Создание советской группировки войск в Приморье в 30-е годы XX века
В августе 1931 года по поручению ЦК ВКП(б) на Дальнем Востоке работала комиссия под руководством наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова. Результаты ее работы легли в основу планов по развитию военной группировки в регионе.
В первой половине 1932 года в соответствии с планом усиления ОКДВА, утвержденным К.Е. Ворошиловым 17 января 1932 года, в Приморье из СибВО перебрасываются 21 сд в район Спасск-Дальний — Иман (ныне г. Дальнереченск) и 40 сд в пос. Раздольное с развертыванием обеих дивизий из территориальных в кадровые. На основе 9-й кавалерийской бригады формируется 8-я кавалерийская дивизия, из европейской части страны в Никольск-Уссурийский прибывают два отдельных танковых батальона (18-й и 32-й) на танках Т-26 и 9-й отдельный дивизион бронепоездов. Части 18-й авиагруппы перевооружаются на истребители И-5 и многоцелевые самолеты Р-5.
Приказом Реввоенсовета СССР от 18 февраля 1932 года были сформированы на правах не отдельных армий Приморская со штабом в г. Никольск-Уссурийский и Забайкальская (г. Чита) группы войск ОКДВА. Командующим Приморской группой войск был назначен В.К. Путна.
Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 16 марта и приказу РВС СССР от 20 марта 1932 года с целью расширения продовольственной базы Дальнего Востока и пропаганды колхозного строительства началось формирование Особого колхозного корпуса ОКДВА в составе трех колхозных стрелковых дивизий и одной колхозной кавдивизии. Командиром корпуса был назначен М.К. Калмыков (в декабре 1930 — декабре 1931 г. командовал Приморским стрелковым корпусом, в январе—марте 1932 г. был на должности помощника командующего ОКДВА по материальному обеспечению).
В феврале 1932 года на Уссурийскую железную дорогу перебрасывается 1-я железнодорожная бригада Особого корпуса железнодорожных войск.
Создание Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) представляло весьма сложную задачу: в регионе имелся лишь один крупный порт — Владивостокский военный порт 2-го разряда с отделением в Хабаровске, судостроительные предприятия отсутствовали, а база судоремонта была ограниченной. Согласно Плану проведения особых оргмероприятий по сформированию МСДВ на 1932/33 гг. (утвержден К.Е. Ворошиловым 25 февраля 1932 г.) в мае 1932 года предполагалось развернуть бригаду заграждения и траления, а к концу года сформировать две бригады подводных лодок (брПЛ) — средних типа Щ (12 ПЛ) и малых типа М (30 ПЛ).
В 1933 году планировалось сформировать 10 стационарных батарей береговой обороны (башенную 305-мм, четыре 180-мм и пять 152-мм), отдельный дивизион (четыре 152-мм батареи на мехтяге), а в октябре — бригаду торпедных катеров (ТКА). В состав авиации МСДВ в 1932—1933 гг. должны были войти две тяжелые авиабригады в Хабаровске и Воздвиженке (бомбардировщики ТБ-3); тяжелая авиабригада лодочных самолетов, авиабригада дальних морских разведчиков, истребительная авиаэскадрилья во Владивостоке, отдельный гидроавиаотряд в Хабаровске, а также пять авиапарков. Кроме того, формировались военный порт 1-го разряда (Владивосток), служба наблюдения и связи, Управление безопасности кораблевождения Дальнего Востока.
К 1 апреля 1932 года был сформирован штаб МСДВ, в этом же месяце вступил в строй дивизион из 12 ТКА, переброшенных во Владивосток по железной дороге с Балтики. Полученные от гражданских организаций шесть буксиров, три траулера, три транспорта переоборудовались в тральщики и минные заградители. В начале года на трех ленинградских судостроительных заводах были заложены 12 ПЛ типа Щ (V серия), в июне—октябре отправленные секциями по железной дороге во Владивосток (8 ед.) и в Хабаровск (4 ед.) для достройки.
В Хабаровск передислоцируются отряд гидросамолётов-разведчиков (111-й особый отряд) и эскадрильи 19-й тяжелой авиабригады, а в июне на приморский аэродром Воздвиженка — 70-й авиаотряд (13 бомбардировщиков ТБ-1).
На о. Русский и в район Владивостока передислоцируются 2-й стрелковый полк 1 сд и отдельный пулеметный батальон. Для усиления ПВО Владивостока из Пскова прибывает 12-й полк ПВО, включенный в состав МСДВ.
На 1 января 1933 года МСДВ включали 1-ю морскую бригаду (мбр) в составе трех минных заградителей и дивизиона тральщиков, 2 мбр (ПЛ типа Щ) в стадии формирования, отряд ТКА (12 ед.), 9-ю артбригаду, 12-й полк ПВО, Владивостокский район службы наблюдения и связи, Владвоенпорт 1-го разряда, 19-ю тяжелую авиабригаду и 111-й авиаотряд в Хабаровске, 70-ю авиаэскадрилью в Воздвиженке, — всего 53 самолета. Численность МСДВ на начало декабря 1932 года составляла 6807 человек.
Объективные трудности, возникшие в ходе наращивания военной группировки на Дальнем Востоке, привели к корректировке планов ее развития на 1933 год: в Приморской группе войск (Примгруппа) предполагалось завершение основных работ в укрепленных районах (УР), ввод в строй аэродромов, наращивание численности авиации и мотомехвойск. В МСДВ в течение года должны были вступить в строй два дивизиона ПЛ типа Щ с базированием в бухте Золотой Рог, бригада и база ТКА (бухта Большой Улисс), база ПЛ типа М (бухта Малый Улисс), завершиться формирование 26-й авиабригады.
Планы строительства Колхозного корпуса включали постройку складов и хранилищ для скота, урожая, техники, мастерских капитального и среднего ремонта, обеспечение всех гарнизонов коммунально-бытовыми постройками и электрическим освещением. Объем весеннего сева для корпуса был установлен в 100 тыс. га.
Согласно решению ЦК ВКП(б) в августе 1933 года на Дальнем Востоке началось формирование строительных частей из военнообязанных общей численностью до 30 тыс. человек. В ОКДВА было увеличено количество частей тылового ополчения: на 1 января 1934 года Примгруппа имела 8 отдельных батальонов и роту тылового ополчения (7892 человека). Вместе с тем выполнение работ по аэродромному и казарменно-складскому строительству в десяти гарнизонах ОКДВА (включая Владивосток, о. Русский, Барабаш, Шкотово, Иман в Приморье) в 1933 году возлагалось на командиров воинских частей, Реввоенсовет ОКДВА обеспечивал стройки материалами и техническими руководителями.
За год был выполнен основной объем строительных работ во всех УР, к концу 1933 года сформированы Гродековский и Барабашский укрепрайоны. Примгруппа, усиленная техническими и специальными частями, помимо стрелковых и кавалерийской дивизий к концу года имела 18-й и 32-й отдельные танковые батальоны, артполк РГК, 3-й понтонный (Иман), 32-й инженерный (ст. Океанская), 8-й автомобильный (Никольск-Уссурийский), 15-й химический (Раздольное), 7-й связи (Никольск-Уссурийский), инженерно-аэродромный (Воздвиженка) батальоны. 18-я авиагруппа была развернута в 209-ю авиабригаду, были введены в строй аэродромы Уссури (ныне г. Лесозаводск) и Барановский, на первом разместились новая 31-я истребительная авиаэскадрилья (истребители И-5) и 3-й отдельный авиафотоотряд, на втором — два авиаотряда.
В мае 1933 года береговая оборона Дальнего Востока упраздняется, а на ее основе создается Владивостокский УР. В районе залива Америка (бухта Находка) вводится в строй 152-мм батарея береговой обороны и начинается строительство еще двух батарей (152 и 180 мм). В конце года во Владивосток прибывает железнодорожная артбатарея (три установки ТМ-1-14 калибра 356 мм), для которой в 1933—1934 гг. оборудуются огневые позиции на побережье Уссурийского залива. 2-й стрелковый полк 1-й сд (о. Русский) передаётся в МСДВ.
К 1 апреля 1933 года на аэродром Воздвиженка из Хабаровска перебазируется 19-я тяжелая авиабригада (с апреля переименована в 28-ю), на смену ей в Хабаровск прибывает 23-я тяжелая авиабригада (с августа — 26-я), в ноябре подчиненная ОКДВА, а 8-я эскадрилья морских дальних разведчиков (ранее — 111-й авиаотряд) передислоцируется на Камчатку. Во Владивосток прибывают два морских разведывательных авиаотряда и авиаотряд волнового управления ТКА. К концу года авиация МСДВ имела 115 боевых самолетов, хотя план по ее развитию не был полностью реализован.
В декабре 1933 года Совет Труда и Обороны принял постановление об усилении ОКДВА в 1934 году, в соответствии с которым в первой половине года в Приморье (пос. Раздольное) из Приволжского ВО (ПриВО) перебрасывалась 34-я Саратовская сд, а 40 сд переводилась в район Посьет — Славянка — Барабаш. Для включения в 1 сд (вместо переданного МСДВ стрелкового полка) из Московского ВО перебрасывался отдельный стрелковый полк. Штатная численность всех сд в составе Примгруппы увеличивалась на 3000 человек каждая, во всех сд формировались танковые батальоны (рота танков Т-26, три роты танкеток Т-27 или танков Т-37). В первой половине 1934 года были сформированы Полтавский УР и 2-я механизированная бригада (г. Никольск-Уссурийск), в которую вошли два имевшихся батальона на танках Т-26, а также переброшенные из Киевского ВО управление бригады, батальон на танках БТ и спецчасти.
В июле Примгруппу войск возглавил комкор И.Д. Федько, ранее занимавший должности командующего войсками ПриВО (март 1932 — октябрь 1933 г.) и помощника командующего ОКДВА (октябрь 1933 — июль 1934 г.).
К концу 1934 года в Приморье дислоцировались пять сд, две колхозные стрелковые дивизии, кавдивизия, мехбригада, три УР, дивизион бронепоездов, отдельные части. Все сд и УР в составе Примгруппы содержались по штатам, близким к штатам военного времени. Гродековский УР включал пять отдельных пулеметных батальонов (опульбат) и артдивизион, Полтавский — четыре опульбата и артдивизион, Барабашский — два опульбата и четыре отдельных взвода капонирной артиллерии. Авиация состояла из 209-й авиабригады, двух отдельных истребительных эскадрилий и четырех авиаотрядов. В августе 1934 года части тылового ополчения Примгруппы были сведены в 3-ю бригаду тылополчения (10 батальонов, 9000 человек).
В МСДВ из переброшенных в конце 1933 — августе 1934 года с черноморских судостроительных заводов по железной дороге во Владивосток 27 ПЛ типа М формируется 4 мбр (бух. Малый Улисс). В течение года вводятся в строй три 180-мм и одна 305-мм башенная батареи, в марте во Владивостоке формируется 12-я железнодорожная артбригада, а в конце года в ее состав помимо уже имевшихся железнодорожных батарей входят две новые железнодорожные батареи по три 305-мм установки ТМ-1 -12 в каждой.
Весной началось формирование штабов укрепленных секторов, включая новые Владимиро-Ольгинский и Совгаваньский, а в конце года была проведена реорганизация береговой обороны: Приморский УР был расформирован, Барабашский укрепленный сектор стал Барабашским УР и перешел в подчинение ОКДВА, все укрепленные сектора МСДВ стали самостоятельными УР.
Согласно отчету штаба МСДВ до ноября 1934 года были введены в строй 13 береговых батарей (без учета железнодорожных), имевших 56 орудий, 7 ПЛ типа Щ и 26 ПЛ типа М (еще одна ПЛ типа М сдана в декабре), авиация получила пять эскадрилий и три авиаотряда (156 боевых самолетов). Сучанский УР пополнился 8-м отдельным стрелковым полком; Владимиро- Ольгинский УР двумя, а Совгаваньский одним горно-стрелковыми батальонами. Численность личного состава МСДВ, в начале года составлявшая 18300 человек, к ноябрю возросла до 38814 человек.
В декабре 1934 года 1 мбр (бухта Золотой Рог) насчитывала 15 надводных кораблей, 2 мбр (бухта Золотой Рог) — 16 ПЛ типа Щ, 4 мбр (бухта Малый Улисс) — 27 ПЛ типа М, 3 мбр (бухта Малый Улисс) — 30 ТКА (еще 12 катеров проходили испытания). ВВС МСДВ включали 13 эскадрилий, четыре авиаотряда, три авиазвена — 274 самолета. В четырех УР имелось 90 орудий береговой обороны (в том числе 32 калибра 180—356 мм), ПВО Владивостока обеспечивали 16 зенитных батарей (50 орудий).
В 1934 году в Приморье были переброшены 3, 4 и 7-я железнодорожные бригады Отдельного корпуса железнодорожных войск общей численностью более 27 тыс. человек (с 1 апреля управление корпуса размещалось во Владивостоке), 1-я дорожно-строительная бригада (около 15 тыс. человек).
Процесс усиления военной группировки в 1932—1934 гг. обозначил целый комплекс проблем, обусловленных ограниченностью местной промышленной базы, нехваткой трудовых ресурсов при масштабности задач и сжатости сроков для их выполнения. В сводке ОГПУ «О состоянии оборонительного строительства ОКДВА» в 1932 году отмечались несвоевременное и неполное обеспечение строек материалами и механизмами, неудовлетворительная организация работ, снабжения и коммунально-бытового обслуживания рабочих.
Как следствие, сроки ввода в строй важнейших объектов, формирования соединений и частей не выдерживались. Так, в частности, строительство баз ПЛ и ТКА в бухтах Малый Улисс и Большой Улисс в 1933—1935 гг. велось с отставанием от графика, в результате в этот период базы не обеспечивали нормальной эксплуатации ПЛ и ТКА.
Большинство аэродромов строились с грунтовыми летными полями, возведение ангаров, мастерских, систем водоснабжения и водоотведения задерживалось. На 20 августа 1932 года средняя общая готовность по строительству аэродромов Хабаровск, Воздвиженка и Бочкарево составляла 10,6 проц. от плана. В 1934 году на авиационное строительство МСДВ выделялось 25,6 млн рублей, работы должны были проводиться на 12 строительных участках, включавших 18 постоянных (16 в Приморье) и 17 оперативных (все в Приморье) аэродромах и гидродромах. Срок сдачи всех объектов определялся к 1 января 1935 года, а сроки прибытия и формирования новых авиачастей — к маю-июню. Однако строительные участки не были обеспечены рабочей силой, стройматериалами, транспортом, в результате к августу выполнение плана по основным аэродромам составляло лишь 20 проц., а строительство оперативных аэродромов не было начато.
С целью совершенствования системы управления военной группировкой на востоке страны 17 мая 1935 года из состава ОКДВА выделялась Забайкальская группа войск, развернутая в Забайкальский военный округ (командующий — комкор И.К. Грязнов). ОКДВА была преобразована в Дальневосточный военный округ (ДВВО), но по приказу наркома обороны СССР от июня 1935 года ДВВО был переименован в ОКДВА с сохранением за ней функций военного округа.
Проводится дальнейшее усиление авиации в Приморье: 209-я авиабригада переименовывается в 51-ю легкобомбардировочную с включением в ее состав новых бомбардировочной и штурмовой эскадрилий. К концу года авиация Примгруппы помимо 51-й авиабригады имеет две отдельные истребительные эскадрильи, разведывательную эскадрилью и четыре отдельных авиаотряда (более 300 самолетов), преимущественно Р-5 и И-5, или около 50 проц. численности самолетов ВВС ОКДВА (616 ед.). В 1935—1936 гг. начинается перевооружение истребительной авиации ОКДВА и Тихоокеанского флота (11 января 1935 г. МСДВ переименованы в Тихоокеанский флот) на новые самолеты И-15 и И-16.
После реорганизации военной группировки на востоке страны роль Примгруппы в ОКДВА существенно возросла: в ее составе имелись 7 из 10 сд ОКДВА, единственные в ОКДВА механизированная бригада и кавалерийская дивизия. Такое соотношение сохранялось и в 1937—1938 гг.: в Приморье были сосредоточены две трети стрелковых дивизий, половина авиации, все механизированные и кавалерийские соединения, более 60 проц. личного состава ОКДВА.
На Тихоокеанском флоте (ТОФ) в апреле 1935 года из 10 ПЛ типа Щ, прибывших во второй половине 1934 года секциями по железной дороге во Владивосток для достройки, начала формироваться 5 мбр в бухте Находка. В течение года ТОФ получил два сторожевых корабля (СКР) проекта 29 и 11 единиц вспомогательного флота, а также 66 ТКА, что позволило включить по отряду ТКА из 12 единиц в состав всех УР ТОФ. К концу года флот имел 28 ПЛ типа М и 23 типа Щ, 106 ТКА. Авиация ТОФ включала 28-ю тяжелую авиабригаду, три отдельные истребительные, три легкобомбардировочные и две разведывательные авиаэскадрильи, четыре отдельных авиаотряда и четыре авиазвена (всего 466 самолётов).
В апреле 1936 года Колхозный корпус, сократив сельскохозяйственную деятельность, переформировывается в 20-й стрелковый корпус с управлением в г. Благовещенске, а 1-я и 2-я дивизии корпуса, дислоцированные в Приморье, — в 59 и 66 сд соответственно с выводом из состава корпуса.
В первой половине года в Приморье формировались три стрелковых корпуса: 26-й (59 и 22 сд) с управлением в пос. Гродеково, 39-й (40-я и вновь сформированная 92 сд) с управлением в пос. Барабаш, 43-й (21, 26 и 32 сд) с управлением в г. Ворошилов-Уссурийский. В 1936—1937 гг. в каждом корпусе были сформированы корпусной артполк, батальоны автомобильный, саперный, связи, авиаотряд. Две сд — 66-я и 1-я Тихоокеанская (переименована в 39 сд) — остались в непосредственном подчинении Примгруппы.
Весной—осенью 1936 года в Барабашском УР была сформирована 92 сд, а в Полтавском УР — 105 сд. Штатная численность 40, 26 и 32-й дивизий была доведена до 13 тыс. человек, 21, 39, 59 и 66-й — до 10 тыс. человек. Танковые батальоны дивизий были переведены на новые штаты (42 танка Т-26), разведывательные дивизионы развернуты в отдельные разведывательные батальоны, во всех сд сформированы авиазвенья связи.
В Примгруппе также формировались новая 31-я кавалерийская дивизия в районе г. Иман (Лазо, Себучары) и 23-я мехбригада в районе Манзовка (ныне Сибирцево). В начале года в Черниговке был размещен 5-й авиадесантный полк.
ВВС усиливаются 48-й легкоштурмовой авиабригадой на самолётах Р-5 и Р-5Ш (Кремово — Хорольское), в районе реки Даубихе (ныне р. Арсеньевка) начинается развертывание 20-й тяжелой авиабригады ВВС ТОФ на бомбардировщиках ТБ-3 и 78-й скоростной бомбардировочной авиабригады ВВС ОКДВА на новых бомбардировщиках СБ.
Соединения и части сухопутных войск в Приморье в первой половине 1938 года
За год ТОФ пополнился тринадцатью новыми ПЛ (три типа Л, 10 типа Щ), двумя эсминцами («Сталин» и «Войков»), совершившими переход Северным морским путем с Балтики на Дальний Восток, двумя СКР проекта 29. В августе была сформирована 6 мбр ТОФ (ПЛ типа Л), количество ПЛ выросло до 64 ед. В 1936 году Владивостокский УР пополнился 11-м отдельным стрелковым полком, была начата постройка новых береговых батарей в Шкотовском УР.
Приказом наркома обороны от 22 февраля 1937 года для выполнения особых задач на Дальнем Востоке авиационные соединения и части ОКДВА были объединены во 2-ю армию особого назначения (АОН-2) с подчинением командованию ОКДВА и дислокацией в Хабаровске (командующий АОН-2 — комкор Ф.В. Ингаунис). Завершилось формирование 20-й (в конце 1936 г. передана из состава ТОФ в ОКДВА) и 78-й авиабригад, была сформирована 69-я истребительная авиабригада ОКДВА, в состав которой вошли 7-я (Камень- Рыболов) и 20-я (Спасск-Дальний), а также переброшенные из Московского ВО 116-я (Покровка) и 117-я (Жариково) истребительные авиаэскадрильи. В Гродековский УР из центральной части страны была передислоцирована 22 сд.
В июне Примгруппу возглавил командарм 2 ранга М.К. Левандовский, ранее командовавший Закавказским ВО (в мае обязанности командующего исполнял начальник штаба Примгруппы комдив АФ. Балакирев, арестованный 11 июня 1937 г.), а ТОФ вместо назначенного 15 августа начальником Морских сил РККА М.В. Викторова возглавил флагман 1 ранга Г.П. Киреев, ранее занимавший должность помощника командующего ТОФ.
В составе ТОФ для прикрытия главной базы во Владивостоке была сформирована бригада ПВО в составе зенитных дивизионов (17 зенитных батарей), батальонов прожекторного и ВНОС. В 1937 году в состав Сучанского и Шкотовского УР вошли 13-й отдельный Краснознаменный и 14-й отдельный горнострелковые полки соответственно. Численность ТОФ достигла 83 тыс. человек, из которых 30 тыс. (29 проц.) — в строительных частях.
Наращивание численности военной группировки в 1935—1937 гг. проходило в условиях крайне медленного решения выше упоминавшихся тыловых проблем. Тяжелая обстановка сложилась с хранением боевых самолетов. В докладе на Военном совете при наркоме обороны в октябре 1936 года начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис отмечал, что в «ОКДВА и ЗабВО... не строят ангарные площади и держат самолеты под открытым небом». В 1935 году лишь около 20 проц. самолетов ВВС Примгруппы хранились в ангарах, в результате к сентябрю до 75 проц. самолетов были небоеспособны. Схожая ситуация сложилась и в авиации ТОФ, где в 1935 году фактически вышли из строя все самолеты 60-го отдельного авиаотряда, в 1936-м такая же участь постигла 53-й отдельный авиаотряд. А из-за срыва планов по строительству аэродромов авиация ТОФ не получила в 1936 году шесть новых эскадрилий. В середине 1938 года не имели ангаров 45,7 проц. самолётов ОКДВА, почти 70 проц. сухопутных самолётов и около 80 проц. гидросамолетов ВВС ТОФ.
К разряду существенных проблем относились невозможность использования авиации в период интенсивных осадков из-за переувлажнения почвы на грунтовых аэродромах, нехватка оперативных аэродромов и дефицит средств механизации.
Кроме того, медленно решались проблемы с базированием кораблей ТОФ: в отчете по результатам проверки этого флота в 1936 году отмечалось, что незавершенность постройки баз, низкое качество строительных работ и неудовлетворительное состояние судоремонта негативно сказывались на боеспособности бригад ПЛ и ТКА. К 1 января 1937 года 5-я мбр (бухта Находка) не имела основных элементов инфраструктуры, обеспечивавших нормальное базирование и установленную боевую готовность, в середине 1937 года маневренная база в заливе Владимир ограниченно обеспечивала базирование лишь одного дивизиона ТКА.
Результаты проверок УР ТОФ в 1936 году показали, что большинство батарей береговой обороны не были должным образом защищены от химического нападения и воздушных ударов: на пяти проверенных батареях Владивостокского и Сучанского УР отмечалась коррозийность в накатниках орудий, все батареи Владимиро-Ольгинского УР не имели оборудования командных пунктов, приборов управления огнем, механизированной подачи снарядов, почти на всех орудиях отмечались течь компрессоров и коррозия в каналах стволов.
В докладе о состоянии артиллерии ОКДВА в 1937 году говорилось, что боеприпасами армия не обеспечена, особенно для новых систем, почти вся имеющаяся матчасть и 90 проц. боеприпасов хранились под открытым небом.
По-прежнему острыми были проблемы жилищного и казарменного строительства, санитарно-гигиенического обслуживания: в декабре 1935 года на заседании Военного совета при наркоме обороны помощник командующего ОКДВА по материальному обеспечению дивинтендат Г.А. Дзыза отмечал: «Объем работы, выполняемой нами на сегодняшний день, не дает даже элементарных условий для нормального расквартирования, жизни и быта войсковых частей...».
Крайне негативно на состоянии боеспособности Примгруппы и ТОФ сказались политические репрессии и вызванные ими кадровые перемещения. Только в 1937 году из числа лиц командно-начальствующего состава в ОКДВА по различным мотивам были уволены 3202 человека (из них арестованы 508), а на ТОФ (по неполным данным) уволены более 700.
В январе 1938 года ТОФ возглавил флагман 2 ранга И.Г. Кузнецов, а в феврале вместо арестованного М.К. Левандовского командующим Примгруппой назначен М.К. Подлас, ранее занимавший должность заместителя командующего. К 1938 году в составе Приморской группы войск имелись 10 из 14 сд и 5 из 12 авиабригад ОКДВА.
Авиация ОКДВА в Приморье в это время включала 20-ю тяжелую, 48-ю легкоштурмовую и 69-ю истребительную авиабригады, 51-ю и 78-ю скоростные бомбардировочные авиабригады, 137-ю авиабригаду (без авиачастей), отдельные тяжелобомбардировочную, армейскую разведывательную и истребительную эскадрильи, несколько отдельных авиаотрядов и авиазвеньев. ВВС ТОФ состояли из 29-й тяжелой (Воздвиженка), 125-й минно-торпедной (Романовка — Новонежино), 42-й истребительной (Владивосток) авиабригад, ряда отдельных эскадрилий и отрядов. ВВС ОКДВА в Приморье имели 16 основных и 16 оперативных аэродромов, а авиация ТОФ — 12 основных, 6 оперативных аэродромов и 8 гидродромов, в приграничных районах были оборудованы около 20 посадочных площадок для рассредоточения авиации.
Береговая оборона ТОФ состояла из пяти укрепрайонов. Владивостокский УР включал 9-ю (13 береговых батарей) и 12-ю железнодорожную (пять железнодорожных батарей) артиллерийские бригады, два стрелковых полка, пулеметный и местный стрелковый батальоны, отдельную танковую роту. Сучанский УР имел четыре береговые батареи, железнодорожную батарею, отдельный зенитный и артиллерийский дивизионы, стрелковый и горнострелковый полки, пулеметный и танковый батальоны, отряд ТКА. Шкотовский УР включал четыре береговые батареи, зенитный дивизион, отряд ТКА, горнострелковый полк, пулеметный батальон, артдивизион и танковую роту, Владимиро-Ольгинский — три береговые батареи, два горнострелковых батальона, отряд ТКА, зенитный дивизион. Район Владивостока прикрывался 2-й бригадой ПВО ТОФ.
С мая 1938 года проводились дополнительные мероприятия по совершенствованию оргструктуры военной группировки на Дальнем Востоке. В мае—июне расформированы все авиабригады ВВС ОКДВА и ТОФ, на базе эскадрилий сформированы авиационные полки, объединявшиеся в новые авиабригады. В Приморье части тяжелой авиации вошли в 5-ю авиабригаду особого назначения ОКДВА в составе 10-го и 14-го тяжелых бомбардировочных авиаполков, сформированных на базе 28-й и 20-й тяжелых авиабригад соответственно, а также двух истребительных эскадрилий. Были сформированы 12-я (Чернышевка — Варфоломеевка) и 25-я (Спасск-Дальний) скоростные бомбардировочные авиабригады. 53-я авиабригада (Хорольское — Кремово — Жариково) включала два штурмовых и два истребительных авиаполка, 61-я истребительная авиабригада (Уссури) — 48-й истребительный авиаполк, кроме того, в состав авиации в Приморье входили 72-я авиабригада, четыре отдельные авиаэскадрильи, два отдельных авиаотряда. В ВВС ТОФ, численность боевых самолетов в которых после реорганизации уменьшилась с 606 до 493, были сформированы 7-я истребительная авиабригада (три истребительных авиаполка), 29-я авиабригада (минно-торпедный и скоростной бомбардировочный полки) и 115-й отдельный разведывательный авиаполк.
В Приморье должны были строиться новые Иманский, Шуфанский и Посьетский УР, проводиться усиление Барабашского УР. Все сд переводились на единую организацию численностью 13 тыс. человек, в них началось формирование вторых артполков. Из состава ТОФ в ОКДВА передавался ряд сухопутных частей, формировался 59-й стрелковый корпус, 2-я и 23-я мехбригады реорганизовывались в три танковые бригады — две на танках Т-26 и одну на БТ.
Приказом наркома обороны от 28 июня 1938 года ОКДВА с 1 июля 1938 года была развернута в Краснознаменный Дальневосточный фронт (с 23 июля 1938 г. — Дальневосточный Краснознаменный фронт). Войска фронта объединялись в две армии — 1-ю (бывшая Примгруппа) и 2-ю, а также Хабаровскую группу войск.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что главная задача — обеспечение обороноспособности Приморья — была решена уже к середине 1930-х годов: существенно возросшая численность войск, особенно механизированных, артиллерии, авиации, легких сил флота, создание системы сухопутной и береговой обороны позволили обеспечить необходимый баланс сил в заочном военно-политическом противостоянии с Японией. Фактически Приморская группа войск по количеству соединений и частей, вооружения и техники, решавшимся задачам соответствовала военным округам, превосходя некоторые из них.
Несмотря на имевшиеся проблемы, к началу 1938 года военная группировка Дальнего Востока представляла собой внушительную и боеспособную силу, что и было продемонстрировано в ходе вооруженных конфликтов на озере Хасан и у реки Халхин-Гол.
Источник: К.Ю. Колесниченко. «Развитие военной группировки в Приморье». Военно-исторический журнал № 4 – 2016.