинений персидских и таджикских писателей. Кроме того, он написал книгу стихов под названием «Хамса», или «Пять сокровищ». Другой крупный писатель XIX в., Пармананд, писал на разных языках преимущественно философско-религиозные произведения, проникнутые мистицизмом. Большое влияние на современную кашмирскую литературу оказал Абдул Ваххаб Паре, живший во второй половине XIX и начале XX в. Это был разносторонний писатель. Большой сборник его произведений («Диван-и-Ваххаб») содержит более 750 стихов и поэм на кашмири и большое число произведений на персидском языке. Абдул Ваххаб перевел на кашмири поэму Фирдоуси «Шах Намэ». Сам он писал в разных жанрах. Среди его сочинений есть даже трактат по геометрии.

Писатели XIX в. Пармананд и Абдул Ваххаб были чиновниками. Писатели XX в. также принадлежат к служащей интеллигенции. Старейший из них Гулям Ахмад Махджур был сборщиком налогов, Абдул Ахад Азад — учителем, а Гулям Хасан Бег Ариф, зоолог по образованию, служил в департаменте шелководства. Эти три писателя выступили как патриоты, сторонники индо-мусульманского единства и независимости Кашмира. Но если Махджур не был свободен от буржуазного национализма, то Азад и Ариф выступали в своих произведениях сторонниками демократических преобразований. Ариф участвовал в освободительном движении кашмирцев после второй мировой войны и раздела Индии.

Богато и разнообразно народное творчество кашмирцев. Казалось, сама природа толкала их на это творчество. Белоснежные хребты, уходящие вершинами в лазурное небо, пышная зелень долин и зеркальная гладь озер, отражающая величественные картины природы, обилие красок, цветов и звуков воспитывали эстетическое чувство кашмирцев, героика поэтических сказаний будила фантазию, и все это вместе находило выражение в самых различных формах народного творчества.

Особенно разнообразно песенно-музыкальное творчество кашмирцев. У них есть и трудовые, и свадебные, и шуточные, и колыбельные песни. Славятся песнями кашмирские лодочники (ханджи). Передвигаясь со своими плавучими жилищами по стране, они как бы впитывают в себя произведения устного народного творчества, сами сочиняют новые песни и распространяют их в самых широких слоях населения. Караваны носильщиков, бредущие с грузом за плечами по кашмирскому бездорожью, и пастухи, стерегущие стада на обширных горных пастбищах, сочиняют и поют свои песни. Авторами многих произведений являются женщины.

На массовых народных торжествах, праздниках и даже на больших свадьбах можно услышать хоровое пение и оркестры, состоящие из нескольких смычковых, щипковых, ударных и духовых национальных инструментов. В городах и селах Кашмира, на базарах и у мест паломничества бродячие певцы исполняют сказы и песни исторического, религиозного, обрядового или шуточного содержания, аккомпанируя себе на каком-нибудь народном инструменте. В репертуар этих певцов входят произведения некоторых кашмирских поэтов, особенно лириков.

Кроме профессиональных певцов и музыкантов, есть профессиональные танцоры и актеры, составляющие обычно небольшие труппы. Кашмирские танцовщицы пользуются известностью и в других частях Индии.

При всех достижениях кашмирцев в области материальной культуры, искусства и литературы, накануне второй мировой войны грамотных среди них было менее 10%. Большинство грамотных приходилось на индусов высшей касты — пандитов, а основная масса населения была почти поголовно неграмотна. Преподавание, даже в начальной школе, велось не на родном языке, а на урду; в старших же классах — на английском.

Из-за недостатка школ даже среднее образование трудно было получить у себя на родине. Имущим кашмирцам приходилось для этого ехать в Лахор, Амритсар, Алигарх, Дели или в другие города Индии.

Что касается специальных и высших учебных заведений, то их совсем не было в Кашмире. Получить высшее образование за границей или в индийских университетах могли только дети крупных помещиков и торговцев.

Условия существования кашмирцев составляют резкий контраст с роскошной природой страны. Если иностранцы назвали Кашмир «изумрудом в жемчужной оправе», то сами кашмирцы, имея в виду тяготевший над ними колониальный и феодальный гнет, называли свою страну «тюрьмой, обнесенной скалами».

Средний годовой доход кашмирского крестьянина был в несколько раз ниже нищенского дохода крестьянина в других частях Индии. Произвол махараджи не был ничем ограничен, а с возникавшими время от времени крестьянскими восстаниями ему удавалось расправляться при помощи наемных войск.

Знаменательным событием национально-освободительного движения в Кашмире было крупное восстание в 1931 г. Это было крестьянское восстание, в котором участвовало более 100 тысяч человек. Восставшие заняли несколько городов и подошли к столице — Шринагару. В городах происходили демонстрации сочувствия повстанцам. Основными требованиями восставших были: передача крестьянам прав собственности на землю; улучшение условий труда рабочих; создание законодательного собрания, избранного на основе всеобщего избирательного права; отделение казны махараджи от государственного бюджета и другие. Требования в области национального вопроса в силу буржуазной ограниченности руководства движением носили еще религиозно-общинную окраску, как то: снятие ограничений с кашмирских мусульман при поступлении в высшие учебные заведения и обеспечение за мусульманами 70% мест в законодательных учреждениях и государственном аппарате.

При помощи английских войск и полицейского террора махарадже в конце 1931 г. удалось подавить движение, и только в отдельных районах до весны 1932 г. продолжались вспышки его. Главные требования, выдвинутые движением, были положены в основу программы возникшей в 1932 г. политической организации, названной «Мусульманская конференция». Первоначально это была реформистская организация мусульманской либеральной буржуазии. Дальнейший рост организации шел за счет привлечения в ее ряды не только мусульман, но и кашмирских индусов и сикхов. В 1939 г. она была переименована в «Национальную конференцию всего Джамму и Кашмира», а программа ее очищена от влияния религиозно-общинной идеологии. Она выдвинула требование создания парламента, избираемого на основе всеобщего избирательного права, и правительства, ответственного перед парламентом.

Правительство махараджи пыталось внести дезорганизацию в ряды Национальной конференции путем религиозной дискриминации и разжигания индо-мусульманской вражды. Свои войска махараджа набирал только из индусов и преимущественно не из кашмирцев; оружие разрешалось носить только индусам; за убой коровы стали карать тюремным заключением. Вожди Всеиндийской Мусульманской лиги пытались использовать политику махараджи для пропаганды мусульманского национализма.

Однако ни тем, ни другим не удалось расколоть единства рядов Национальной конференции. Кроме Национальной конференции, в Кашмире существовали и другие прогрессивные общественные и политические организации: местный комитет Всеиндийского Национального конгресса, крестьянские и рабочие союзы (Кисан Сабха и Маздур Сабха) и небольшие тогда группы коммунистов, оказавшие существенную поддержку Национальной конференции в самый критический момент национального движения.

Во время второй мировой войны движение в Кашмире приняло характер массовой антифеодальной и антиимпериалистической национально-освободительной борьбы. В 1944 г. Национальная конференция опубликовала свою программу, основной целью которой было создание правительства, ответственного перед парламентом, и превращение Кашмира в демократическое государство. Население поддержало эту программу и лозунги Национальной конференции, призывавшие к изгнанию из страны правительства махараджи со всеми его английскими советниками. Национальная конференция превратилась в массовую организацию.

После второй мировой войны, в связи с обострением общего кризиса капитализма и началом распада колониальных империй, активизировалась и борьба народов Индии за независимость. Кашмирцы были одним из авангардных отрядов этого движения. Весной 1946 г., в связи с новым подъемом освободительного движения, в Кашмире было объявлено чрезвычайное положение и произведены аресты руководителей и участников движения. Однако кашмирский народ продолжал антиимпериалистическую борьбу.
План Маунтбеттена, по которому Индия в августе 1947 г. была разделена на два доминиона, предоставлял самим правителям отдельных княжеств решить вопрос о присоединении к тому или другому доминиону. Руководство Национальной конференции требовало присоединения к Индийскому Союзу. Однако правители пограничных феодальных владений (Читрала, Ясина, Хунзы, Нагара , по указанию англичан, высказались за, присоединение к Пакистану, не спрашивая при этом согласия своих подданных и совершенно игнорируя правительство Кашмира.
Пользуясь тем, что между Кашмиром и Индийским Союзом нет удобных путей и все они выходят на территорию Пакистана, пакистанское правительство осенью 1947 г. начало экономическую блокаду Кашмира.

Английские империалисты вели двойную игру. С одной стороны, они поощряли махараджу в его антимусульманской политике, а с другой — помогали агрессивно настроенным пакистанским политикам вербовать и снаряжать отряды из пахтунских (патанских) племен в Северо-Западной Пограничной провинции для вторжения в Кашмир.

22 октября 1947 г. несколько тысяч пахтунов из племен африди, махсуд и других вторглись в Кашмир. Войска махараджи были разбиты, и интервенты подошли к Шринагару. Махараджа Хари Синг бежал вместе с правительством, оставив страну во власти интервентов. В короткий срок Национальной конференции удалось создать временное правительство и народную милицию, раздав оружие народу. Временное правительство стало называться Чрезвычайной администрацией. При помощи народной милиции временному правительству удалось не только отстоять столицу государства — Шринагар, но и потеснить интервентов. Политической опорой нового правительства была Национальная конференция.

Правительство Индийского Союза предложило махарадже свою помощь. В Шринагар на самолетах были переброшены индийские войска. Захватчиков удалось оттеснить к западным границам. Индийские войска продолжали прибывать и обосновались во многих пунктах страны. Махараджа вернулся в Кашмир со своим правительством, и в стране создалось двоевластие. Между тем на территории Пакистана формировалась новая «мусульманская армия» для вторжения в Кашмир. Английские империалисты поддерживали и правительство махараджи, и захватчиков Пакистана, лишь бы ликвидировать демократические элементы Национальной конференции. В этих условиях вопрос о Кашмире был передан индийским правительством на рассмотрение Организации Объединенных Наций. В решении ООН было признано необходимым провести в Кашмире плебисцит не ранее, чем через 18 месяцев, начиная с 1 января 1949 г.

Военные действия с того же времени должны были прекратиться. В Кашмир для наблюдения за подготовкой плебисцита назначалась специальная комиссия, а проведение его поручалось особо выделенному уполномоченному. На эту должность последовательно назначались один за другим несколько ставленников США.

Представители СССР в Организации Объединенных Наций настаивали на решении кашмирского вопроса непосредственно заинтересованными сторонами, т. е. правительствами. Кашмира, Индии и Пакистана, а не какой-либо специально созданной комиссией. Однако их предложение было отклонено. Проработав год, комиссия не смогла представить никаких рекомендаций по решению кашмирской проблемы. Истек и срок подготовки плебисцита, а вопрос о Кашмире остался открытым.

Саботаж, проведенный американо-английским блоком в ООН по вопросу мирного разрешения кашмирского конфликта, объясняется стремлением империалистов удержать за собой Кашмир в качестве военно-стратегической базы на границах СССР и Китайской Народной Республики.

С этой целью в Гилгите были построены крупные аэродромы для авиации дальнего действия и к нему с территории Пакистана проведены новые автомагистрали. Хозяйничанье администрации ООН в стране, наводнение ее английскими и американскими «экспертами» и военное строительство вызвали всеобщую тревогу и протест со стороны населения Кашмира. Многочисленные митинги и демонстрации проходили под лозунгами: «Долой арбитраж!», «Кашмир для кашмирцев!», «Не позволим превратить Кашмир во «Вторую Корею!». Общественность Индии поддержала кашмирцев, индийское правительство потребовало вывода американских «наблюдателей» из комиссии ООН по Кашмиру. Между правительствами Индийской республики и Пакистана начались прямые переговоры по кашмирскому вопросу.

Весной 1954 г. президент Индии объявил, что на Кашмир распространяется конституция Индийской республики. Этот акт не вызвал противодействия со стороны Пакистана и тем самым показал, что наблюдателям из ООН нечего делать в Кашмире.

В дальнейшем, несмотря на попытки американского империализма установить иностранный контроль над страной, несмотря на то, что политическое положение Кашмира оставалось неопределенным, что не было созвано учредительное собрание и не была выработана конституция, что формально главой государства оставался махараджа Хари Синг, а затем его сын Каран Синг, несмотря на все это, демократические силы внутри страны добились от нового кашмирского правительства осуществления некоторых социально-экономических, и культурных преобразований. Важнейшим из них является отмена джагиров и других форм помещичьего землевладения и безвозмездная передача экспроприированной земли крестьянам.

Правительство обещало предоставить кредит и некоторые льготы вновь создаваемым кооперативам по совместной обработке земли. Для этих кооперативов были завезены в страну первые тракторы. В некоторых пунктах началось строительство местных гидротехнических и мелиоративных сооружений.

Следующим важным актом нового правительства были мероприятия в области народного образования и культуры. Во многих деревнях и в ряде городов были открыты детские сады. Сеть начальных школ расширена, преподавание в них переведено на родной язык. В некоторых городах созданы сельскохозяйственные, медицинские и другие специализированные средние учебные заведения. В 1948 г. в Шринагаре открыт государственный университет.

В Кашмире сложились такие культурные организации, как Ассоциация прогрессивных писателей, Ассоциация прогрессивных художников, Прогрессивная театральная ассоциация и другие. Возникли труппы профессиональных актеров. Кашмирские писатели стали создавать драматические произведения. Поэт и композитор Д.Н. Надим написал первую национальную оперу. Молодое поколение кашмирских поэтов прославляет в своих произведениях национально-освободительную борьбу кашмирского народа, движение за демократию и мир.

Источник: М.К. Кудрявцев «Кашмирцы». «Советская этнография» № 2, 1955 г.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.