Лухт Эдуард Мартынович - основатель тюменского аэропорта
Эдуард Мартынович Лухт родился 10 августа 1893 года в с. Каракчора (Горловка) Григорьевской волости Перекопского уезда (Красногвардейского района) Таврической губернии (Крым).
Сын кузнеца. С 1904 года работал подручным в кузнице. Окончил Акчуринское 2-х классное министерское училище. В 1914—1917 годах — служил авиамотористом в Первой воздушной бригаде Балтийского флота.
В 1917 году принимал участие в штурме Зимнего дворца в Петрограде с 25 на 26 октября. Конвоировал царскую семью в Екатеринбург.
В 1918 году участвовал в «Ледовом походе» Балтийского флота — стратегической операции по перебазированию Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, проведенной с 17 февраля по 2 мая, в связи с начавшимся наступлением германских войск в Прибалтике. Эвакуировал имущество Первой воздушной авиабригады Балтийского флота в Ревеле.
С лета 1918 года — командир матросской пулеметной роты в гидроавиаотряде Волжской речной и Днепровской флотилиях. Воевал с казаками атамана А.И. Дутова на Волге, с белогвардейцами под Оренбургом, Орском и Актюбинском. Командующий Южной группой войск Восточного фронта М.В. Фрунзе, который лично был знаком с ним, отправил Лухта учиться в летное училище.
В 1919 году — окончил Школу Морской Авиации им. Л.Д. Троцкого в Петрограде с присвоением звания красный морской летчик. С мая 1920 года — комиссар, с августа 1920 года — командир звена Туркестанского (Аральского) гидроавиаотряда на Южном фронте. С 1921 года — в Одесском гидроавиаотряде, где учил авиатехнике Сергея Королева, будущего ракетного конструктора.
За бомбардировку врангелевцев в Крыму представлен к ордену Красного Знамени. Вместо ордена, Э.М. Лухт получил кожаный костюм.
В 1922 году — окончил Школу высшего пилотажа. В 1924 году — окончил Высшую военную школу красных морских летчиков имени Троцкого в Севастополе. В 1924 году — окончил курсы при Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского, поступил в Первую военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова — Качинскую авиашколу (КВВАУЛ). Учился в Качинской авиашколе и дружил вместе с будущими участниками спасения челюскинцев и первыми Героями СССР: В.C. Молоковым, М.В. Водопьяновым, С.А. Леваневским. В 1926 году — служил в 53-м гидроавиаотряде в Севастополе (бухта «Омега»). В 1926 году — направлен управлением ВВС РККА для подготовки к Первой северной воздушной экспедиции Осоавиахима СССР: Владивосток — устье реки Лены.
В 1927 году (21 июня — 27 августа) участвовал в Первой северной воздушной экспедиции Осоавиахима СССР (Владивосток-Тикси-Якутск-Иркутск) — 7,5 тыс. км по воздуху. Задача экспедиции — выяснение вопроса о возможности воздушной связи острова Врангеля с мысом Северным (мыс Отто Шмидта), изучение условий полетов над малодоступными областями Заполярья и на трассе от устья Лены до Иркутска.
В 1927 году — ЦИК Якутии наградил Э. М. Лухта грамотой и нагрудным знаком «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа», шкурами белого медведя и песца. В 1928 году назначен командиром 68-го отдельного речного гидроавиаотряда (ОРЕЧГАО) в/ч 69034 (Хабаровск-18) Дальневосточной военной флотилии, базировавшегося в Хабаровске. Летал с командующим ОДВА В.К. Блюхером и с командиром Амурской военной флотилии военмором Я. И. Озолиным. По его инициативе канонерскую лодку — бывший монитор «Вихрь» — переоборудовали в несамоходную плавбазу гидроавиации «Амур»: с палубы сняли надстройку, а на ее месте построили мастерскую-ангар.
В 1928 году был представлен к ордену Красного Знамени повторно — к 10-летию РККА. Комиссия представление отклонила на основании решения Реввоенсовета СССР «не награждать тех, у кого награда была ранее».
В октябре 1929 году участвовал в боях с белокитайцами на реке Сунгари. На морском самолете-разведчике МР-1, вместе с начштабом Д.И. Боровиковым на втором МР-1, потопили флагман китайской флотилии — канонерскую лодку «Цзянхэн». В 1929 году по представлению командующего флотилией, был награжден вторым орденом Красного Знамени.С 1929 года — командовал авиацией Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА). В 1930 году — окончил Курсы усовершенствования командного состава. С 1933 года — инспектор по авиации ОГПУ ДВК.
С 1935 по 1938 годы — начальник авиационного отделения Управления пограничной и внутренней охраны (Хабаровск), сформировал четыре дальневосточные авиачасти (Хабаровская, Владивостокская, Камчатская, Сахалинская). На Камчатке предложил использовать даровую энергию горячих природных источников для обогрева теплиц. В результате, в рационе авиаторов круглый год были свежие овощи.
В 1938 году — демобилизовался в звании полковника. С 1 октября 1938 года назначен командиром Обского отдельного отряда в Тюмени (аэропорт «Плеханово»). Основатель Плехановского, Сургутского и Березовского аэропортов.
29 мая 1940 года внезапно скончался в возрасте 46 лет. Похоронен на Текутьевском кладбище в Тюмени. Семья Лухта в 1950-е годы переехала в Москву. Долгое время могила была заброшенной. По свидетельству очевидцев, на могиле стоял деревянный обелиск и пропеллером красного цвета. Потом дерево истлело, исчез пропеллер, осталась только чугунная плита, заросшая травой, на которой с трудом можно было прочесть: «Лухт Эдуард Мартынович, 1893-1940, трижды орденоносец».
В 2004 году — в Тюменскую инспекцию по охране и использованию памятников истории и культуры поступило распоряжение из городской администрации — реконструировать надгробие на Текутьевском кладбище. К концу 2008 года работа над памятником была завершена. К 2022 году на памятнике осталась мемориальная табличка с текстом.