Иранский разведывательный беспилотник «Абабиль»
Практически одновременно с разработкой «Мохаджер-1» иранская компания HESA приступила к созданию разведывательного беспилотника, получившего название «Абабиль» (в переводе с арабского – «стая птиц»).
Первая модификация поступила в эксплуатацию в 1980-х гг. Прототип «Абабиль-1» прошел испытания в войсковых условиях в 1985 г., а в 1986-м началось его серийное производство. Данные БПЛА использовались в качестве авиационных мишеней или ББП. ТТХ «Абабиль-1» никогда не публиковалась, в свободном доступе они отсутствуют. В настоящее время они сняты с вооружения.
В настоящее время беспилотники данного семейства выпускаются в двух основных модификациях – «Абабиль-2» и «Абабиль-3».
«Абабиль-2» является тактическим одномоторным, низкотехнологичным беспилотником со средним для военных БПЛА (по российской классификации) радиусом действия. Он дешев в производстве и прост в эксплуатации. Компания HESA выпускает несколько версий «Абабиль-2», каждой из которых присвоен собственный буквенный индекс.
Самая ранняя и наиболее распространенная версия «Абабиль-2» поступила на вооружение в 2001 г. БПЛА «Абабиль-Б» (Ababil-B) служит, главным образом, в качестве авиационной мишени при обучении и тренировках расчетов ЗРК иранских сил ПВО. На нем установлены акустические индикаторы пройденного расстояния, используемые при полете аппарата для осуществления эхолокации, ИК камеры и радиолокационные отражатели, необходимые для создания необходимой сигнатуры аппарата.
Вариант «Aбабиль-С» (Ababil-S) активно применяется как разведывательный БПЛА, с помощью которого можно проводить разведку местности, обнаруживать воздушные и морские цели; на нем могут быть установлены средства РЭБ. Допускается использование «Aбабиль-С» в качестве ББП для уничтожения стационарных и подвижных объектов противника.
Планер рассмотренных версий «Абабиль-2» выполнен по аэродинамической схеме «утка» – с передними стабилизаторами и задним несущим крылом. У него сигарообразный цилиндрический фюзеляж и стреловидный вертикальный киль, что обеспечивает хорошую устойчивость и маневренность аппарата.
БПЛА «Aбабиль-2» имеет весьма компактные габариты, причем размеры разных версий могут несущественно отличаться. Вариантов «Aбабиль-2» достаточно много, так как компания HESA оперативно модернизирует беспилотники данного семейства с учетом требований военных, основанных на приобретенном опыте эксплуатации и боевого применения БПЛА, а также с появлением новых технологий.
На беспилотнике устанавливается либо двухцилиндровый бензиновый поршневой двигатель внутреннего сгорания WAE-342, либо роторный двигатель Vanckle Engine P-73. В обоих вариантах двигатель вращает толкающий двухлопастной воздушный винт, расположенный в задней части фюзеляжа. Запас топлива составляет 16 л.
У первых модификаций планер был полностью металлическим – из сплавов алюминия, однако в последующем планеры стали изготавливать из композитных материалов с использованием стекловолокна. Наряду с малыми размерами и высокой скоростью это обеспечивает БПЛА малозаметность. РЛС противника трудно обнаружить даже ранние версии этих беспилотников с цельнометаллическим планером.
Управление БПЛА «Абабиль-2» осуществляется как с участием оператора, так и в автономном режиме. Аппаратура управления использует сигналы спутниковой системы навигации GPS, что дает возможность совершать полет по заранее назначенному маршруту (заданным точкам) и возвращаться к месту запуска (наземной станции управления). Различные версии БПЛА могут быть оснащены как дневными, так и ночными фото- и видеокамерами. С 2014 г. на «Aбабиль-С» устанавливается автоматическая система стабилизации компании HESA. Она позволяет даже малоопытному оператору уверенно управлять беспилотником.
«Aбабиль-С» выпускается в двух вариантах – большого и малого радиуса действия, в зависимости от требований заказчика (ВВС ВС Ирана или ВВС КСИР). БПЛА передает на пункт управления следующие сведения: положение относительно оси координат; высоту над землей; скорость вращения винта; состояние аккумуляторных батарей; проекцию траектории маршрута на электронной карте; географическую широту и долготу; расстояние до пункта управления; направление движения; скорость движения и пр. Радиус его действия увеличен до 150 км при высоте полета 4200 м. Модернизированный «Aбабиль-С» может быть оснащен системой видеонаблюдения и системой инфракрасного наблюдения в передней полусфере FLIR (Forward-looking infrared).
Старт БПЛА осуществляется по рельсовым направляющим при помощи ракетных ускорителей с земли, с автомобиля, катера или корабля. Приземление происходит при помощи парашютной системы.
Беспилотники семейства «Абабиль» благодаря своей многофункциональности, дешевизны, надежности, конструкционной и эксплуатационной простоты, эффективности и простоты управления стали ценным видом вооружения при ведении партизанской войны. Так, БПЛА «Касеф-1» (Qasef-1) йеменских хуситов – союзников Ирана на Аравийском полуострове – представляет собой версию «Aбабиль-2» с корпусом из композиционных материалов и двумя килями.
Аналогичные аппараты производятся и в Иране. Они в разобранном виде переправляются по отлаженным каналам по морю в обход коалиционной блокады Йемена.
Об иранском происхождении «Касеф-1» свидетельствуют его внешний вид и характеристики, заявленные представителями армии хуситов. Беспилотник имеет длину 2,5 м при размахе крыла 3 м. Радиус действия – 75 км, продолжительность полета – 2 ч, полезная нагрузка – 30 кг. Силовая установка – бензиновый поршневой двигатель внутреннего сгорания. Фактически это иранский «Aбабиль-2» в версии «Aбабиль-Т» (Ababil-T) – так определяли захваченные в Йемене БПЛА «Касеф», в частности, военные специалисты из Саудовской Аравии и ОАЭ. Только с 19 сентября 2016 г. по 17 января 2017 г. было зафиксировано 12 атак с использованием подобных аппаратов против сил ОАЭ в Йемене. Согласно отчетам экспертов, эти ударные аппараты не отличались точностью поражения, давая круговое вероятное отклонение около 25 м.
Еще в 2017 г. хуситы вполне успешно использовали данные БПЛА в качестве одноразовых «дронов-камикадзе», чтобы уничтожать РЛС американских ЗРК Patriot саудовской коалиции, развернутых для противодействия йеменским ракетам и беспилотникам. С тех пор иранцы успешно совершенствовали свои БПЛА на основе анализа опыта их боевого применения. В дальнейшем йеменские «дроны-камикадзе» неоднократно взламывали противоракетную оборону саудитов, нанося существенный ущерб не только им, но и престижу американских средств ПВО/ПРО. Характерный пример: операция 15 сентября 2019 г. против объектов компании Saudi Aramco проводилась с использованием БПЛА «Касеф-1» и «Касеф-2К».
Ударный беспилотник «Касеф-2К» также является модернизированной версией «Aбабиль-2». Этот простой и дешевый БПЛА был успешно применен хуситами 1 августа 2019 г. для нанесения эффективного деморализующего удара по военнослужащим хадистов –йеменских просаудитских коллаборационистов, которые готовились к военному параду в йеменском городе Аден.
На этих беспилотниках, как правило, установлен двухцилиндровый бензиновый двигатель DLE-111 китайского производства мощностью 11,2 л.с. Следует особо отметить, что Китай оказывает существенную и системную поддержку Ирану не только в области производства БПЛА, но и в их проектировании.
Только при участии КНР иранская программа разработки и производства БПЛА смогла выйти в настоящее время на достаточно высокий уровень.
Война в Сирии быстро превратилась для иранских военных и инженеров в поле для экспериментов с различными беспилотными комплексами, в том числе с многочисленными версиями «Aбабиль-2», некоторые из которых поступили на вооружение ливанской «Хезболлы» задолго до этих событий.
Версию «Aбабиль-Т» ливанцы назвали «Мирсад-1» (Mirsad-1). В 2004 г. израильские ПВО не смогли обнаружить в своем воздушном пространстве БПЛА «Мирсад-1», принадлежавший «Хезболле». В 2006-м «Хезболла» атаковала территорию Израиля с помощью «Мирсада-1», на котором были установлены заряды с ВВ (сбитый тогда аппарат израильтяне идентифицировали именно как «Абабиль-Т»). Позже «Хезболла» применяла беспилотники «Aбабиль-2/3» в Сирии. Приобретенный ливанцами опыт их боевого применения был учтен иранцами, а затем через некоторое время был успешно реализован хуситами в Йемене.
В 2008 г. иранцы запустили в производство очередную модификацию БПЛА «Aбабиль-3» – существенно переработанный «Aбабиль-2» с улучшенными характеристиками.
Вероятнее всего, его прототипом стал тактический разведывательный БПЛА RQ-2 Pioneer совместной американо-израильской разработки. В этом нет ничего удивительного, поскольку Иран в состоянии перехватывать американские разведывательно-ударные БПЛА в небе Сирии и Ирака. В настоящее время иранцы собрали уже целую коллекцию американских БПЛА из более чем десятка сбитых аппаратов различных типов, в том числе Scan Eagle, Raptor и MQ-9. Иранские инженеры внедряют их передовые технологии и технические решения в собственные разработки.
Планер «Aбабиль-3» выполнен из композитных материалов. У него цилиндрический сигарообразный фюзеляж, крыло установлено над ним. Толкающий винт расположен между основным крылом и хвостовым оперением, выполненным в виде Н-образной сдвоенной конструкции, закрепленной на крыле аппарата. В конструкции планера «Aбабиль-3» применен ряд технических решений, ранее используемых в «Мохаджере-1», поэтому между ними существует определенная внешняя схожесть.
«Aбабиль-3», как и «Мохаджер-6», имеет трехстоечное колесное шасси, но отличается своеобразной конструкцией стойки переднего колеса, характерной только для него. Взлет и приземление беспилотника происходят в автоматическом режиме с использованием автопилота, который в воздухе поддерживает скорость, высоту и маршрут полета. Предусмотрена возможность аварийного приземления при помощи парашютной системы.
Управление БПЛА осуществляется с использованием системы GPS и направленной вперед фиксированной видеокамеры в носовой части аппарата. Цифровая система управления полетом позволяет использовать аппарат при его нахождении вне досягаемости радиосигналов пункта управления.
На борту беспилотника могут быть установлены системы оптической видовой, радиоэлектронной разведки, средства РЭБ, а также разведывательная аппаратура, применяемая на новейших модификациях БПЛА семейства «Мохаджер» и предыдущих модификациях «Абабиль». Это различные акустические индикаторы пройденного расстояния для проведения эхолокации в ходе полета, инфракрасные камеры (с 2014 г.), радиолокационные отражатели, ретрансляторы радиосигнала и др. Видеоизображение передается в режиме реального времени.
Одна из новейших модификаций «Абабиль-3» представляет собой разведывательно-ударный БПЛА и носит наименование «Атлас» (Atlas). Под каждой плоскостью его крыла на специальной подвеске крепится по одной управляемой авиационной бомбе Qaem (как на «Мохаджере-6»). Сброс бомб осуществляется при скорости полета не более 200 км/ч.
Крыло и фюзеляж этого варианта дополнительно усилены. По требованию заказчика, существует возможность вооружения данной модификации ПТУР. На «Атласе» установлена система автоматического взлета и посадки, позволяющая осуществлять их в автоматическом режиме без помощи оператора.
Согласно принятой в РФ классификации, семейство «Абабиль» относятся к малоскоростным беспилотникам малой (радиусу действия до 100 км), либо средней дальности (радиус действия до 200 км), со средней (до 8 ч) продолжительностью полета и малой высотой полета.
По состоянию на июль 2019 г., было произведено 217 беспилотников типа «Абабиль-3». По сообщениям иранских СМИ, в настоящее время на вооружение КСИР поступают версии «Абабиль-3» с продолжительностью полета до 8 ч и максимальной высотой полета до 4600 м. Они применяются воинскими формированиями КСИР против террористических организаций. Так, 17 июля 2019 г. в пакистанском Белуджистане был найден потерпевший аварию разведывательный «Абабиль-3». Иранские беспилотники «заходят» в приграничные районы этой соседней страны, отслеживая действующие с ее территории террористические группировки или охотясь за ними.
Имеются отдельные случаи проникновения разведывательно-ударных БПЛА данного семейства в воздушное пространство Израиля. Утверждается, что к таким действиям могла быть причастна ливанская «Хезболла».
Изначально при разработке БПЛА «Абабиль» в его конструкцию, технологию производства, эксплуатацию и техническое обслуживание была заложена низкая стоимость изделия. Поэтому Иран широко экспортирует эти беспилотники на Ближнем Востоке. Среди покупателей отмечают Судан, Ирак, Сирия, йеменских хуситов, ливанскую «Хезболлу» и палестинский ХАМАС. Известно, что «Хезболла» на своей базе Бекаа в Ливане построила ВПП для «Абабиль-3» (ливанцы называют их Basir-1) и применяла их в Ираке против ИГИЛ (организация, запрещенная в Российской Федерации).
В гражданской войне в Сирии иранские беспилотники применяются с 2012 г. С помощью разведывательных БПЛА (главным образом моделей «Мохаджер» и «Абабиль») сирийские правительственные войска ракетными ударами и артиллерийским огнем эффективно уничтожают позиции, объекты и живую силу незаконных вооруженных формирований и отрядов террористов, т.е. они служат для борьбы с международным терроризмом. В 2019 г. экстремисты сбили беспилотник «Абабиль-3» над Идлибом.
Несколько слов об организационной стороне использования БПЛА в самом Иране. Подразделения БПЛА входят в состав воинских частей и СВ ВС этой страны, аэрокосмических сил и СВ КСИР. Еще в 1983–1984 гг. в составе КСИР была создана разведывательная эскадрилья «Раад» (Ra’ad), на вооружении которой находились беспилотники. В 1985 г. после создания ВВС (впоследствии аэрокосмических сил) КСИР разведывательную эскадрилью переподчинили ВВС КСИР и переименовали в батальон БПЛА. На сегодняшний день батальон включает в себя несколько эскадрилий, на вооружении которых находятся самые современные иранские беспилотники – «Мохаджер-6», «Шахед-123», «Сайга», «Шахед-129».
Эскадрильи базируются в провинциях Хузестан, Бушер, Фарс и Хормозган. Данные подразделения активно применялись в ходе войны в Сирии.
В начале 2017 г. было создано подразделение БПЛА в составе СВ КСИР. По имеющимся данным, в 2019 г. оно активно использовалось для противодействия курдским боевикам в районе г. Пираншехр. Точное название и организационно-штатная структура подразделения неизвестны.
В 2011 г. в составе СВ ВС Ирана была сформирована группа «Вали-и-Аср» (Vali-e-Asir), включающая в себя пять подразделений БПЛА, рассредоточенных по всей стране. На вооружении этих подразделений стоят беспилотники «Мохаджер-6». Они выполняют задачи по ведению разведки, нанесению ударов и материально-техническому обеспечению (доставки различных грузов). Основная база БПЛА сухопутных войск иранских вооруженных сил находится в г. Гонабад в северо-восточной части Ирана.
Помимо аэродрома в Гонабаде, подразделения (эскадрильи) БПЛА базируются на аэродромах в населенных пунктах Конарек, Джаск, Кешм, Чогадак, Хамадан. Испытательный полигон находится в аэропорту г. Кашан. Операторов для беспилотников готовят в школе БПЛА, расположенной на авиабазе Кушке Носрат (провинция Кум).
Безусловно, Иран добился ощутимого прогресса в области проектирования и производства БПЛА, но официальные лица министерства обороны и командиры КСИР часто дают весьма противоречивые сведения о достижениях в этой области. Некоторые заявления носят чисто пропагандистский характер, иные призваны скрыть истинное положение дел. Поэтому понять ее текущее состояние и реальный уровень достижений достаточно сложно.
Программу по созданию БПЛА следует рассматривать в комплексе с иранским ракетным проектом. Вдоль южного побережья Ирана проходят морские торговые маршруты мирового значения по транспортировке углеводородного сырья. Учитывая особенности географического положения Ирана, массовое применение запущенных с подвижных пусковых установок с моря и суши только лишь тактических беспилотников в качестве ББП против месторождений нефти и газа вероятного противника, танкеров и военных кораблей может иметь эффект военной операции стратегического значения. Быстро превратить разведывательные БПЛА в «дроны-камикадзе» особых проблем не составит.
Нет никаких сомнений, что иранские БПЛА при их массовом применении способны преодолеть любую противовоздушную и противоракетную оборону. Об этом свидетельствуют результаты палестино-израильского конфликта 2021 г., который можно рассматривать как репетицию или научное исследование (как ни цинично это звучит) возможностей вероятного противника эффективно отразить иранский массированный ракетно-авиационный удар по его объектам и территории. Во всяком случае, результаты этого мероприятия удовлетворили иранское военное руководство.
Источник: В.Ю. Гумелев, А.А. Харламов, В.А. Шудря, Д.А. Филиппов, «Иранские беспилотные летательные аппараты «Мохаджер» и «Абабиль»», «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра». Ноябрь 2011 г.