Создание советской группировки войск в Приморье в 30-е годы XX века

Опубликовал: zampolit, 16-03-2018, 09:41, Путешествие в историю, 652, 0
Создание советской группировки войск в Приморье в 30-е годы XX века

В августе 1931 года по поручению ЦК ВКП(б) на Дальнем Востоке работала комиссия под руководством наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова. Результаты ее работы легли в основу планов по развитию военной группировки в регионе.

В первой половине 1932 года в соответствии с планом усиления ОКДВА, утвержденным К.Е. Ворошиловым 17 января 1932 года, в Приморье из СибВО перебрасываются 21 сд в район Спасск-Дальний — Иман (ныне г. Дальнереченск) и 40 сд в пос. Раздольное с развертыванием обеих дивизий из территориальных в кадровые. На основе 9-й кавалерийской бригады формируется 8-я кавалерийская дивизия, из европейской части страны в Никольск-Уссурийский прибывают два отдельных танковых батальона (18-й и 32-й) на танках Т-26 и 9-й отдельный дивизион бронепоездов. Части 18-й авиагруппы перевооружаются на истребители И-5 и многоцелевые самолеты Р-5.

Приказом Реввоенсовета СССР от 18 февраля 1932 года были сформированы на правах неотдельных армий Приморская со штабом в г. Никольск-Уссурийский и Забайкальская (г. Чита) группы войск ОКДВА. Командующим Приморской группой войск был назначен В.К. Путна.

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 16 марта и приказу РВС СССР от 20 марта 1932 года с целью расширения продовольственной базы Дальнего Востока и пропаганды колхозного строительства началось формирование Особого колхозного корпуса ОКДВА в составе трех колхозных стрелковых дивизий и одной колхозной кавдивизии. Командиром корпуса был назначен М.К. Калмыков (в декабре 1930 — декабре 1931 г. командовал Приморским стрелковым корпусом, в январе—марте 1932 г. был на должности помощника командующего ОКДВА по материальному обеспечению).

В феврале 1932 года на Уссурийскую железную дорогу перебрасывается 1-я железнодорожная бригада Особого корпуса железнодорожных войск.

Создание Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) представляло весьма сложную задачу: в регионе имелся лишь один крупный порт — Владивостокский военный порт 2-го разряда с отделением в Хабаровске, судостроительные предприятия отсутствовали, а база судоремонта была ограниченной. Согласно Плану проведения особых оргмероприятий по сформированию МСДВ на 1932/33 гг. (утвержден К.Е. Ворошиловым 25 февраля 1932 г.) в мае 1932 года предполагалось развернуть бригаду заграждения и траления, а к концу года сформировать две бригады подводных лодок (брПЛ) — средних типа Щ (12 ПЛ) и малых типа М (30 ПЛ).

В 1933 году планировалось сформировать 10 стационарных батарей береговой обороны (башенную 305-мм, четыре 180-мм и пять 152-мм), отдельный дивизион (четыре 152-мм батареи на мехтяге), а в октябре — бригаду торпедных катеров (ТКА). В состав авиации МСДВ в 1932—1933 гг. должны были войти две тяжелые авиабригады в Хабаровске и Воздвиженке (бомбардировщики ТБ-3); тяжелая авиабригада лодочных самолетов, авиабригада дальних морских разведчиков, истребительная авиаэскадрилья во Владивостоке, отдельный гидроавиаотряд в Хабаровске, а также пять авиапарков. Кроме того, формировались военный порт 1-го разряда (Владивосток), служба наблюдения и связи, Управление безопасности кораблевождения Дальнего Востока.

К 1 апреля 1932 года был сформирован штаб МСДВ, в этом же месяце вступил в строй дивизион из 12 ТКА, переброшенных во Владивосток по железной дороге с Балтики. Полученные от гражданских организаций шесть буксиров, три траулера, три транспорта переоборудовались в тральщики и минные заградители. В начале года на трех ленинградских судостроительных заводах были заложены 12 ПЛ типа Щ (V серия), в июне—октябре отправленные секциями по железной дороге во Владивосток (8 ед.) и в Хабаровск (4 ед.) для достройки.
В Хабаровск передислоцируются отряд гидросамолётов-разведчиков (111-й особый отряд) и эскадрильи 19-й тяжелой авиабригады, а в июне на приморский аэродром Воздвиженка — 70-й авиаотряд (13 бомбардировщиков ТБ-1).

В начале 1932 года на старых позициях береговой артиллерии в районе Владивостока и на острове Русский начинается оборудование шести батарей калибра 120—152 мм и одной батареи из четырех 305-мм гаубиц, сюда же перебрасываются три железнодорожные артиллерийские батареи, сведенные в 5-й отдельный железнодорожный дивизион. В апреле 1932 года в состав береговой обороны МСДВ из ОКДВА передается сформированная в начале 1932 года 9-я артбригада, в которую включаются 5-й железнодорожный дивизион и все батареи береговой обороны.

На о. Русский и в район Владивостока передислоцируются 2-й стрелковый полк 1 сд и отдельный пулеметный батальон. Для усиления ПВО Владивостока из Пскова прибывает 12-й полк ПВО, включенный в состав МСДВ.

На 1 января 1933 года МСДВ включали 1-ю морскую бригаду (мбр) в составе трех минных заградителей и дивизиона тральщиков, 2 мбр (ПЛ типа Щ) в стадии формирования, отряд ТКА (12 ед.), 9-ю артбригаду, 12-й полк ПВО, Владивостокский район службы наблюдения и связи, Владвоенпорт 1-го разряда, 19-ю тяжелую авиабригаду и 111-й авиаотряд в Хабаровске, 70-ю авиаэскадрилью в Воздвиженке, — всего 53 самолета. Численность МСДВ на начало декабря 1932 года составляла 6807 человек.

Объективные трудности, возникшие в ходе наращивания военной группировки на Дальнем Востоке, привели к корректировке планов ее развития на 1933 год: в Приморской группе войск (Примгруппа) предполагалось завершение основных работ в укрепленных районах (УР), ввод в строй аэродромов, наращивание численности авиации и мотомехвойск. В МСДВ в течение года должны были вступить в строй два дивизиона ПЛ типа Щ с базированием в бухте Золотой Рог, бригада и база ТКА (бухта Большой Улисс), база ПЛ типа М (бухта Малый Улисс), завершиться формирование 26-й авиабригады.

Планы строительства Колхозного корпуса включали постройку складов и хранилищ для скота, урожая, техники, мастерских капитального и среднего ремонта, обеспечение всех гарнизонов коммунально-бытовыми постройками и электрическим освещением. Объем весеннего сева для корпуса был установлен в 100 тыс. га.

Согласно решению ЦК ВКП(б) в августе 1933 года на Дальнем Востоке началось формирование строительных частей из военнообязанных общей численностью до 30 тыс. человек. В ОКДВА было увеличено количество частей тылового ополчения: на 1 января 1934 года Примгруппа имела 8 отдельных батальонов и роту тылового ополчения (7892 человека). Вместе с тем выполнение работ по аэродромному и казарменно-складскому строительству в десяти гарнизонах ОКДВА (включая Владивосток, о. Русский, Барабаш, Шкотово, Иман в Приморье) в 1933 году возлагалось на командиров воинских частей, Реввоенсовет ОКДВА обеспечивал стройки материалами и техническими руководителями.

За год был выполнен основной объм строительных работ во всех УР, к концу 1933 года сформированы Гродековский и Барабашский укрепрайоны. Примгруппа, усиленная техническими и специальными частями, помимо стрелковых и кавалерийской дивизий к концу года имела 18-й и 32-й отдельные танковые батальоны, артполк РГК, 3-й понтонный (Иман), 32-й инженерный (ст. Океанская), 8-й автомобильный (Никольск-Уссурийский), 15-й химический (Раздольное), 7-й связи (Никольск-Уссурийский), инженерно-аэродромный (Воздвиженка) батальоны. 18-я авиагруппа была развернута в 209-ю авиабригаду, были введены в строй аэродромы Уссури (ныне г. Лесозаводск) и Барановский, на первом разместились новая 31-я истребительная авиаэскадрилья (истребители И-5) и 3-й отдельный авиафотоотряд, на втором — два авиаотряда.

В мае 1933 года береговая оборона Дальнего Востока упраздняется, а на ее основе создается Владивостокский УР. В районе залива Америка (бухта Находка) вводится в строй 152-мм батарея береговой обороны и начинается строительство еще двух батарей (152 и 180 мм). В конце года во Владивосток прибывает железнодорожная артбатарея (три установки ТМ-1-14 калибра 356 мм), для которой в 1933—1934 гг. оборудуются огневые позиции на побережье Уссурийского залива. 2-й стрелковый полк 1-й сд (о. Русский) передаётся в МСДВ.
К 1 апреля 1933 года на аэродром Воздвиженка из Хабаровска перебазируется 19-я тяжелая авиабригада (с апреля переименована в 28-ю), на смену ей в Хабаровск прибывает 23-я тяжелая авиабригада (с августа — 26-я), в ноябре подчиненная ОКДВА, а 8-я эскадрилья морских дальних разведчиков (ранее — 111-й авиаотряд) передислоцируется на Камчатку. Во Владивосток прибывают два морских разведывательных авиаотряда и авиаотряд волнового управления ТКА. К концу года авиация МСДВ имела 115 боевых самолетов, хотя план по ее развитию не был полностью реализован.

В начале декабря 1933 года в состав 2 мбр вошли 7 ПЛ типа Щ, кроме того, за 1932—1933 гг. МСДВ получили 120 ед. вспомогательного флота (шхуны, катера, баржи и т.д.). В конце ноября МСДВ (без учета строительных частей) насчитывали 9866 человек.

В декабре 1933 года Совет Труда и Обороны принял постановление об усилении ОКДВА в 1934 году, в соответствии с которым в первой половине года в Приморье (пос. Раздольное) из Приволжского ВО (ПриВО) перебрасывалась 34-я Саратовская сд, а 40 сд переводилась в район Посьет — Славянка — Барабаш. Для включения в 1 сд (вместо переданного МСДВ стрелкового полка) из Московского ВО перебрасывался отдельный стрелковый полк. Штатная численность всех сд в составе Примгруппы увеличивалась на 3000 человек каждая, во всех сд формировались танковые батальоны (рота танков Т-26, три роты танкеток Т-27 или танков Т-37). В первой половине 1934 года были сформированы Полтавский УР и 2-я механизированная бригада (г. Никольск-Уссурийск), в которую вошли два имевшихся батальона на танках Т-26, а также переброшенные из Киевского ВО управление бригады, батальон на танках БТ и спецчасти.

В июле Примгруппу войск возглавил комкор И.Д. Федько, ранее занимавший должности командующего войсками ПриВО (март 1932 — октябрь 1933 г.) и помощника командующего ОКДВА (октябрь 1933 — июль 1934 г.).

К концу 1934 года в Приморье дислоцировались пять сд, две колхозные стрелковые дивизии, кавдивизия, мехбригада, три УР, дивизион бронепоездов, отдельные части. Все сд и УР в составе Примгруппы содержались по штатам, близким к штатам военного времени. Гродековский УР включал пять отдельных пулеметных батальонов (опульбат) и артдивизион, Полтавский — четыре опульбата и артдивизион, Барабашский — два опульбата и четыре отдельных взвода капонирной артиллерии. Авиация состояла из 209-й авиабригады, двух отдельных истребительных эскадрилий и четырех авиаотрядов. В августе 1934 года части тылового ополчения Примгруппы были сведены в 3-ю бригаду тылополчения (10 батальонов, 9000 человек).

В МСДВ из переброшенных в конце 1933 — августе 1934 года с черноморских судостроительных заводов по железной дороге во Владивосток 27 ПЛ типа М формируется 4 мбр (бух. Малый Улисс). В течение года вводятся в строй три 180-мм и одна 305-мм башенная батареи, в марте во Владивостоке формируется 12-я железнодорожная артбригада, а в конце года в ее состав помимо уже имевшихся железнодорожных батарей входят две новые железнодорожные батареи по три 305-мм установки ТМ-1 -12 в каждой.

Весной началось формирование штабов укрепленных секторов, включая новые Владимиро-Ольгинский и Совгаваньский, а в конце года была проведена реорганизация береговой обороны: Приморский УР был расформирован, Барабашский укрепленный сектор стал Барабашским УР и перешел в подчинение ОКДВА, все укрепленные сектора МСДВ стали самостоятельными УР.

Согласно отчету штаба МСДВ до ноября 1934 года были введены в строй 13 береговых батарей (без учета железнодорожных), имевших 56 орудий, 7 ПЛ типа Щ и 26 ПЛ типа М (еще одна ПЛ типа М сдана в декабре), авиация получила пять эскадрилий и три авиаотряда (156 боевых самолетов). Сучанский УР пополнился 8-м отдельным стрелковым полком; Владимиро- Ольгинский УР двумя, а Совгаваньский одним горно-стрелковыми батальонами. Численность личного состава МСДВ, в начале года составлявшая 18300 человек, к ноябрю возросла до 38814 человек.

В декабре 1934 года 1 мбр (бухта Золотой Рог) насчитывала 15 надводных кораблей, 2 мбр (бухта Золотой Рог) — 16 ПЛ типа Щ, 4 мбр (бухта Малый Улисс) — 27 ПЛ типа М, 3 мбр (бухта Малый Улисс) — 30 ТКА (еще 12 катеров проходили испытания). ВВС МСДВ включали 13 эскадрилий, четыре авиаотряда, три авиазвена — 274 самолета. В четырех УР имелось 90 орудий береговой обороны (в том числе 32 калибра 180—356 мм), ПВО Владивостока обеспечивали 16 зенитных батарей (50 орудий).

В 1934 году в Приморье были переброшены 3, 4 и 7-я железнодорожные бригады Отдельного корпуса железнодорожных войск общей численностью более 27 тыс. человек (с 1 апреля управление корпуса размещалось во Владивостоке), 1-я дорожно-строительная бригада (около 15 тыс. человек).

Процесс усиления военной группировки в 1932—1934 гг. обозначил целый комплекс проблем, обусловленных ограниченностью местной промышленной базы, нехваткой трудовых ресурсов при масштабности задач и сжатости сроков для их выполнения. В сводке ОГПУ «О состоянии оборонительного строительства ОКДВА» в 1932 году отмечались несвоевременное и неполное обеспечение строек материалами и механизмами, неудовлетворительная организация работ, снабжения и коммунально-бытового обслуживания рабочих.

Как следствие, сроки ввода в строй важнейших объектов, формирования соединений и частей не выдерживались. Так, в частности, строительство баз ПЛ и ТКА в бухтах Малый Улисс и Большой Улисс в 1933—1935 гг. велось с отставанием от графика, в результате в этот период базы не обеспечивали нормальной эксплуатации ПЛ и ТКА.

Большинство аэродромов строились с грунтовыми летными полями, возведение ангаров, мастерских, систем водоснабжения и водоотведения задерживалось. На 20 августа 1932 года средняя общая готовность по строительству аэродромов Хабаровск, Воздвиженка и Бочкарево составляла 10,6 проц. от плана. В 1934 году на авиационное строительство МСДВ выделялось 25,6 млн рублей, работы должны были проводиться на 12 строительных участках, включавших 18 постоянных (16 в Приморье) и 17 оперативных (все в Приморье) аэродромах и гидродромах. Срок сдачи всех объектов определялся к 1 января 1935 года, а сроки прибытия и формирования новых авиачастей — к маю-июню. Однако строительные участки не были обеспечены рабочей силой, стройматериалами, транспортом, в результате к августу выполнение плана по основным аэродромам составляло лишь 20 проц., а строительство оперативных аэродромов не было начато.

С целью совершенствования системы управления военной группировкой на востоке страны 17 мая 1935 года из состава ОКДВА выделялась Забайкальская группа войск, развернутая в Забайкальский военный округ (командующий — комкор И.К. Грязнов). ОКДВА была преобразована в Дальневосточный военный округ (ДВВО), но по приказу наркома обороны СССР от июня 1935 года ДВВО был переименован в ОКДВА с сохранением за ней функций военного округа.

Проводится дальнейшее усиление авиации в Приморье: 209-я авиабригада переименовывается в 51-ю легкобомбардировочную с включением в ее состав новых бомбардировочной и штурмовой эскадрилий. К концу года авиация Примгруппы помимо 51-й авиабригады имеет две отдельные истребительные эскадрильи, разведывательную эскадрилью и четыре отдельных авиаотряда (более 300 самолетов), преимущественно Р-5 и И-5, или около 50 проц. численности самолетов ВВС ОКДВА (616 ед.). В 1935—1936 гг. начинается перевооружение истребительной авиации ОКДВА и Тихоокеанского флота (11 января 1935 г. МСДВ переименованы в Тихоокеанский флот) на новые самолеты И-15 и И-16.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2019 (25)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Апрель 2019 (127)
Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.