Старый тюменский вокзал
Город Тюмень во все времена был необыкновенно красив, самобытен, его жители отличались редкой для провинции тягой к техническим новинкам в городском хозяйстве, часто опережая соседние города и подавая им повод для подражания в хорошем понимания этого слова.
Тюмень никогда не походила на «столицу деревень», хотя многие опровергают это. Например, Антон Павлович Чехов описывает в своих дневниковых записках такой факт, что в Тюмени на центральной улице (улица Царская – Республики) после сильного дождя в грязи утонула лошадь с повозкой, что совершенно неприемлемо для крупного города.
Если спросить у старожилов города, какое любимое место для прогулок было у горожан в начале и середине прошлого - XX века, то все в один голос ответят, что это была привокзальная площадь с фонтаном, липовой аллеей и уютным двухэтажным зданием старого железнодорожного вокзала.
История тюменского железнодорожного вокзала насчитывает более 100 лет. Все начиналось с небольшого вокзала станции Тюмень, от которого, огибая городские окраины, железная дорога шла на станцию «Пристань-Тура». Эта станция была расположена на берегу реки, где был построен конечный вокзал Екатеринбургско-Тюменской дороги. Здесь выполнялась большая работа по перевалке грузов с пароходов на железную дорогу. Грузы шли со всей Западной и Восточной Сибири.
В 1885 году при царе Александре III было построено здание железнодорожного вокзала. Начальником строительства здания вокзала и железнодорожных путей был инженер Бэйер. Здание строилось два года по типовому проекту Министерства путей сообщений. В цокольном этаже находились служебные помещения, на первом этаже - зал ожидания и билетные кассы, на втором этаже - жилые помещения для административно-управленческого аппарата. Точная копия здания тюменского вокзала можно сегодня видеть в Камышлове.
Позже около вокзала был разбит небольшой парк, который затем перерос в привокзальную площадь. Небольшой круглый скверик был огорожен чугунной решеткой и тумбами с живыми цветами. В центре находился фонтан, изображающий семью оленей. Вся площадь утопала в зелени, к ней примыкала липовая аллея.
В 1925 г., рядом со зданием вокзала было построено еще одно здание - клуб имени Ильича. Это был одноэтажный деревянный дом. Рядом с ним находился памятник Владимиру Ильичу Ленину.
В связи с тем, что старое здание вокзала перестало удовлетворять потребности людей, так как было маленьким по площади для такого большого числа прибывающих и отъезжающих, в 1973 г. было принято решение построить новый вокзал. Но старое здание было снесено не сразу. Некоторое время два здания, старое и новое, существовали параллельно.
Строительством нового вокзала занимался трест «Тюменьстройпуть». Оно выполнено из стекла и бетона по типу вокзала в Ульяновске и рассчитано на две тысячи человек. В эксплуатацию вокзал был сдан 21 ноября 1974 года.
Было снесено также здание клуба Ильича. В 1975 г. на его месте был построен Дворец культуры железнодорожников, который имеет зрительный зал на 800 мест, лекционный зал на 240 мест. Также здесь располагаются спортивный, танцевальный залы, библиотека, музей.
Была реконструирована и привокзальная площадь. Снесены фонтан и памятник В.И. Ленину, частично вырублена липовая аллея.