Бронетранспортер «Страйкер» М1126 - основа семейства колесных боевых бронированных машин
В январе 2023 г. из американской прессы стало известно, что в Вашингтоне всерьез обсуждается передача бронетранспортеров «Страйкер» (Stryker) вооруженным силам Украины (ВСУ). И уже в начале марта 90 бронемашин, предназначенных для ВСУ, прибыли в Германию. По мнению некоторых западных экспертов, эти машины станут еще одним средством повышения боеспособности украинской мотопехоты и смогут удовлетворить острую потребность ВСУ в бронетанковой технике.
Кроме того, семейство «Страйкер» ярко отражает современные тенденции развития колесных боевых бронированных машин, в первую очередь стран НАТО и государств, чьи армии в той или иной мере равняются на вооруженные силы альянса.
Бронетранспортер «Страйкер» М1126 лег в основу целого семейства колесных боевых бронированных машин (КББМ). Базовый вариант разработала американская компания «Дженерал Дайнэмикс Лэнд Системз» совместно с канадской «Дженерал Моторз Дэфэнс» (General Motors Defence) на основе канадского БТР (колесной боевой машины пехоты) LAV III «Кодьяк» (Kodiak), который, в свою очередь, является глубоко модернизированной версией швейцарской колесной ББМ МОВАГ «Пирана» (MOWAG Piranha) IIIН 8x8.
Piranha III стала развитием («третьим поколением») линейки бронемашин Piranha колесной формулы 8x8. Основными направлениями развития данной линейки за четверть века было увеличение защищенности, возможности установки различного вида вооружения, включая тяжелое, при обеспечении хорошей проходимости и управляемости.
Все это позволяло рассматривать Piranha III как основу для семейства бронемашин средней категории по массе на унифицированном шасси, «перекрывающих» потребности основных подразделений планируемой организационно-штатной структуры «мобильной бригады среднего типа». Стоит отметить, что КББМ семейства «укладывались» в грузоподъемность и габаритные ограничения C-130 - требование по переброске самолетами этой модели предъявлялось при выборе бронемашин для указанных бригад.
Название «Страйкер» машина получила по фамилиям двух американских военнослужащих, награжденных посмертно «Медалью почета»: Стюарта С. Страйкера, погибшего во Второй мировой войне и Роберта Ф. Страйкера, погибшего во Вьетнаме.
С начала 2000-х гг. «страйкеры» производятся американской компанией «Дженерал Дайнэмикс Лэнд Системз» и стоят на вооружении армий США, Канады и Таиланда. Всего выпустили порядка 4900 машин, 4466 из которых поступили в американскую армию. Стоимость одной единицы варьируется от 4,9 млн долл. США (данные 2012 г.) до 5,11 млн долл. США (данные 2016 г.).
Двигатель, трансмиссия, гидравлическая система, колеса, шины, дифференциал и коробка передач на 85% унифицированы для всех модификаций. Изначально кондиционер был установлен в кормовой части корпуса только у командно-штабной машины (КШМ) M1130 и санитарно-эвакуационной M1133, однако в ходе модернизации и по опыту ведения боевых действий в Ираке и Афганистане кондиционерами стали оснащать все варианты.
Бронемашины семейства «Страйкер» выполнены по классической для этого типа техники схеме компоновки. В передней части корпуса справа размещается моторно-трансмиссионное отделение, слева - органы управления с местом водителя. Кресло водителя снабжено четырьмя эргономичными привязными ремнями. Кресло водителя и рулевая колонка - регулируемые, что позволяет удобно разместиться военнослужащим с разной комплекцией. В крыше корпуса над местом водителя имеется люк, перед которым смонтированы три перископических наблюдательных прибора. Крышка люка в открытом положении фиксируется в одном из пяти положений. Изнутри и снаружи люк запирается на замок. Из отделения управления в боевое отделение ведет туннель.
Место командира находится в правой части корпуса за двигателем. По периметру люка над местом командира вмонтированы семь перископических наблюдательных приборов.
В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое/десантное отделение с местами для девяти пехотинцев (5 чел. - слева, 4 чел. - справа). Пехотинцы сидят лицом к оси машины, сиденья оборудованы ремнями безопасности. В более поздних версиях командир отделения размещается первым слева, лицом по ходу движения, параллельно командиру БТР. Над сиденьем командира десанта в крыше корпуса имеется четырехугольный люк, а над десантным отделением - два люка, крышки которых открываются в сторону бортов. Эти люки используются для посадки (высадки) экипажа и пехотинцев и позволяют вести огонь стоя во время движения.
В кормовой части выполнена откидная аппарель, через которую пехотинцы осуществляют посадку в боевую машину и высадку из нее. В аппарели также имеется дверь, которая открывается наружу вправо.
Часть снаряжения десанта и другое имущество размещается в специальных креплениях (корзинах) по бортам снаружи корпуса.
В командирской и санитарно-эвакуационной машинах, самоходном ПТРК, машине радиационной, химической и биологической защиты и самоходном миномете вместо десантного отделения размещены специализированные модули.
В зависимости от модификации, вооружение расположено на внешних турелях, внутри корпуса или в дистанционно управляемом необитаемом модуле (башне), вынесенном за пределы корпуса.
Топливные баки емкостью 212 л размещены по обоим бортам в задней незащищенной части корпуса, не бронированы, поэтому подвержены поражению огнем стрелкового оружия. Интересной конструктивной особенностью является то, что при подрыве ББМ баки отлетают от нее на безопасное расстояние.
Бронемашины семейства «Страйкер» оборудованы автоматической системой пожаротушения с датчиками, размещенными в отсеках двигателя, отделении управления, боевом и десантном отделениях. Система пожаротушения активируется как автоматически, так и водителем в «ручном» режиме.
Все «страйкеры» оснащены системой РХБ защиты, которая создает избыточное давление воздуха в герметичном корпусе и препятствует попаданию отравляющих и радиоактивных веществ внутрь. Они оборудованы датчиками обнаружения РХБ заражения и вентилируемыми кислородными масками.
Бронемашины семейства «Страйкер» оснащены лебедкой. Водонепроницаемые уплотнения люков позволяют без подготовки форсировать водную преграду глубиной до верхнего уровня колес (1,2 м).
Во всех модификациях бронемашины используется дизельный двигатель единого образца, что облегчает обучение экипажей и упрощает обслуживание и ремонт различных модификаций.
Шестицилиндровый газотурбинный дизельный двигатель «Катерпиллар» 3126 мощностью 350 л/с и рабочим объемом 7,2 л расположен в моторном отсеке в передней части машины справа. Он соединен с автоматической коробкой передач «Эллисон» MD 3066P с шестью передачами вперед и одной назад. Трансмиссия, состоящая из двухскоростной раздаточной коробки и четырех дифференциалов, позволяет развивать скорость по шоссе до 100 км/ч; запас хода - 530 км.
Для упрощения обслуживания и ремонта основных агрегатов и узлов бронемашины большая часть кабелей и шлангов оборудованы быстроразъемными соединениями. Благодаря этому двигатель и трансмиссию можно заменить за время, не превышающее 2 ч, значительно облегчен и ремонт их агрегатов.
Колесная формула бронемашин семейства «Страйкер» - 8x8/4. Для скоростного движения по шоссе предусмотрена возможность ручного отключения от полного привода колес двух передних осей.
ББМ оснащены армированными пулестойкими шинами «Мишлен» XML 12.00xR20. В колесах используется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах, позволяющая существенно повысить проходимость машин на бездорожье, слабых грунтах и на снегу. Специальная система предупреждает водителя, если «Страйкер» превышает рекомендуемую скорость для установленного давления в шинах, а затем автоматически накачивает шины до необходимого давления; она же предупреждает водителя о спущенной шине. Колеса оснащены жесткими вставками, которые позволяют бронемашине двигаться несколько километров при полностью спущенных шинах со скоростью до 50 км/ч.
Тормоза - гидропневматические, три задние оси оснащены антиблокировочной системой.
Подвеска - независимая гидропневматическая, с гидравлическими амортизаторами. В ее состав входит система регулировки клиренса. Рабочим телом системы служит азот, резервуар с которым размещен под полом перехода из отделения управления в боевое отделение.
Корпус бронемашин семейства «Страйкер» сварен из листов высокопрочной броневой стали толщиной до 12 мм, расположенных под рациональными углами наклона. Он обеспечивает защиту от 14,5-мм боеприпасов в лобовой и от 7,62-мм бронебойных боеприпасов в бортовой и кормовой проекции с дистанции 500 м, а также от поражения осколками 155-мм артиллерийских снарядов при их разрыве в воздухе на удалении 30 м от машины.
В дополнение к этому «страйкеры» оборудуются съемной навесной пассивной защитой, состоящей из 132 плит MEXAS2C массой 1300-1700 кг разработки немецкой фирмы «Энжинирбюро Дейзенрот», которые крепятся к корпусу болтами. При этом обеспечивается защита от 30-мм боеприпасов в лобовой и от 14,5-мм боеприпасов в бортовой и кормовой проекции с дистанции 500 м.
По опыту первых месяцев боевых действий в Ираке, БТР «Страйкер» стали оборудовать комплектами реечной противокумулятивной защиты SLAD общей массой 2361 кг - решетчатыми экранами, размещенными на расстоянии 400 мм от корпуса.
Для улучшения защиты от подрыва на взрывных устройствах и минах днище корпуса имеет V-образный профиль с многослойной конструкцией, что заметно уменьшило внутренний объем десантного отделения по сравнению с прообразом - канадским БТР LAV III. Поэтому высоту корпуса «Страйкера» увеличили на 25-30 см, что негативно сказалось на центровке машины.
Установка экранов повысила уровень защищенности БТР, рассеивая кумулятивную струю ПТУР и гранат РПГ. По данным американских военных аналитиков, при подрыве живучесть «Страйкера» выше, чем у других бронемашин аналогичного класса. Однако, как показал опыт боевых действий, ни решетчатые экраны, ни динамическая броня не защищают БТР от поражения «тандемными» боеприпасами. Отмечены случаи, когда «страйкеры» поражались выстрелами из нескольких РПГ, первые из которых разрушали реечную защиту, а последующие пробивали корпус.
Весной 2016 г. в Европе был развернут полк «Страйкер», бронемашины которого были оборудованы экспериментальными комплектами мобильной камуфляжной защиты MCS «Барракуда» шведской компании SAAB. Комплект («накидка») уменьшает заметность машины в широком диапазоне частот электромагнитного спектра, включая радио-, ИК-, оптический, а также позволяет изменять ее внешний вид в зависимости от условий окружающей среды и снижает возможность обнаружения тепловыми, инфракрасными и радиолокационными приборами разведки. Камуфляжная защита регулируемая, что позволяет применять ее на различной технике, имеет двустороннюю расцветку и не препятствует открыванию крышек люков бронемашин.
Вооружение ББМ семейства «Страйкер» различается в зависимости от модификации.
В варианте БТР в дистанционно управляемом необитаемом модуле, смонтированном над командирской башенкой и вынесенном за пределы корпуса, могут устанавливаться: 12,7 мм пулемет М2НВ «Браунинг» (боекомплект - 2000 патронов), 7,62 мм пулемет M240 (боекомплект - 4500 патронов), 40-мм автоматический гранатомет Mk19 (боекомплект - 448 гранат), 4-6 блоков гранатометов (по 4-6 каждый) для постановки дымовой завесы.
Модификации М1296 вооружены 30-мм автоматической пушкой Mk44 «Бушмастер 2» (Bushmaster II) типа «Чэйн Ган», смонтированной в боевом модуле.
105-мм нарезное орудие бронированной машины с тяжелым вооружением М1128 («105-мм «колесной САУ) размещено в дистанционно управляемом необитаемом модуле (башне), вынесенном за пределы корпуса. Пушечная установка оборудована магазином и механизмом заряжания.
На БТР «Страйкер» установлена аппаратура цифровой передачи данных автоматизированной системы управления войсками тактического звена «бригада и ниже» FBCB-2.
АСУВ FBCB-2 включает систему определения местоположения и передачи данных AN/TSO-158 (EPLRS) компании «Райтеон». С ее помощью ведется обмен информацией; на интерактивной карте отображается единая картина оперативно-тактической обстановки, расположение на поле боя сил и средств (как своих, так и противника), включая объекты тылового обеспечения. Кроме того, между отдельными машинами своего подразделения, другими подразделениями и командованием бригады осуществляется обмен текстовой и графической информацией, которая автоматически передается по всей задействованной сети тактической группировки. Место командира десанта оборудовано дисплеем, посредством которого он получает ту же информацию, что и командир бронемашины.
Широкое использование компьютеров в системе наблюдения и система опознавания «свой-чужой» способствуют повышению «ситуационной осведомленности» как экипажа машины, так и командира подразделения и позволяет бронемашинам семейства «Страйкер» исключить поражение своей бронетехники.
Места водителя и командира бронемашины (который также является наводчиком-оператором) оборудованы перископическими приборами, которые позволяют вести наблюдение, находясь под защитой брони и не подвергая себя опасности.
Рабочее место командира оснащено семью перископическими приборами наблюдения. Место водителя оборудовано тремя приборами наблюдения, вмонтированными в люк. Также в его распоряжении имеется прибор ночного видения AN/VAS-5. Поле зрения приборов наблюдения командира бронемашины составляет 360°, водителя - около 90.
На мониторы командира бронемашины и водителя дублируется изображение с камеры тепловизионного прицела, позволяющего вести наблюдение на дальности до 2400 м. Это дает ему возможность информировать спешившихся пехотинцев об угрозах, которые лежат за пределами дальности наблюдения их приборов.
Одной из основных задач в рамках реформирования вооруженных сил США является возможность развертывания бригады в любой точке мира в течение 96 ч, дивизии - в течение 120 ч, пяти дивизий - в течение 30 суток. Бригады, на вооружении которых стоит семейство ББМ «Страйкер», в полной мере соответствуют этим требованиям.
ББМ «Страйкер» могут перевозиться самолетами военно-транспортной авиации США: C-5Y «Гэлекси» - 4 ед., С-17 «Глоубмастер» - 3 ед. (по другим данным, C-5Y - 7 ед., а C-17 - 4 ед.). Так, для переброски боевой бригадной группы «Страйкер», на вооружении которой стоит 319 ББМ данного семейства, потребуется 160 вылетов военно-транспортных самолетов C-17 «Глоубмастер».
Некоторые модификации ББМ «Страйкер» могут перевозиться самолетами военно-транспортной авиации США типа C-130 «Геркулес» (1 ед.), но в этом случае дальность полета самолета снижается и не соответствует заявленной в 1000 миль. К тому же дополнительная реечная противокумулятивная защита не позволяет полноценно разместить БТР М1126 в грузовой кабине самолета и перед погрузкой ее необходимо демонтировать.
Для загрузки «Страйкера» в самолет экипажу приходилось снимать с него две пусковых дымовых установки, все антенны, левую заднюю консоль, которая блокировала выезд машины из самолета, боевой модуль на башне и ряд других агрегатов. В результате этого отделение тратило много времени на установку оборудования после выгрузки бронемашины из самолета. Но даже в этом случае в грузовой кабине самолета С-130 «Геркулес» невозможно разместить мотопехотное отделение из-за довольно широкого корпуса БТР М1126 (между загруженной техникой и рядами сидений недостаточно места). Считается, что самолетом C-130 можно удобно перебрасывать только «страйкеры» с плоским днищем - в силу их меньшей общей высоты. Это одна из причин того, что большая часть модификаций (в основном, специальных) выполнена на корпусе с плоским днищем.
Возникают большие трудности и с перевозкой в самолетах С-130 «Геркулес» САУ М1128, которые слишком тяжелы, поэтому с них требуется демонтировать часть оборудования, а в некоторых случаях и пушку. Именно необходимость демонтажа вооружения и агрегатов бронемашин семейства «Страйкер» для переброски по воздуху не позволяет им вступить в бой сразу после приземления. Последующая сборка бронемашины после переброски самолетами С-130 «Геркулес» составляет не менее 17 мин и осуществляется с использованием специальных инструментов и оборудования.
Использование самолетов C-130 Геркулес» в основном предполагается для транспортировки бронемашин «Страйкер» и их экипажей на ограниченные грунтовые площадки.
Ввиду больших массы и габаритов броне машины семейства «Страйкер» не могут перевозиться по воздуху имеющимися на вооружении армии США вертолетами.
В августе 2004 г. в США прошли испытания с целью определить возможность десантирования САУ М1128 «Страйкер» парашютным способом. Хотя машину успешно десантировали из самолета C-17 «Глоубмастер», в настоящее время ни одна из модификаций «Страйкера» не была сертифицирована для десантирования, а с 2013 г. работы в этом направлении прекратили.
Большинство американских специалистов отмечают, что БТР М1126 «Страйкер» по некоторым параметрам уступает модернизированному гусеничному БТР М113.
Так, к недостаткам машины обычно относят следующие:
- достаточно слабое вооружение;
- плохая точность и кучность при стрельбе в движении из гранатомета Mk19;
- недостаточная проходимость на бездорожье (в отличие от гусеничной техники);
- невозможность полноценной авиатранспортировки совместно с экипажем и мотопехотным отделением самолетами С-130 «Геркулес»;
- невозможность немедленного ввода в бой после выгрузки из самолета С-130 «Геркулес»;
- машина не является плавающей;
- слишком большой радиус разворота, в отличие от гусеничного М113, который может развернуться практически на месте;
- высокий центр тяжести, что при определенных условиях приводит к опрокидыванию даже на дорогах с твердым грунтовым покрытием;
- неудачная конструкция ремней безопасности экипажа и десанта, что приводит к человеческим жертвам при подрыве или опрокидывании.
Тактико-технические характеристики БТР «Страйкер» М1126
Источник: А.В. Кулешов, В.А. Шудря, В.Ю. Гумелев, В.В. Семынин, С.В. Слепухина «Страйкеры» под прицелом», «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра», № 5 2023 г.