Топ-100

Контрразведка в царской армии

Опубликовал: zampolit, 9-06-2022, 19:14, Путешествие в историю, 300, 0

До 1895 г. борьба с иностранным шпионажем в России велась жандармскими управлениями, а в районах крепостей — жандармскими командами, преимущественно путем внешнего наблюдения. Штабы военных округов хотя и были привлечены к борьбе со шпионажем, но необходимыми для этой цели средствами не обладали.

Однако и чины жандармского корпуса уделяли крайне незначительное внимание борьбе со шпионажем вследствие ограниченности личного состава и особенно по причине усилий жандармских управлений, направленных на борьбу с революционным и национально-освободительным движением в России.

В военном ведомстве разработка вопросов борьбы со шпионажем до 1905 года была сосредоточена в Военно-ученом комитете Главного штаба.?

В 1900 г. Военно-ученым комитетом Главного штаба была разработана записка об учреждении при Главном штабе и некоторых приграничных военных окружных штабах разведывательных отделений.

Предполагалось учредить военно-разведывательные отделения при штабах: Варшавского, Виленского, Киевского, Одесского военных округов, а также в Петербурге, Тифлисе и Гельсингфорсе. Причем Петербургское отделение должно было наблюдать преимущественно за деятельностью иностранных военных агентов, Тифлисское отделение—за местным населением и Гельсингфорское — за финскими войсковыми частями.

Военно-разведывательные отделения должны были обобщать и направлять действия чинов Министерства Внутренних Дел, ведущих самостоятельную работу, и все дела о военном шпионаже направлять для производства в органы МВД.

За границей тайная агентура, как исключение, находилась в ведении русских гласных военных агентов, которые не обладали для ее содержания специальными средствами, как правило контрразведка за рубежом велась чинами Министерства Внутренних Дел, тоже, чаще всего, от случая к случаю, при поездках последних за границу.

Деятельность штабов военных округов, в основном, сводилась к регистрации иностранцев и лиц, внушающих подозрение в шпионаже.

В мае 1903 г. делопроизводство по борьбе со шпионажем в Главном штабе перешло в ведение Военно-статистического (разведывательного) отделения, которое сносилось по всем вопросам, касающимся контрразведки, с возникшим перед русско-японской войной на Дальнем Востоке временным военным штабом наместника.

С началом военных действий на Дальнем Востоке, борьба со шпионажем противника на театре военных действий стала предметом заботы разведывательного отделения этого штаба. Одновременно и почти самостоятельно контрразведкой па Дальнем Востоке (кроме жандармских органов) занимались и разведывательные отделения штабов войсковых соединений, штаб Заамурского округа Пограничной стражи, военные агенты и консульства в Китае. Однако серьезной постановки дела и там не наблюдалось.

В связи с реорганизацией Главного штаба и выделением из его состава Главного управления Генерального штаба в 1905 году, к началу 1906 г. все основное делопроизводство по борьбе с иностранным шпионажем сосредоточилось в 5 (разведывательном) делопроизводстве ГУГШ.

В июне — августе 1906 г. в штабах военных округов стали формироваться (сначала нештатные) разведывательные отделения. К ним и перешло делопроизводство по борьбе со шпионажем. Однако во внутренних округах еще в 1907 г. вопросами шпионажа ведали отчетные и строевые отделения. Во всех этих отделениях вопросы контрразведки являлись лишь попутной работой, связанной с вопросами тайной разведки.

Весьма важную роль, как мера борьбы со шпионажем, играло внешнее наблюдение. Начальники разведывательных отделений военно-окружных штабов считали внешнее наблюдение и «поимку» шпиона именно теми мерами, которые исчерпывали контрразведку полностью.

В январе 1907 г. начальник Генерального штаба дал указание, что существовавший до того временя надзор жандармской полиции за иностранцами, путешествующими по России в целях тайной разведки, не достигал каких-либо практических результатов, а поэтому необходимо возложить этот надзор на заведующих передвижением войск, с привлечением к нему чинов, служащих по передвижению войск. Однако, в течение двухлетнего периода и это мероприятие существенных результатов не дало.

В том же 1907 г. шефом пограничной стражи был возбужден вопрос об освобождении Корпуса пограничной стражи от разведки и контрразведки. В связи с этим была выработана и введена новая «Инструкция чинам пограничной стражи для работы по разведке в приграничных иностранных государствах». Эта инструкция в отношении контрразведки ограничивалась лишь указанием на содействие штабам военных округов по вербовке тайных агентов.

Тем не менее уже в то время, вследствие общей неудовлетворительной постановки дела, ощущалась острая необходимость согласования контрразведывательной работы, главным образом, в области руководства ею, между жандармскими органами и военно-окружными штабами. В 1908 г. ГУГШ созвало особое междуведомственное совещание, на котором был рассмотрен вопрос об «иностранном шпионстве» и выработан проект мероприятий по борьбе со шпионажем.

Совещание 25 марта 1909 г. пришло к следующим выводам «Ознакомившись с материалами, имеющимися по означенному вопросу, и с постановкой контрразведки (борьба с военным и морским шпионством), в России до настоящего времени — пришло к заключению, что

1. Широкая военная разведка иностранных государств в России, получившая весьма сильное развитие, давно ставит на очередь вопрос активной борьбы с лицами, занимающимися шпионством, т. е. выдвигает необходимость иметь особый контрразведочный орган.

2. До сих пор такого органа не было и его функции исполнялись отчасти чинами корпуса жандармов, отчасти ГУГШ и морским генеральным штабом, а равно и разведывательными отделениями штабов округов.

3. Полное отсутствие денежного отпуска на этот предмет, недостаток знаний и опыта у случайно стоящих и постоянно меняющихся руководителей контрразведкой, неимение каких-бы то ни было инструкций и правил, наконец, отсутствие пригодных агентов всех степеней. — все это не соответствовало успеху контрразведки.

Несогласованность же деятельности розыскных учреждении Министерства Внутренних Дел и начальников разведывательных отделений штабов округов только еще больше тормозила успех».?

Это совещание признало необходимым: учреждение особых органов, ведающих контрразведкой и снабженных для этого соответственными средствами, а также выработку положения и инструкций для этих органов.

В отношении условий деятельности проектированных органов контрразведки совещание сочло необходимым установить, что таковые должны представлять собою законспирированные канцелярии и не должны иметь обнаруживающего их деятельность названия.

Сообразно имевшимся в Генеральном штабе сведениям, военно- розыскные учреждения должны были быть сформированы в гг. Варшаве, Киеве, Вильно, Одессе, Петербурге, Иркутске, для работы в районах одноименных пограничных военных округов, и в крепости Владивосток — для Приамурского военного округа, а главным образом для этой крепости, считавшейся единственным оплотом России на Дальнем Востоке.

Признавая образование этих органов неотложным, совещание полагало, что фактическое их сформирование может быть осуществлено к 1 июля 1909 г. Кадры этих органов должны были состоять из жандармских офицеров.

В 1909 г. регистрация шпионов производилась по-прежнему разведывательными отделениями окружных штабов, а разработка дел по шпионажу по-прежнему велась охранными отделениями Министерства Внутренних Дел,
Затяжка организации контрразведывательных отделений вызывалась, главным образом, причинами финансового порядка. Предложения совещания осуществлены не были. Штабы округов в 1910 г. снова стали поднимать этот вопрос. В июле 1910 г. было созвано еще одно междуведомственное совещание, которое высказалось в том смысле, что организация контрразведывательных отделений страдает отчужденностью контрразведывательных отделений от службы разведки, почему и было предложено всецело подчинить КРО начальникам окружных штабов и лишь в отношении розыска поручить их контролю МВД. Это вполне удовлетворяло и Генеральный штаб. Однако и после упомянутого совещания организация КРО не двигалась с места в течение года.

Несмотря на это только в июне 1911 г. были утверждены военным министром: Положение о КРО с приложениями: 1) ведомость районов деятельности КРО; 2) штаты КРО; 3) инструкция начальникам КРО; 4) правила регистрации КРО; 5) инструкция начальникам КРО по расходованию сумм и ведению отчетности.

На основании этого положения были организованы следующие контрразведывательные отделения: С.-Петербургское городское, Московское (МВО и Казанский ВО), Виленское, Варшавское. Киевское, Одесское (Одесский ВО и область войска Донского), Тифлисское (Кавказский ВО), Ташкентское (Туркестанский ВО), Иркутское, Хабаровское (Приамурский ВО).

Петербургское городское КРО подчинялось генерал-квартирмейстеру Генштаба, остальные были при штабах военных округов. Все руководство работой окружных КРО сосредоточивалось в особом делопроизводстве ГУГШ. Начальники отделений избирались начальником генштаба из состава корпуса жандармов, их помощники— генерал-квартирмейстерами округов из строевых офицеров. К концу 1911 г. система КРО имела следующую организацию:

В ГУГШ существовало ведавшее военной контрразведкой «Особое (5) делопроизводство» отдела генерал-квартирмейстера, при котором был создан кроме того «Центральный регистрационный орган», на который возлагалась задача регистрации шпионов.

При штабах военных округов существовали контрразведывательные отделения, подчинявшиеся генерал-квартирмейстеру штаба округа.

Техническое руководство оперативной работой КРО осуществлялось начальниками губернских жандармских управлений. Укомплектованы КРО были личным составом корпуса жандармов. Жандармские губернские управления не устранялись от борьбы со шпионажем, но в отношении оперативного руководства КРО они сносились с генквартами окружных штабов.
Жандармские управления на железных дорогах имели свои отделения на станциях, которыми и осуществляли службу контрразведки, формально подчиняясь в этой работе штабам военных округов.

Во время первой мировой войны на базе окружных КРО были образованы КРО при штабах фронтов и армий, а затем при штабах командующих флотами.

Произошла перестановка некоторых ответственных сотрудников КРО. При этом механически контрразведывательные отделения штабов армий и штабов военных округов на театре военных действий оказались в подчинении не ГУГШ, как это было раньше, а главного командования фронта и фактически приступили к работе без общего руководства. Поэтому возникла необходимость в издании нового наставления по контрразведке на театре военных действий. Такое наставление было разработано и утверждено в Ставке в июне 1915 г. Этим положением КРО армий были включены в состав разведывательных отделений штабов, а на жандармские органы возложены лишь исполнительные функции по делам контрразведки. В центре во главе руководства контрразведкой оставалось «Особое делопроизводство» ГУГШ, которое являлось высшим регистрационным и отчетным учреждением для всей сети контрразведывательных органов как на театре военных действий, так и внутри государства.

В октябре 1915 г. в Ставке Верховного главнокомандующего было утверждено положение о контрразведывательном отделении штаба Черноморского флота в военное время, которым определялась деятельность по руководству контрразведкой в пределах Черноморского театра военных действий. Это положение в 1916, а затем в 1917 гг. было расширено. 14 января 1916 года при Ставке было организовано специальное КРО. Характер деятельности контрразведки значительно усложнился, что нашло свое отражение в увеличении штатного состава сотрудников фронтовых и армейских КРО, организации дополнительной сети КР пунктов. Но в общем организация контрразведки оставалась неизмененной до августа 1917 г.

При ГУГШ особый регистрационный орган во время первой мировой войны временно слился с КРО при отделе генкварта ГУГШ. Однако в 1916 г. при ГУГШ снова возникло самостоятельное Центральное регистрационное бюро.

После Февральской революции, в связи с упразднением жандармских органов, контрразведка, находившаяся до этого почти полностью в руках жандармерии, потребовала изменения своей организации. Это вызвало большую организационную работу как в центре, так и на местах. В результате были разработаны новые положения о контрразведке на театре военных действий и во внутреннем районе и к августу 1917 г. была закончена реорганизация военных контрразведывательных органов в соответствии с новыми положениями, причем в Ставке еще с мая 1917 г. оформилась контрразведывательная часть (для общего руководства).

Последовавшая после Февральской революции разобщенность фронтов и перемены в штабах вызвали ряд местных мероприятий по контрразведке. Так, в апреле 1917 г. на Кавказском фронте контрразведку взял в свое ведение «Особый Закавказский комитет», учредивший «Временную следственную комиссию по делам о шпионстве», временные инструкции были разработаны КРО при штабе Двинского военного округа, при штабе XI армии. Возникла попытка организации контрразведки при Министерстве Юстиции, бюро «Общественной безопасности» в Одессе; на Румынском фронте потребовалось особым положением разграничить совместную деятельность русского КРО и румынской полиции.

Источник: «Справочник о материалах контрразведывательных органов царской России», под редакцией Г. Старова. Москва - 1946 г. Справочник подготовили к печати — начальник ЦГВИА майор Шляпников Н. П., полковник Кузнецов Ф. Е. и научный сотрудник Воронин Е.П.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.