БТР-152 - советский бронетранспортер на базе ЗИС-151
БТР-152 — советский бронетранспортер, который создали на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронированный транспортер имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 год.
Производство других модификаций продолжалось до 1962 года. Всего на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе собран 12421 экземпляр. Находился на вооружении Вооруженных сил России до 1993 года.
Параллельно с разработкой бронетранспортера Б-3 на заводе имени Сталина под руководством ведущего конструктора Б.М. Фиттермана на базе полноприводного грузовика ЗИС-151 был разработан бронетранспортер ЗИС-152. В мае 1947 года были изготовлены два опытных образца машины, а в 1950 году бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением БТР-152.
Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трех отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.
В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.
За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу. В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.
В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемет, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.
Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.
В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на специальных гнездах вертлюжных кронштейнов. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет до 2,3 км. Питание пулемета ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Возимый боекомплект составляет 1250 патронов.
Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днем дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 на ходу и 15..17 на стоянке. В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л.с.
Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста. Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью.
На машинах выпускавшихся с 1947 по 1955 годы устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗиС-150, но имевшие внедорожный рисунок протектора шин. На машинах выпускавшихся с 1956 по 1962 годы устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗИЛ-157.
Характеристики: БТР-152В
Модификации БТР-152:
Где можно увидеть сохранившиеся экземпляры:
Россия:
Верхняя Пышма — Музей военной техники «Боевая слава Урала», БТР-152В1 образца 1958 года (фото);
Краснодар — БТР-152К, Музей военной техники «Оружие Победы» в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
Кубинка — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке: БТР-152А (ЗПТУ-2) (фото);
Тольятти — Технический музей имени К.Г. Сахарова;
Падиково Московской области — Музей отечественной военной истории.
Музей техники Вадима Задорожного: БТР-152 (фото)
Белоруссия:
Лошаны — Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
Германия:
Зинсхайм — БТР-152К, Музей техники в Зинсхайме.
Израиль:
Латрун — Музей Израильских танковых войск;
Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
Беэр-Шева, авиабаза Хацерим — БТР-152 ТСМ-20
Молдавия:
Кишинев — БТР-152К, музей военной истории Молдавии.
Польша:
Варшава — Музей польской военной техники.
Франция:
Сомюр — Музей генерала Эстьена.
В 1959 году завод ЗиЛ свернул производство бронетехники, передав документацию Брянскому заводу БАЗ, который применял силовые агрегаты, выпущенные в Кутаиси (заводом КАЗ). Последние машины были собраны в начале 1963 года.
Первым боевым опытом для бронетранспортера БТР-152 стало участие в подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Именно тогда выяснилась уязвимость открытой сверху машины, которая поджигалась брошенной сверху бутылкой с зажигательной смесью.
Завод быстро отреагировал на проблему, создав закрытую версию БТР-152К, крыша которого выполнена из 8-мм броневого листа и оборудована откидной крышкой. На скосах крыши появились дополнительные бойницы. Внутренний объем обогревался при помощи системы отопления, появился нагнетающий воздух вентилятор. Доработки привели к уменьшению десанта до 13 человек.
Одновременно шли нарастающие поставки бронетранспортеров в Восточную Европу, Юго-Восточную и арабские страны. Техника арабских государств широко использовалась в ходе войн с Израилем, причем по доброй традиции евреи захватили немалое количество экземпляров БТР-152. В Израиле на базе бронетранспортера строилась зенитная установка, состоявшая из пары 20 мм пушек, установленных в башне кругового обстрела.
В ходе боев на территории Афганистана БТР-152 использовались правительственными войсками. Простая конструкция бронетранспортера позволяет оставаться в строю и в XXI столетии. 26 октября 2006 года, во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстрантам удалось запустить двигатели музейных Т-34-85 и БТР-152, и использовать их в столкновениях с полицией.
Различные модификации БТР-152 использовались советскими кинематографистами в качестве «немецких бронетранспортеров» в кинолентах военной тематики.