ГАЗ-63 в Музейном комплексе УГМК (5 февраля 2023 г.)
Проектирование этого автомобиля началось в 1938 году. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году, серийное производство развернуто с 1948 года. Он стал массовым полноприводным грузовиком Советской Армии и народного хозяйства СССР в 1950—60-х годах. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66. Степень унификации с народнохозяйственной моделью ГАЗ-51 до 80 %.
Выпуск продолжался до 1968 года, всего было выпущено 474464 автомобиля. Новый автомобиль был очень скоро оценен по достоинству, а его создатели – награждены Государственной премией. Помимо ведущего конструктора машины, Петра Музюкина, ее получили еще пятеро специалистов Горьковского автозавода. Музюкин, в последующем занял пост главного конструктора Ульяновского автозавода.
Автомобиль имел рамную конструкцию, полный привод с отключаемым передним мостом (два карданных вала к ведущим мостам и промежуточный между коробкой передач и раздаточной коробкой), короткие свесы и односкатные колеса с регулируемым внутренним давлением.
На грузовике ГАЗ-63 установлен 4-х тактный 6-ти цилиндровый (рядный) карбюраторный двигатель. По виду топлива этот мотор бензиновый, жидкостного охлаждения.
Технические характеристики данного двигателя:
Рабочий объем – 3,485 литра;
Максимальная мощность – 70 лошадиных сил при 2800 об/мин;
Диаметр цилиндра и ход поршня – 82 и 110 мм соответственно;
Степень сжатия – 6,2;
Порядок работы цилиндров – 1–5–3–6–2–4;
Максимальный крутящий момент – 20,5 кгс-м, при 1500-1700 об/мин;
Карбюратор – модели К-22Г.
Изначально на двигателях применялся карбюратор К-49А, а в первой половине 1950-х годов он был заменен прибором К-22ГГ.
Стартер – СТ-08. ГАЗ-63 за все время их производства имели штатный пусковой электродвигатель типа СТ-08, с механическим непосредственным включением от ножной педали. В отличие от ГАЗ-51, где в 60-х годах появились стартеры семейства СТ-230, имеющие дистанционное электромагнитное включение тяговым реле от кнопки или ключа зажигания.
Генератор – Г-108, Реле-регулятор — РР-24. Генераторы Г-108, и реле-регуляторы РР-24 – это аппараты, рассчитанные на электрооборудование с полярностью «минус на массу». А такой стандарт был введен в СССР только 1 мая 1960 года. До этого на грузовиках ГАЗ применялось оборудование с полярностью «плюс на массу». И машины комплектовались генераторной установкой Г-12 – РР-12.
Аккумуляторная батарея – 6СТ-68,
Свечи зажигания – М12У.
До середины 60-х годов машины ГАЗ-63 комплектовались двумя последовательно включаемыми аккумуляторными батареями 3СТ-70, а не одной батареей 6СТ-68.
Топливо – бензин А-66. Контрольный расход, при средней скорости 40 км/ч, – 25 литров на 100 км. К основному девяностолитровому баку был добавлен 105-литровый бак, что позволило довести объем горючего до показателя 780 километров езды при полной нагрузке.
По грунтовым дорогам ГАЗ-63 двигался со средней скоростью 30-40 км/ч; по дорогам с твердым покрытием – 60 км/ч. (Максимальная скорость, рекомендованная производителем, составляла 65 км/ч).
Автомобильные шины размером 280—457 мм позволяли при движении по снежной целине или заболоченной местности кратковременно снижать давление до 0,7 кг/см2. При этом скорость движения автомобиля не должна была превышать 10 км/ч. Ресурс шин при такой езде не превышал 150 км (при эксплуатации с нормальным давлением 2,8 кг/см2 гарантийный пробег шин составляет 10 тыс. км). Компрессор отсутствовал. Для подкачки шин в полевых условиях применялось устройство, вворачиваемое в двигатель вместо одной из свечей зажигания. Двигатель запускался и работал на пяти цилиндрах, поршень одного из цилиндров накачивал воздух в шины.
Под капотом на правой стороне двигателя монтировался котел предпускового подогрева. В зимнее время необходимо было вывернуть руль влево, в крыле правого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера. При подогреве «сухого» двигателя в котел заливалось 5 литров воды, затем следовал подогрев образующимся паром. Затем — запуск двигателя и долив воды в радиатор.
Расположенный в кабине отопитель подавал при помощи электрического вентилятора теплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира теплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник. Зимой в кабине стоящего автомобиля было холодно.
Боковые панели облицовки капота были съемные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя. Поднимающиеся вперед-вверх рамки ветрового стекла делали поездку нежаркой («с ветерком» и с соответствующим количеством дорожной пыли). Двери не имели поворотных форточек, но оснащались опускающимися стеклами. Для очистки ветрового стекла имелся единственный дворник с приводом от вакуумного механизма. Привод работал от разряжения во впускном коллекторе двигателя, поэтому интенсивность очистки зависела от оборотов мотора.
Кузов представлял собой деревянную платформу с высокими бортами и с открывающимся задним бортом.
Технические характеристики:
Длина – 5,525 м.
Ширина – 2,200 м.
Высота – 2,245 м.
Дорожный просвет – 270 мм.
Грузоподъемность – 2 тонны.
Вес буксируемого прицепного устройства – 2 тонны.
Снаряженный вес – 3,280 тонны.
Полная предельная масса в груженом состоянии – 5,590 тонн.
Нагрузки на оси в снаряженном состоянии (в полностью нагруженном состоянии) – на переднюю ось: 1,940 (2,270) т.; на заднюю ось: 1,560 (3,370) т.
Размер шин, с протектором-грунтозацепом «елка» – 10,00–18.
Радиус поворота – по оси следа внешнего переднего колеса – 8,7 метров; наружный габаритный – 9,7 метров.
Модификации ГАЗ-63:
ГАЗ-63А — модификация ГАЗ-63 с лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс и приводом через коробку отбора мощности. Снаряженная масса 3,52 т против 3,28 т у ГАЗ-63. Серийный выпуск в 1948—1968 гг.
ГАЗ-63Д — седельный тягач для работы с самосвальными полуприцепами.
ГАЗ-63Е — шасси для автобусов.
ГАЗ-63Э — модификация ГАЗ-63 с экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-63АЭ — модификация ГАЗ-63А с лебедкой и экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-63У — модификация ГАЗ-63 в экспортном варианте.
ГАЗ-63АУ — модификация ГАЗ-63А (с лебедкой) в экспортном варианте.
ГАЗ-63ЭУ — модификация ГАЗ-63Э (с экранированным электрооборудованием) в экспортном варианте.
ГАЗ-63Ю — модификация ГАЗ-63 в экспортном тропическом варианте
ГАЗ-63ЭЮ — модификация ГАЗ-63 в экспортном тропическом варианте и экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-33 — полноприводный трехосный (6???6) грузовик грузоподъёмностью 2,5—3,0 т на базе ГАЗ-63. Опытный образец был построен в 1946 году, в серию не пошел из-за недостаточной мощности двигателя ГАЗ-51, но компоновка ведущих мостов ГАЗ-33 была использована для грузовика ЗИС-151.
ГАЗ-63П — полноприводный седельный тягач с двухскатной ошиновкой заднего моста (существовала и модификация с односкатной ошиновкой), серийное производство 1958—1968 гг.
БТР-40 (ГАЗ-40) — бронетранспортер на 8 десантников плюс 2 члена экипажа. Создан на агрегатах ГАЗ-63 в 1947 году. Двигатель форсирован до 80 л.с. Серийный выпуск в 1950—1960 гг. Дальнейшим развитием БТР-40 стала плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1, также с созданная с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-63 и серийно выпускавшаяся в 1959—1966.
На шасси ГАЗ-63 выпускались специальные автомобили:
АЦП-20(63)-19 (ПМГ-19) — пожарная автоцистерна. Выпускалась на Варгашинском заводе противопожарного оборудования.
АЦУ-20(63)-60 (ПМГ-60) — упрощенная пожарная автоцистерна. Выпускалась на Варгашинском заводе противопожарного оборудования.
АР-1,6(63) — пожарный рукавный автомобиль. Выпускался на Московском заводе пожарных машин.
АС-3 — санитарный автомобиль для перевозки 7 носилок и 2 сидячих больных или четырёх лежачих и 6 сидячих или 14 только сидячих больных. Выпускался на 101-м авторемонтном заводе.
АСОП-5(63)-97 (АСО-97) — пожарный автомобиль связи и освещения. Выпускался на Варгашинском заводе противопожарного оборудования.
АТЗ-2,2(63) — цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов.
АШ-3 — штабной автомобиль. Выпускался на 101-м авторемонтном заводе.
АШ-4 — штабной автомобиль с кузовом автобусного. Выпускался на 101-м авторемонтном заводе.
АШ — штабной пожарный автомобиль. Выпускался в двух вариантах - Московским и Ленинградским отрядами технической службы Пожарной охраны.
БМ-14-17 (8У36) — боевая машина реактивной артиллерии.
ВЦПТ-1,5 — цистерна для перевозки молока.
КАвЗ-651АП — автоперевязочная. Выпускалась на Курганском автобусном заводе.
МЗ-3904 — маслозаправщик. Разработан ГОСНИТИ. Выпускался на Квасиловском машиностроительном заводе.
РС-363 — шнекороторный снегоочиститель. Выпускался на Мценском заводе коммунального машиностроения.
ПАЗ-654 — штабной автобус. Разработан на Павловском автобусном заводе. Выпущена небольшая серия.
ПАЗ-659 — автомагазин. Выпускался на Павловском автобусном заводе, затем на Курганском автобусном заводе.
ПАЗ-663 — автобус для монтажа специального оборудования, например геофизической лаборатории. Выпускался на Павловском автобусном заводе, затем на Курганском автобусном заводе.
ТЗ-63 — топливозаправщик.
В мюзикле Старые песни о главном (1996 г.) Леонид Агутин едет на ГАЗ-63 (с несколько удлиненным бортом), при этом вместе с Владимиром Пресняковым исполняет песню «Крепче за баранку держись шофер».
ГАЗ-63 суждено было стать первенцем и гордостью зарождающейся автомобильной промышленности Корейской Народно-Демократической Республики. Во время войны с американцами партия ГАЗ-63 была поставлена Советским Союзом в КНДР, а после военных действий СССР передал Северной Корее техническую документацию на эти грузовики и помог наладить их серийное производство. Корейский ГАЗ-63 выпускался под названием «Сынгри» («Победа»), на заводе с одноименным названием. Первым, под наименованием «Сынгри-58», начали выпускать копию 2,5-тонного ГАЗ-51А, с лебедкой. В 1961-м стартовало производство полноприводного грузовика «Сынгри-61», идентичного базовой модификации ГАЗ-63.
Параллельно Советский Союз способствовал становлению и китайской автомобильной промышленности. Здесь производство ГАЗ-63 в 1958-м году было развернуто на двух заводах – в городах Нанкин и Чанчунь. Как и в Корее, сначала запустили производство аналога ГАЗ-51А, а затем – грузовика, идентичного ГАЗ-63. Эти автомобили, выпускавшиеся в Китае под маркой «Юэцзинь», стали родоначальниками обширного и многолетнего семейства грузовых автомашин – как карбюраторных, так, впоследствии, и дизельных; а также всевозможных спецмашин и автобусов, построенных на их шасси.
скачать dle 12.1
- 0