Кашмир и кашмирцы

Опубликовал: zampolit, 27-12-2019, 21:38, Путешествие в историю, 298, 0

Кашмирцами называют жителей центральной части Кашмира — горной страны на крайнем севере Индии, расположенной на стыке высочайших горных систем мира: Гималаев, Каракорума и Гиндукуша.

Кашмирцы населяют широкую плодородную долину р. Джелам, лежащую в центральной части страны. Со всех сторон Кашмирская долина окружена высокими горными хребтами. Река Джелам, или Ветх, как ее называют кашмирцы, судоходна на всем протяжении долины, т. е. на 180—200 км. Замечательной особенностью Кашмирской долины являются ее озера. Озера — Вулар, Манасбал, Анчар и Дал — имеют крупное народнохозяйственное значение. Низкие берега их считаются лучшей почвой для возделывания некоторых зерновых и огородных культур, и сами они, вместе с р. Джелам, входят в общую сеть водных путей, играющих важную роль в хозяйстве кашмирцев.

Все население Кашмира насчитывает более 4 млн. человек. В состав его входит несколько народностей (кашмирцы, догра, гуджара, шина, балти, ладаки) и много мелких этнических групп. Кашмирцы являются самой крупной и наиболее развитой в экономическом и культурном отношении народностью. Численность их превышает 1,5 млн., что составляет более трети всего населения Кашмира.

Сами кашмирцы называют себя, как и свой язык, кошур или кашмири. Под этим вторым названием они известны и соседним народам. Язык кашмири большинство исследователей относит к дардской группе индоевропейских языков, в которую, кроме него, входят языки: шина, кхо, кохистани. Словарный состав языка кашмири включает много лексических заимствований из других языков. К дардской основе добавилось много санскритских элементов, а за время политического господства мусульманских династий (XIV—XVIII вв.), в результате влияния персидской, таджикской и арабской литературы и в связи с принятием ислама большинством кашмирцев, в язык вошло много персидских, арабских и даже тюркских слов. Эти элементы лексики до сих пор продолжают проникать в язык кашмири благодаря влиянию языка урду, на котором говорят в деловых и торговых кругах и который долго был языком преподавания в начальной школе. Современный кашмири пользуется арабской графикой, но наряду с ней существует и старокашмирский алфавит «шарада», более похожий на санскритский алфавит и употреблявшийся в средневековой кашмирской литературе.

Большинство кашмирцев исповедует ислам. Индуистов насчитывается менее 10%, и совершенно ничтожно число христиан, буддистов, сикхов и представителей других религий. 98% всех кашмирцев живут в самом Кашмире. Большинство остальных— в соседнем Панджабе. По крайней мере 20% кашмирцев составляют городские жители, причем более половины всего городского населения приходится на столицу Кашмира г. Шринагар (более 200 тыс.).

Происхождение кашмирцев и время заселения ими долины Джелама до сих пор не выяснены. Однако известно, что уже за несколько веков до н. э. на территории Кашмира существовали государства. О высоком развитии культуры в раннем средневековье говорят и памятники архитектуры тех времен, и остатки старых ирригационных сооружений, и письменные источники, в том числе знаменитая историческая хроника «Раджатарангини» (XII в.), и многое другое. Феодализм просуществовал в Кашмире до XX в., а сильные пережитки его сохраняются до сих пор.

В середине XIX в., после разгрома государства сикхов, англичане передали Кашмир на правах отдельного княжества в наследственное владение радже княжества Джамму— Гуляб Сингу. Его преемники были покорными вассалами британской короны. Княжество получило двойное название — Джамму и Кашмир — по двум крупнейшим его областям. В таком положении Кашмир оставался в течение ста лет, до конца британского владычества в Индии.

Около 80% кашмирцев живут в деревнях, и большая часть их занята земледелием. Капиталистические отношения еще слабо затронули кашмирское сельское хозяйство. Численность безземельных сельскохозяйственных рабочих невелика. Большинство крестьян — это мелкие землевладельцы, платящие налоги государству. Но в Кашмире до середины XX в., т. е. до аграрной реформы, произведенной новым правительством, существовали крупные помещичьи землевладения — джагиры. Владельцы этих земель, джагирдары, сдавали землю в аренду малоземельным и безземельным крестьянам, часто на условиях отработок в хозяйстве самого помещика.

Земледелие в Кашмире, как и в других частях Индии, зависит от искусственного орошения, но, в отличие от многих районов Индии, в Кашмире для него больше естественных возможностей. Обилие поверхностных вод, рельеф долины и наличие строительных материалов (камень, лес) позволяют каждой деревне и даже отдельным хозяйствам своими средствами сооружать дамбы, каналы и различные оросительные» приспособления. В древности государство принимало большее участие в этом строительстве, но в период феодальной раздробленности и войн ирригационная сеть пришла в упадок. Махараджи догрской династии также не прилагали необходимых усилий для ее развития.

Неурожаи, влекущие за собой катастрофические последствия для населения, вызываются обычно не засухой и недостатком влаги, а, наоборот,— летними грозовыми ливнями, в результате которых реки и озера выходят из берегов, затопляют поля и уничтожают посевы. Предотвратить эти стихийные бедствия невозможно средствами отдельных сельских общин, для этого требуются крупные капиталовложения со стороны государства.

Кашмирские почвы, особенно земли под посевами риса и огородными культурами, требуют большого количества удобрений. При полном отсутствии минеральных удобрений широкое применение имеет навоз. Наличие древесного топлива избавляет кашмирцев от необходимости сжигать навоз и позволяет использовать его в качестве удобрений. Городские нечистоты также тщательно собираются и идут на удобрение огородов. Весной, перед отгоном скота на летние пастбища, овцы целыми стадами оставляются на несколько дней на рисовых полях, чтобы пополнить их навозом, причем деревенское стадо перегоняется поочередно с одного участка на другой.

Рис, будучи основным продуктом питания кашмирцев, является главной и в то же время наиболее трудоемкой сельскохозяйственной культурой. Под ним занята большая часть посевной площади в долине Джелама, на берегах озер и в устьях рек. Еще осенью рисовые поля пропахиваются несколько раз, и земля тщательно разрыхляется. Перед посевом, в марте — апреле, поля вновь пропахиваются. Урожай собирают в сентябре — октябре.

Второй по значению продовольственной культурой является кукуруза. Население употребляет в пищу кукурузу, приготовляя ее с молоком. Она выращивается не только на заболоченных и орошаемых участках долин, но также на высоко расположенных полях, особенно скотоводами-гуджарами. Стебли кукурузы считаются лучшим зимним кормом для крупного рогатого скота.
Пшеницу и ячмень сеют на высоких полях и даже в горных районах. Будучи озимыми культурами, они не требуют особого ухода и орошения. Как продукты питания пшеница и ячмень имеют второстепенное значение для кашмирцев и являются предметом вывоза. Поля под них обрабатываются и удобряются менее тщательно. В результате урожаи пшеницы в Кашмире в два раза ниже, чем в соседнем Пенджабе.

Кашмирцы почти не употребляют в пищу топленое коровье масло (гхи). Его заменяют различные растительные масла. Поэтому возделывание масличных культур занимает видное место в кашмирском земледелии. Из масличных культур кашмирцы сеют сурепицу, сезам (кунжут), лен и хлопок, а кроме того, получают масло из зерен некоторых фруктов (например, абрикосов) и грецкого ореха. Абрикосовое масло употребляется не только в пищу. Ювелиры пользуются им при обработке благородных металлов. Значительная часть растительного масла идет на освещение.

Изготовлением растительных масел занимаются кочующие из одной деревни в другую профессиональные маслоделы — тэли. Тэли за свою работу получают небольшую плату деньгами или натурой и оставляют себе жмыхи, которые тут же продают крестьянам на корм скоту.

Большое значение в хозяйстве кашмирцев имеет садоводство. Сады занимают громадные площади земли в самой долине и па склонах гор. Во многих местах склоны гор покрыты дикорастущими фруктовыми деревьями. Фрукты и ягоды составляют важную часть продовольствия кашмирцев, особенно в годы неурожая риса и других зерновых. По разнообразию и обилию фруктов с Кашмиром не может соперничать никакая другая область Индии. Яблоки, груши, виноград, тутовник, грецкие орехи, персики и абрикосы не только потребляются внутри страны, но составляют крупную статью кашмирского экспорта. Особое значение в крестьянском хозяйстве имеет тутовое дерево. Плоды его идут в пищу, особенно в сушеном виде, листом тутовых деревьев выкармливаются шелковичные черви, и он же считается лучшим зимним кормом для овец. Не меньшее значение имеет и грецкий орех, являющийся резервным продуктом питания и сырьем для получения высококачественного растительного масла.

Из огородных культур кашмирцы выращивают огурцы, помидоры, репу, тыкву, картофель, лук и другие. Население, живущее на берегах оз. Дал, устраивает на плотах плавучие огороды. Искусственный почвенный покров на этих огородах обильно удобряется птичьим пометом. С плавучих огородов снимаются особенно большие урожаи овощей, но они требуют затраты слишком большого труда, чтобы стать массовой формой огородничества.

Главной технической культурой является хлопок. Его выращивают не только по всей долине, но и на возвышенных горных плато (карева). После риса — это вторая по значению в хозяйстве и трудоемкости сельскохозяйственная культура. По своему качеству кашмирский хлопок превосходит многие другие индийские сорта. Много хлопка вывозится. Из части хлопкового семени изготовляется масло, а другая идет на корм скоту.

Сахарный тростник и свекла еще не получили широкого распространения. Недостаток сахара кашмирцы отчасти возмещают фруктами, а главным образом медом.

Скотоводство, преимущественно отгонное, в экономике Кашмира играет крупную роль, хотя в хозяйстве собственно кашмирцев оно занимает подчиненное положение. Только скотоводством занимается сравнительно небольшая часть населения — это гуджары и пахтуны (патаны), живущие в горах к западу и северо-западу от Кашмирской долины. Гуджары занимаются изготовлением топленого масла, являясь основными поставщиками его для приезжих панджабских купцов.

Рабочий и молочный скот в Кашмире мелкий. Удойность коров значительно ниже, чем в Панджабе. Обычно скот, употребляемый для полевых работ, не используется для перевозок, особенно в тележной упряжи.

Летом в хозяйстве кашмирцев остается только необходимое количество рабочего и молочного скота. Вся остальная масса его, особенно овцы, отгоняется на горные пастбища. Стада, принадлежащие крестьянам той или другой деревни, пасут специальные наемные пастухи (чаупан). За выпас они получают определенную плату натурой. Кроме зерна, пастух получает в собственность некоторое количество овец из стада, определенное количество шерсти, и в его же пользу идут масло и сыр, изготовленные из овечьего молока в период выпаса. Чаупаны образуют особую эндогамную профессиональную группу, напоминающую касту. Обычно чаупаны сами договариваются между собой о разделе пастбищ. Хозяева скота в это распределение не вмешиваются. Жители деревни несколько раз в сезон доставляют соль для скота на место выпаса.

Кашмирские овцы отличаются высокими мясными качествами, а овцы из района западнее оз. Вулар обладают, кроме того, прекрасной шерстью. Качество шерсти, по мнению кашмирцев, зависит от качества летних кормов. Коз в Кашмире меньше, чем овец, и пух их невысокого качества. Шали и другие тонкие изделия делаются из привозного пуха коз, разводимых в Ладаке, Тибете и других северных районах.

При недостатке хороших колесных дорог основным транспортным животным служат пони, которых запрягают в легкие тележки, а чаще используют под вьюк.

Земледельческая техника кашмирцев отличается крайней отсталостью. Характер почвы и преобладание мелкого рабочего скота обусловили употребление легкого деревянного плуга (из тутового дерева, ясеня или яблони), с деревянным же сошником, имеющим железный наконечник. Вместо бороны обычно употребляется бревно-волокуша. Для размельчения комьев земли применяют особые деревянные молоты. Лопаты преимущественно деревянные, с железным наконечником. Жнут серпом. Обмолот производится либо прогоном по току скота, либо вручную палками.

Однако эта примитивность сельскохозяйственных орудий не является следствием культурной отсталости кашмирцев. Причина ее в малоземелье и нищете кашмирского крестьянства, подвергавшегося как феодальной, так и колониальной эксплуатации.

Кашмирцы издавна считались искуснейшими ремесленниками. Центром ремесленного производства был Шринагар. Кашмирские плотники, кузнецы, медники, резчики по дереву, ткачи и ковровщики славились своим мастерством не только в Кашмире, но и в соседних районах Индии. Большинство ремесленников — мастера-одиночки, работающие на дому. Но еще в XIX в. появились в Кашмире и более крупные кустарные мастерские (с числом рабочих до 20 человек), владельцы которых эксплуатировали труд наемных рабочих. Хозяева этих мастерских вместе с разного рода подрядчиками и местными торговцами составляли основную массу кашмирской мелкой буржуазии.

Художественные изделия кашмирских резчиков по дереву получили широкую известность даже за пределами Индии. Материалом для резьбы служат некоторые хвойные породы леса, орех и береза, но кашмирские резчики работают и на привозном материале: тековом, черном и сандаловом дереве. Большая часть изделий с художественной резьбой предназначается к вывозу. Стиль и рисунок ее отличаются необычайным разнообразием. В зависимости от заказа или назначения изделий в них могут господствовать местные кашмирские, южноиндийские, персидские, китайские и другие орнаментальные мотивы. Колонии кашмирских резчиков уже давно обосновались в крупных городах Панджаба — Лахоре и Амритсаре.

Мировую славу кашмирским ремесленникам создало производство тонких шерстяных шалей. Для изготовления их раньше употреблялся козий пух, ввозившийся из Тибета и Средней Азии. Производством шалей занимались мелкие кустарные мастерские. Основными экспортерами шалей в прошлом веке были французские торговые фирмы. Посредником в торговле шалями выступало правительство махараджи, контролировавшее их производство и державшее в своих руках торговую монополию.

В лучшие годы экспорт шалей составлял 2,5—2,8 млн. рупий в год. Однако в последней четверти XIX в. эта торговля пришла в упадок. Таможенная политика английских властей, непомерные налоги, взимавшиеся с ткачей кашмирским правительством, упадок французской торговли в связи с поражением Франции во франко-прусской войне и, наконец, страшный голод 1877—1880 гг. окончательно разорили и почти уничтожили крупнейшую отрасль кашмирского ремесла. Большая часть уцелевших ткачей занялась изготовлением ковров. Центром коврового производства стал тот же Шринагар, но значительная часть кашмирских ковровщиков переселилась в Амритсар. Само же производство шалей в Кашмире почти прекратилось.

Разорив кустарное производство в Кашмире, правительство махараджи и английские власти не создали здесь и фабричной промышленности. Недра Кашмира, хранящие уголь, цинк, медь, свинец, золото, сланцы, бокситы и другие полезные ископаемые, до сих пор почти не разрабатываются.

До последнего времени к разряду крупных в Кашмире могли быть отнесены только два предприятия: гидроэлектростанция на Джеламе, построенная еще в 1907 г., и шелкомотальная фабрика в Шринагаре. Несколько шелкомотальных, ткацких и кожевенных предприятий полукустарного типа и немногочисленные мельницы представляют всю остальную «промышленность» Кашмира. Поэтому промышленный пролетариат, рабочий класс в настоящем значении этого слова, в Кашмире еще малочислен. То же можно сказать и о промышленной буржуазии. Что же касается крупной торговой буржуазии, она представлена главным образом инонациональными элементами: либо панджабскими купцами, либо агентами махараджи — дограми из Джамму.

Экономическая отсталость Кашмира проявляется и в характере его внешней торговли. Основными статьями кашмирского экспорта являются топленое масло, древесина, шелковые ткани, хлопок-сырец, фрукты, краски и кожа. Почти до второй мировой войны крупная торговля фактически была монополией махараджи и некоторых иноземных, в том числе и английских, торговых фирм. Доля кашмирских капиталов во внешней торговле всегда была ничтожной. Крупная торговля внутри страны велась торговцами других национальностей, а на долю кашмирцев оставалась главным образом мелкая розничная торговля — коробейничество.

Кашмир обеспечивает себя почти всеми видами продовольствия. Ввозились главным образом соль, сахар и нюхательный табак, а также железо, медь, керосин и хлопчатобумажные ткани. Отсутствие удовлетворительных путей сообщения не только препятствовало внешней и внутренней торговле, но и задерживало все экономическое развитие Кашмира. Почти до конца XIX в. там не было дорог для колесного транспорта. Старые дороги представляли собой горные тропы, только на некоторых участках пригодные для движения легких двуколок. Основная масса грузов перевозилась вьюком на пони или быках и переносилась носильщиками. До недавнего времени кашмирские кули составляли крупную профессиональную группу населения. Для переноски не только государственных, но и частных коммерческих грузов нередко привлекались крестьяне, в порядке трудовой повинности.

Река Джелам всегда была важнейшей транспортной магистралью страны. Кроме того, только Джелам дает возможность транспортировать тяжелые и крупногабаритные грузы. Для этого употребляются плоскодонные лодки разных размеров и грузоподъемности. Строительство речных судов является старейшим производством в Кашмире, а кашмирцы — искуснейшими судостроителями.

Кашмирские лодочники называются ханджи. Перевозка грузов по воде — их наследственная профессия. Среди них выделилась имущая прослойка — подрядчики, занимающиеся перевозкой больших партий груза. Они владеют большим числом судов и эксплуатируют рядовых малоимущих ханджи. Обычно ханджи с семьями живут на своих судах и передвигаются вместе с ними вдоль по Джеламу, не имея постоянного пристанища. Крытое помещение в кормовой части лодки служит им и летним и зимним жилищем.

До недавнего времени лодки были главным средством связи в Кашмире, а лодочники — основным источником информации для населения. Благодаря им сколько-нибудь значительные события в той или другой части страны быстро становились известны всему населению. Добрая половина сказок, песен и кашмирского фольклора вообще обязана своим происхождением фантазии этих своеобразных гондольеров.

Только незадолго до второй мировой войны в связи с превращением Северо-Западной Индии в военный плацдарм и строительством там военных баз англичане обратили внимание на состояние кашмирских дорог. Были построены новые и улучшены некоторые старые дороги, проложенные еще в конце прошлого столетия. Первоклассная автомагистраль соединила Кашмир с одной стороны с Панджабом, а с другой — с Северо-Западной Пограничной провинцией. Однако после расчленения Индии оба выхода этой магистрали из Кашмира оказались на территории Пакистана.

Другая, менее совершенная, дорога связала Кашмир с английской военной базой в Гилгите. В Кашмире нет ни одной железной дороги. Несколько десятков километров железнодорожного пути связывают центральную панджабскую дорогу с гор. Джамму, лежащим за пределами собственно Кашмира.

Воздушные линии связи, появившиеся в Кашмире во время второй мировой войны, созданы англичанами для военных целей и пока не имеют никакого хозяйственного значения. В Шринагаре был построен стратегического значения аэродром, как база авиационных частей, расположенных в Гилгите и пограничной провинции.

Домашняя жизнь кашмирцев отличается многими своеобразными чертами. Вдоль течения Джелама по обоим берегам тянется почти непрерывный ряд деревень. Другие расположены на его притоках или на склонах окрестных гор. Большая часть деревень — это небольшие, но широко разбросанные поселения с числом жителей менее 500 человек.

Усадьба кашмирского крестьянина представляет собой обнесенный плетнем или глинобитной стеной участок с огородами и фруктовым садом. Дома строятся из необожженного кирпича или рубятся из хвойных пород леса. Крыши делаются покатые ввиду обильных зимних снегопадов. В деревнях крыши кроют рисовой соломой, камышом или дранкой. Как правило, деревенские дома сооружаются на высоких фундаментах или столбах, врытых в землю. Образующийся таким образом нижний этаж служит хлевом для скота, а верхняя часть дома представляет жилое помещение семьи. В нем делается несколько маленьких окон, остекленных или заклеиваемых на зиму промасленной бумагой. Жилые постройки в городах, особенно в Шринагаре, делаются двух-и трехэтажными. Нижние этажи отводятся под кладовые, торговые помещения или мастерские.

В деревнях кладовая, или амбар, строится обычно рядом с домом и тоже на сваях. Вход делается снизу, через люк в полу. Несмотря на обилие леса в Кашмире, в крестьянских домах часто отсутствует печное отопление. Зимой они обогреваются тем теплом, которое дает очаг во время приготовления пищи, и теплом, проникающим через пол из хлева, расположенного под жилым помещением. Этого тепла недостаточно, и поэтому зимой, даже в жилом помещении, кашмирцы носят теплую шерстяную домотканную одежду.

Оригинальным способом обогревания является кашмирский кангар. Это глиняный горшок размером с человеческую голову, оплетенный прутьями лозы. В кангар кладутся тлеющие угли, и в таком виде его носят под одеждой - в качестве грелки, согревающей тело. В холодную погоду кашмирцы даже дома обогреваются кангаром и, ложась спать, держат его под одеялом. Существует даж е пословица: «Кангар для кашмирца то же, что красавица Лейли на груди Меджнуна». Широкое употребление кангара приводит часто к ожогам тела, что считается одной из причин распространения злокачественных опухолей (рака) у кашмирцев.

Зимними ночами жилые помещения кашмирских крестьян освещаются либо масляными светильниками, либо лучиной. В городах для этой цели чаще пользуются привозным керосином.

Мебель в сельских домах кашмирцев встречается редко. В большинстве случаев это низенькие скамейки для сидения и столь же низкие круглые столы. Еще реже можно видеть в домах кашмирцев деревянные кровати. Едят обычно сидя на полу. Спят также на полу, подостлав под себя ковер и укрывшись шерстяным одеялом, которое зимой или в холодную погоду носят в виде накидки, заменяя им верхнюю одежду. Посуда для приготовления пищи и для воды преимущественно глиняная, но едят кашмирцы из деревянной посуды.

Основной и повседневной пищей большинства кашмирцев является вареный рис. Обычно рис варится на воде и часто употребляется в пищу холодным и без всяких приправ. Молоко составляет второй важный продукт питания. Большую часть его кашмирцы потребляют в натуральном виде. Из молочных продуктов в небольшом количестве употребляется коровье топленое масло. Свежее сливочное масло кашмирцы не едят, а сыр, если и изготовляется, то идет на экспорт. Мясо коровы не едят ни индусы, ни даже мусульмане, употребляющие в пищу другие виды мяса.

В меню кашмирцев, особенно в зимние месяцы, важное место занимают сушеные фрукты — тутовник, абрикосы, яблоки и груши. Дыни, тыквы, различные овощи также сушатся и идут в пищу наравне с фруктами.

Чай является излюбленным напитком кашмирцев, хотя весь он привозный. Приготовляется чай двух видов: кахва — соленый и шири — сладкий, но и в том и в другом случае он непременно смешивается с молоком. Чай кашмирцы кипятят в чайниках или кувшинах, устроенных по принципу русского самовара.

Одежда кашмирцев, как и вся их домашняя обстановка, отличается простотой и в то же время своеобразием. Различия в мужской и женской одежде незначительны. Летняя одежда обычно хлопчатобумажная, а зимняя шерстяная, преимущественно из белой или серой ткани. Цветная, а тем более пестрая одежда почти не встречается. Это создает впечатление резкого контраста на фоне многоцветной и живописной природы. Основу как мужской, так и женской одежды составляет длинная рубаха. Кроме рубахи, и мужчины и большинство женщин носят штаны.

Поверх рубахи, особенно в холодную погоду, надевают бумажный или шерстяной халат. Халат глубоко запахивается и подпоясывается кушаком или веревкой. Зажиточные горожане иногда заменяют халат подобием европейского сюртука. Кашмирцы не носят дхоти (широкие набедренные повязки), столь распространенные в Индии. Редко в Кашмире можно увидеть и сари, составляющее постоянный элемент женской одежды в других областях Индии. Если некоторые женщины-индуски и носят его, то чаще в качестве шарфа или покрывала на голову, в дополнение к одежде местного образца. Женщины верхушечных социальных слоев иногда употребляют его как пардах, т. е. покрывало, закрывающее лицо от взглядов посторонних. В качестве головного убора мужчины носят тюбетейки или круглые шапочки. Тюрбаны постоянно носят только богатые, а большинство надевает их лишь в торжественных случаях.
В отличие от жителей равнинной Индии, многие кашмирцы носят обувь. Обычно это соломенные, деревянные и даже кожаные сандалии. Настоящие кожаные башмаки носят преимущественно горожане и деревенские богатеи, а рядовое сельское население либо вовсе не имеет их, либо надевает только в праздники.

Существуют некоторые отличия в одежде кашмирских мусульман и индусов. Так, одежда мусульман широкая, индусы носят узкую; мусульмане носят остроконечные тюбетейки, индусы — круглые шапочки; мусульмане делают застежки на одежде и запахивают свои халаты направо, индусы — налево; мусульманки носят штаны, а индусские женщины — повязку на бедрах, в виде широкого пояса; в отличие от мусульманок, индуски не носят кожаной обуви, не украшают одежду цветной вышивкой и т. д.скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2020 (12)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.