ЛиАЗ - 677 – основной городской автобус СССР
Наиболее характерной чертой ЛиАЗ-677М является звук двигателя, похожий на «звон бутылок» - результат износа карданов главной передачи.
Первый опытный экземпляр автобуса был выпущен в 1962 году. Массово выпускался с 1967 по 1994 год; штучная сборка на сторонних автосборочных предприятиях из машинокомплектов продолжалась до 2002 года.
Создание автобуса ЛиАЗ-677М с повышенными технико-эксплуатационными показателями вменялось Ликинскому автобусному заводу еще планом ОКР на 1973 год. Однако лишь к концу IX пятилетки был разработан технический проект и построены два первых опытных образца модернизированного автобуса (один из них с форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ). В 1976 году они успешно прошли приемочные испытания. В 1977 году с учетом замечаний МАП СССР был изготовлен еще один опытный образец ЛиАЗ-677М, после чего доработанная документация была выдана в производство.
Дело дошло лишь до выпуска двух опытно-промышленных партий из 10 автобусов в 1977 году и 25 автобусов в 1978 году, причем автобусы одного года имели ряд заметных различий в конструкции дверей, наддверных брусьев, лючка радиатора, верхних габаритных огней, а также в декоративном оформлении передка. Выпуск же запланированной на 1979 год партии из 100 автобусов оказался сорванным из-за отказа Минавтотранса СССР согласовывать оптовую цену на ЛиАЗ-677М. Серийное производство ЛиАЗ-677М удалось наладить только в 1982 году.
Фактически, литера М в индекс была добавлено задним числом, поскольку технические изменения в автобус вносились почти ежегодно и постепенно начиная с 1977 года, а также и после. Например, в 1984 году были внедрены передний и задний бампер, потолочные люки и аварийные выходы через окна. В 1985 году началась установка новых задних фонарей, с 1987 года габаритных огней нового типа и т.д.
После 1987 года автобусы продолжали выпускаться без каких-либо значительных изменений. Последний ЛиАЗ-677М сошел с конвейера Ликинского завода в 1994 году. До 2002 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях, в частности, в Бору, в Петрозаводске, на Яхромском автобусном заводе, на заводе «Ремтехмаш» в Орехове-Зуеве. В Тосно под индексом ТоАЗ-677Д до 2002 года выпускалась несколько измененная модификация ЛиАЗ-677М, оснащенная ярославским двигателем. Несколько десятков машин было собрано на Волжском Машиностроительном Заводе (ВМЗ), в городе Рыбинске Ярославской области.
Технические характеристики:
Главным недостатком классического ЛиАЗа всегда считался его неуемный аппетит – в 50–55 литров у исправного автобуса, и стремящийся в бесконечность – у перегруженного или неисправного. Виновников столь высокого расхода топлива было два: гидромеханическая коробка ГМП-2, и бензиновая двигатель ЗИЛ-375 под капотом, позаимствованный у армейского «Урала».
Автобусы этой модели использовались практически во всех городах Советского Союза, имеющих городское или пригородное автобусное сообщение.
После 2000 года во многих городах автобусы ЛиАЗ-677М начали массово выводить из эксплуатации как морально устаревшие и не рентабельные. В Москве их эксплуатация прекратилась 7 ноября 2004 года, в Киеве в 2004 году, в Орехове-Зуеве — 13 декабря 2005 года, в Санкт-Петербурге — 1 апреля 2006 года (с 1 июля 2005 года снят с регулярных перевозок), в Петропавловске-Камчатском — с июля 2006 года; Электростали — в 2006 году; в Минске, Красноярске — 2007 году, в Екатеринбурге, Алапаевске, Кургане (с 1 марта 2007 года снят с регулярных перевозок), Омске, Липецке — в 2008 году; в Кирове, Рязани, Ельце — в 2009 году; в Данкове, Рыбинске, Самаре — в 2010 году; в Комсомольске-на-Амуре, Ступине, Челябинске — в 2011 году; в Брянске, Десногорске, Конакове, Мурманске — в 2013 году; в Ижевске — 31 июля 2014 года; в Риддере (Лениногорске) и Усть-Каменогорске (Казахстан) — в 2014 году; в Братске и Новосибирске — в 2015 году; в Арзамасе — в 2019 году.
В мае 2022 года замечен единственный в России линейный Лиаз-677М в Амурске.
В экспозиции Музейного комплекса УГМК представлена модификация ЛИАЗ – 677М выпущенная в 2000 году Тосненским автобусным заводом.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ЛиАЗ-677
https://gruzovikpress.ru/article/24660-liaz-677m-narodniy-avtobus-ch-2/