Из истории села Усть-Иша

Опубликовал: zampolit, 27-09-2021, 20:17, Путешествие в историю, 648, 0

В 1834 году проходила восьмая народная перепись по Алтайской волости. По этой переписи, в ревизских сказках, что в Усть-Ише проживает 47 мужчин и 47 женщин в 12 дворах. Из них: два двора Кречетовых, 8 дворов Поповых, Василий Иванович Еремеев и Марко Иванович Калачиков. Это значит, что поселение Усть-Иша возникло раньше 1834 года.

В обязанности жителей села входило содержание в проезжем состоянии участка тракта из Бийска в Улалу (Горно-Алтайск).

На устройство тракта сгонялись жители всей волости, за каждой общиной закреплялась часть тракта, на которой должны были быть построены мосты, заделаны ямы, скопаны крутяки. Дорожная повинность отнимала 12 дней в году.

С 1865 года началось массовое переселение на Алтай крестьян с Урала, Поволжья, центральных губерний России. В 1880 году в Усть-Ише 87 человек. Из Пермской губернии приехали Богомяковы, Вяткины, Лихачевы, Коковины, Умпелевы; из Тамбовской: Субботины, Васюнины, Дерябины, Жеряковы, Разгоняевы, Хвастуновы; из Пензенской: Гущины, Бузуевы, Киреевы; из Орловской: Фонякины, Ашихмины, Головины, Зямины, Селищевы; из Рязанской: Кожемякины, Дымовы; из Воронежской: Князевы, Сараевы.

Переселенцы вместе с новыми культурами ржи, пшеницы, овса, гороха, капусты, моркови, репы, лука, огурцов принесли приемы их возделывания.

Когда зерна стало больше, и для его размола в Усть-Ише на реке Ише в узком и каменистом русле братьями Поповыми Андреем Дементьевичем и Афанасием Осиповичем была построена мельница. Жернова братья привезли из Барнаула. На мельнице было 7 поставов, пять размалывали зерно на муку, один - толчило в 7 ступ - толок ячмень, и один постав крутил рулетку. Мельница обслуживала все окружающие села. «Ехать к Поповым» означало ехать в Усть-Ишу. Так у села возникло второе название - Поповичи.

В крестьянских хозяйствах широко распространились домашние промыслы. Изготавливались сохи, бороны, колеса, телеги, сани, мебель, деревянная, глиняная и берестяная посуда, выделывалась дубленая и сыромятная кожа, ткался холст и грубое сукно, шилась одежда и обувь, вырабатывалось масло, сыр, творог, вытапливалось сало, качался мед.

В 1844 году правительственным Указом предписывалось в Сибирской губернии разводить картофель. К этому времени начинают заниматься табаководством, цены на табак высоки - 20 рублей за пуд.

Ранее поселившиеся русские жители придерживались старообрядческой веры. Они неохотно принимали «мирских» и после их посещения мыли скобки дверей, если человек просил попить, то поили его из отдельной чаши. У кержаков было свое отдельное кладбище (у современного хмельника). Некоторые из них ездили к своим священникам в деревню Платово.

Приехавшие же позже переселенцы не соблюдали старообрядческих порядков, поэтому курили, работали по религиозным праздникам.

Все общественные дела решались на сельских сходах. Местом их сбора обычно была усадьба старосты. В сходах участвовали только главы хозяйств, женщины и батраки на сходы не допускались. На сходах выбирали старосту, полевых, пожарных, поскотенных старост, назначали рассыльных из голытьбы. Там же разбирались нарушители порядка. Так, сходом в с. Усть-Иша за неоднократное воровство было вынесено решение выселить за пределы села Рукалева Андрея, а Еремеева за воровство водили на смех по селу за телегой под бой в ведра и заслонки. За плохое содержание поскотины публично пороли Копылова Андрея. За неуплату подати в срок отбирали самовары, что было большим горем для семьи. А за непослушание родителям даже взрослых детей публично пороли на сходе.

Грамотность была очень низка. Учились одну-две зимы. В деревнях свирепствовали болезни: тиф, оспа, скарлатина, корь. Каждое лето умирало очень много детей от желудочных заболеваний. Лекарями и колдунами, изгоняющими все болезни, были Сычевы и Дымовы. Народ верил в домовых, русалок, оборотней, «плохой глаз».

В 1884 году в деревне Усть-Иша было открыт приписанный к Майминскому приходу молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери. При церкви стали обучать детей грамоте.

Начало XX века связано с массовым использованием техники, развитием торговли. Рядом с самодельными появляются городские изделия. Покупка железного плуга с коляской была событием для всей деревни, посмотреть на диковинку шли все жители села, а когда Кузнецовы пустили сепаратор, то многие крестьянки отказывались носить молоко, так как боялись змей, которые, по их мнению, шипели в нем. Со страхом смотрели на жатку-самосброску, махавшую крыльями, на косилку и конные грабли. Приручать приходилось и людей, и лошадей. Появились веялки и сортировки (у Мадурова). Молотить хлеб стали лошадьми по кругу, появились молотилки с приводом (брызгалки) у Глебовых, Карповых, Чечумашевых. Молотилки с соломопрессом появились у Хвастуновых, Ленкиных. Шесть лошадей впрягали в сноповязку (у Пантелеевых, Кузнецовых, Поповых, Самоваровых).

Семьи Жидовых, Бычковых, Ленкиных, Хабаровых, используя привод (круг), стали на лошадиной тяге делать крупорушки для обработки проса и гречихи. Широко развернулось коноплесеяние, семена стали перерабатывать на масло, стебли - на паклю и волокно.

Большое значение в развитии торговли стали играть ярмарки в Бийске, Улале, Сростках, в других селах, на которые крестьяне вывозили на продажу зерно, мясо, масло, продукты промыслов, кедровый орех, калину, рябину, малину, смородину и другие ягоды.

Большую роль на селе стали играть ремесленники: кузнецы Дерябины, Кыкманов, Вдовин, Гордополов, Казанцев; столяры-краснодеревщики Нехорошев, Подъезжих, Ленкин, Щербаков; столяры-самопрялочники Киреевы; портные Обляхов, Богомяков, Коршунов; пимокаты Москвин, Фролов, Горнов. Шерсть для катки валенок обрабатывали на шерсточесальных машинах у Кузьмина («Иван богатый») и Дымова. В большом спросе были пильщики продольной пилой Бахтины и Бодровы. Крестьяне занимались перевозкой грузов. Так, Копыловы и Смирновы возили грузы до Ирбита и Томска.


В 1903 году рядом с церковью строится пятистенный дом для школы в с. Усть-Иша. В 1904-1905 годах в селах организуются маслодельные артели. Во главе артелей избирались доверенные. Доверенным в селе Усть-Иша был избран Алпатов.

В 1905 году Карагужинская маслодельная артель покупает завод у Хабарова, а Усть-Ишинская - у Брызгана. В 1906 году Усть-Ишинская община покупает и ставит большой амбар (мангазею) для хранения запасного семенного фонда. В 1908-1909 годах был проведен раздел земли по хозяйствам по 9 десятин. В 1916 году в селах Усть-Ишинской округа возникают потребительские общества.

Об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде в Бийском уезде стало известно 29 октября (по старому стилю). Подробности привезли с собой вернувшиеся с фронта солдаты.

В январе 1918 года власть в Бийской волости перешла в руки Советов, а в июне власть захватили белочехи. Их подразделения были расквартированы по населенным пунктам, в том числе и в Усть-Ише. Объявляется мобилизация в колчаковскую армию. Среди крестьян растет недовольство. Многие скрываются от службы. Колчаковские милиционеры ищут смутьянов. Прибегают к физическим мерам наказания. Так, в один из налетов публично пороли за уклонение от службы, искали оружие у Кайгородова.

В апреле-мае 1919 года формируется отряд алтайской туземной дивизии под командованием Сатунина и Кайгородова. Особой жестокостью отличаются подразделение Зайцева (в заячьих шапках). Вот что сообщают они в одном из своих донесений:

«У гражданина с. Усть-Иша Головина сожжена избушка, бороны, хомуты, отобрана лошадь, 2 коровы, телега, седло, валенки».

В июне проводится мобилизация лошадей. Полковник Батурлин приказывает свезти всех лошадей в с. Старая Барда, а когда усть-ишинцы привели не всех лошадей, полковник стал таскать старосту Музюкина за бороду и заставил привести недостающих лошадей. Проводится реквизиция телег, бричек, упряжи. У солдат, пришедших с мировой войны, отбирали шинели и другое воинское обмундирование.

Летом 1919 года колчаковцы одержали победу над отрядом красногвардейцев из города Бийска под горой Пикет у села Березовка. Несмотря на это, многие колчаковские солдаты все чаще и чаще переходят на сторону красных, среди них усть-ишинцы.

После отступления белых приверженцы Советской власти приступили к организации отрядов самообороны.

В 1920 году в селах образуются комячейки РКП(б). В Карагужинской было 16 человек, в Усть-Ишинской 4 человека, в Таштинской 9 человек.


16 мая состоялись выборы в сельские Советы. Недовольные новой властью объединяются в банды. В алтайских горах вновь появился есаул Кайгородов.

В 1921 году для борьбы с бандитизмом формируются части особого назначения (ЧОН). 16 января на партийных собраниях принимается решение об открытии библиотеки и избы-читальни в с. Ташта, открываются избы-читальни в селах Усть-Иша, Карагуж.

Партийные организации Усть-Ишинского куста развернули работу по разъяснению населению решений X съезда РКП(б), сущности НЭПА (новой экономической политики).

Летом 1921 года в Усть-Ишу из Бийска была завезена эпидемия холеры. Народ начал вымирать целыми семьями. Чтобы уберечься от болезней, большинство жителей сел выезжает в поле, проводится дезинфекция дегтем, сжигается мусор, ведется круглосуточное дымление. Умерших - 55 усть-ишинцев без гробов схоронили на другом кладбище. Женщины с. Усть-Иша впрягались в плуг и пропахивали улицы, считая, что это поможет в борьбе с эпидемией, а карагужинские женщины опахали все село, чтобы не пришла холера.

Ведется постоянная борьба с религией и ее служителями. Церковь закрывается, в ней устраивается Народный дом, а в бывшем поповском доме размещается церковь.

Подряд прошедшие две тяжелые войны превратили в инвалидов многих воинов, среди них были Лосев Степан, Кайгородов Константин, Щетинин Евдоким, Куксин Василий, Князев Иван, Разгоняев Алексей и другие.

Деньги буквально с каждым днем катастрофически обесценивались. Так, Трофим Ходяков продал вечером коня за 16 миллионов рублей, а утром смог купить на них только жестяную печку-буржуйку, а Жданов купил шапку-ушанку за 10 миллионов рублей.

Положение дел усугублялось часто вспыхивающими болезнями сыпного тифа, брюшного тифа, скарлатины. В школе училось мало детей. Выпускной третий класс оканчивало 2-3 человека.

Невзирая на все трудности, крестьяне гнали самогон, варили брагу. Все религиозные праздники, несмотря на гонения на церковь, справлялись пышно и заканчивались драками. В гулянках распевались старинные песни: «Ты не вейся, черный ворон», «В саду при долине громко пел соловей», «Скрылось солнце за степью» и др. Изобретательный народ вместо спичек обходился огнивом, вместо лампы - коптилкой на сале.

В 1922 году усть-ишинская ячейка РКП(б) приняла решение организовать сельхозкоммуну. На майминской грани у реки Катуни была отведена земля. Коммунары выехали в поселок и назвали его Долина Свободы.

Председателем коммуны избрали коммуниста Герасима Семеновича Дымова - солдата-фронтовика. В коммуну вошли: Куксины, Хомутовы, Вяткины и др. Всего 9 дворов. В хозяйстве было 25 лошадей, 30 коров с молодняком, 45 овец и 10 свиноматок. Коммуна купила маслобойку у Головиных в Усть-Ише. Питание было общее. В одной из изб была столовая, в другой - школа.

В августе 1922 года прошли очередные выборы. Председателем Усть - Ишинского сельского Совета был избран бедняк Найденов Федор.

В 1923 году на общих собраниях граждан Усть-Иши, Карагужа, Ташты решаются вопросы об открытии семенного банка, о развитии народной кооперации, о принятии школ на свое содержание, о выделении средств на газеты и журналы, о проведении самообложения; избираются уполномоченные в единое потребительское общество (ЕПО).

В апреле на волостном съезде Советов принято решение об открытии школ во всех селах, об улучшении работы изб-читален, о состоянии крестьянских комитетов взаимопомощи. Число выпускников Усть-Ишинской начальной школы достигает пяти человек.

В 1924 году в Усть-Ише в день похорон ударили в большой церковный колокол, провели неделю труда, стали регулярно проводить партдни, регулярной стала политучеба.

В том же году на Алтае проведено новое районирование. Вместо волостей образованы районы. К Сростинскому району отходит Усть-Иша, к Старо-Бардинскому - Карагуж и Ташта.

В Усть-Ише свирепствует сифилис, и коммунисты просят вышестоящую парторганизацию по своим каналам оказать помощь в лечении больных.

В 1925 году приступили к организации пионерских отрядов. В 1926 году часть жителей Усть-Иши выехала во вновь образованный поселок Верх-Иша, который находился между Усть-Ишой и Карагужем, часть жителей переехала в пос. Долина Свободы. Летом на реке Ише, повыше «косого брода», Владимир Сушков строит мельницу с водоподливным колесом.

В этом же году часть жителей села под руководством Чупрова выехала на реку Талая под «Клепикову сопку» и там организовала садоводческое товарищество из 40 дворов, весной 1927 года они заложили сад.

Во всех селах проводится запись в члены ОСОАВИАХИМа, собираются средства на строительство самолетов. В селе Усть-Иша строители разбирают старую церковь и начинают строительство из этого материала школы.

К 1928 году в селах окрепли партийные ячейки, крепнут комсомольские ячейки, секретарями в них работали в Усть-Ише - Пошин, в Карагуже - Смолкин.

Активно идет реконструкция Чуйского тракта. Крестьяне возят на полотно дороги землю на тачках и телегах. На строительстве работают жители всей округи. В переделанных под Народные дома церквях начинают показывать немые кинофильмы, их также показывают в школах, складах, амбарах.

Колхозы, заботясь о подрастающем поколении и о своих колхозниках, строят детские сады и ясли, проходит телефонизация сельских Советов и почтовых агентств. В 1932 году организуется совхоз «Предгорный» с центральной усадьбой в с. Карагуж.


В январе в Усть-Ишу приезжает член ЦК ВКП(б) и проводит совещание по вопросам хлебозаготовок и завершению коллективизации. Разворачивается широкое строительство скотных дворов, на полевых бригадах строятся культстаны. Впервые начинается закладка на корм скоту силоса из естественных трав.

После выхода закона «Об охране социалистической собственности» принимались крайние меры: за один литр молока, за одно ведро картофеля, украденные из колхоза, давали от 5 до 10 лет лишения свободы.

В 1932 году открывается медпункт в с. Усть-Иша; в октябре открывается 5-й класс колхозной школы молодежи. Проводится новое районирование, и Усть-Иша передается в Старо-Бардинский район.

С 1936 года в школах, в противовес рождественским, устраиваются новогодние елки со скромными подарками: самодельными медовыми пряниками и белыми булочками. В Усть-Ише в том же году открывается хлебопекарня. Отмечаются советские праздники. 1 Мая, 8 марта, 7 ноября, «День урожая» (отпашка). Колхозники села принимают участие в подписке государственного займа. Часто сумма подписки равнялась 3-4-месячному заработку.

Пленум ЦК ВКП(б) выдвигает лозунг о том, что по мере укрепления позиций социализма классовая борьба будет еще более обостряться. Он привел к массовым репрессиям.

В марте 1938 года образуется Усть-Ишинская МТС, которая обслуживает колхозы Усть-Ишинского, Карагужинского, Тайнинского, Таштинского, Старо-Бардинского, Еродинского сельских Советов. Перед посевом организуется 13 отрядов, в которых насчитывалось 27 тракторов. Они были укомплектованы 59-ю трактористами, в том числе 7 женщинами, из которых был создан особый женский отряд. Строительство МТМ закончилось в 1939 году.

В июле-августе 1938 года обострилось положение на дальневосточной границе. В военных действиях против японцев принимали участие Шпилев, Федюхин.

За высокий сбор хмеля звеньевой хмелеводов вместе с передовым пчеловодом Курносовым был посланы в Москву на ВСХВ.

В 1939 году в боях на Халхин-Голе участвовали усть-ишинские красноармейцы: Лобанов, Ходяков.

В том же году в бывшем доме Обляховых открылась Усть-Ишинская участковая больница на 15 коек. В МТМ устанавливаются 1 сверлильный и 3 токарных станка. В войне с Финляндией участвовали усть-ишинцы братья Ипатовы.

22 июня 1941 года в Усть-Ише и прилегающих к ней селах прошли митинги, осуждающие фашистскую агрессию. Мужчины уходят на фронт, на их место становятся женщины. В МТС создаются краткосрочные курсы по подготовке механизаторов, бригадиров и учетчиков.


Население собирает и отправляет на фронт теплые вещи. Собираются деньги на строительство самолетов и танков для Красной Армии. В организациях ОСОАВИАХИМа изучается военное дело: готовятся значкисты ПВХО, сандружинницы, проходят занятия по противовоздушной и противохимической обороне, воспитываются бдительность и военный порядок.

Осенью 1941 года в села прибывают немцы из Саратовской области и сразу включаются в работу. Прибывают эвакуированные из Ленинграда, Прибалтики, других областей Запада. Выращенный урожай не был полностью обмолочен осенью, кормов заготовили мало, ремонт техники не проводился. Зимой начался падеж общественного скота. Чтобы его накормить, люди брали солому с крыш на общественных и личных хозяйственных постройках.

Весенний сев 1942 года был завершен за 30 дней. Увеличены посевы проса и гречихи. Все силы были брошены на заготовку кормов и уборку урожая. Помогая старшим, дети собирают колоски. Для тружеников, занятых на полевых работах, колхозы организуют общественное питание, варят затеруху, иногда кашу, дают хлеб.

Занятия в школе начинаются на месяц позже, вводится военное обучение (военрук-инвалид воины). Часть учащихся из седьмых классов направляются на учебу в ФЗО. Среди них усть-ишинцы: Козлов, Киреев, Гущин, Ашихмин. Несмотря на все старания, дождливое лето и ранняя осень не позволили убрать выращенный урожай. На токах остался неочищенный хлеб, на полосах – не заскирдованные снопы. Был сорван план подъема зяби, не выполнен план хлебозаготовок, солома осталась не убрана.


Большая нагрузка на лошадей привела к их ослаблению. Для перевозок стали использовать быков и коров. В зиму 1942-1943 года при МТС проходили курсы механизаторов для молодежи 15-16 лет. Сев весной 1943 года продолжался до июля. Сеяли овес, гречиху, просо, пшеница перевелась. Не хватало рабочих рук. Учителя Усть-Ишинской школы организовали летом сплав чащи по р. Ише для топлива. В большом количестве на эти же нужды делался кизяк.

1943 год был рекордно засушливым. Урожай составлял 3 ц с гектара. Стремясь получить большой урожай, в 1944 году школьники зимой собирали золу для удобрений. В колхозах закупали недостающие семена, вывозили навоз на поля. До начала полевых работ были укомплектованы тракторные бригады, закреплены трактористы, прицепщики, учетчики, подвозчики горючего. В целях сохранения конского поголовья, на отдых поставили истощенных лошадей. В результате весенний сев был выполнен.

Из призванных на фронт 328 усть-ишинцев погибло и умерло в госпиталях 174 человека, 154 вернулись живыми. 9 мая 1945 года жители сел Усть-Ишинского куста провели митинги, каждый сельчанин радовался долгожданной Победе.


Возвращающиеся домой фронтовики сразу берутся за дело. Зимой они готовят лес для строительства, а весной сплавляют его по реке Ише в свои села.

Кроме этого, райком партии и райисполком мобилизуют людей на восстановление плотины на реке Чапше в с. Старая Барда. Безуспешные работы ведутся в 1946-1948 гг.

Объединенными силами колхозов с. Усть-Иша на речной турбине устанавливается динамо-машина. По селу проводится электролиния. В совхозе «Предгорный» восстанавливается радиоузел, проводится радиофикация поселков Горный и Ключи (радист Нечаев). В мастерской Усть-Ишинской МТС установлен большой мощный двигатель с динамо-машиной. Был дан свет конторе и школе.

В 1948 году в селе Усть-Иша устанавливается радиоузел. Проводятся радиоточки по с. Усть-Иша. Футбольная команда села в 1949 году занимает первое место в районе. В том же году почтовое агентство преобразуется в почтовое отделение.

В 1950-1951 годах происходит объединение колхозов села Усть-Иша в один - «Заветы Ильича» во главе со Степуленко.

В 1952-1953 годах колхозы Усть-Ишинской МТС приступают к массовому севу трав: люцерны, овсяницы луговой, костра безостого, клевера на сено. Во всех колхозах строятся склады, зерносклады, животноводческие помещения, Усть-Ишинская неполная средняя школа переводится в среднюю школу. Директором школы назначается Жаров. «Заветы Ильича» впервые покупает легковой автомобиль «Победа». В октябре 1953 года начинается всеобщее движение за коммунистический труд, заметно, численно растут партийные организации.

В марте 1954 года в село Усть-Иша приезжает группа целинников. Впервые в хозяйствах проводится воздушно-тепловой обогрев семян, массовый посев кукурузы на силос. В этом же году совхоз «Предгорный» утвержден участником ВДНХ в г. Москве и по итогам выставки награжден медалью.

В 1954 году в селе Усть-Иша открывается гидрометеорологический пункт. В 1955 году за успехи в заготовке кормов совхоз «Предгорный» премируется машиной ГАЗ-67.

1956 год запомнился жителям сел района тем, что в магазинах начали свободно продавать штапель, хлопчатобумажную ткань, кирзовую и резиновую обувь. А также тем, что колхозники колхоза «Заветы Ильича» своим новым председателем избрали секретаря РК КПСС Федора Трофимовича Емельянова.

В 1957 году во всем районе начинается укрепление совхозов за счет вхождения в них ставших на ноги колхозов. Происходит это и с колхозниками Усть-Ишинского куста. Центральная усадьба переносится в с. Усть-Иша.

За многолетний достойный труд в сельском хозяйстве правительство страны наградило орденом Ленина: Киреева Якова Степановича, бригадира полеводческой бригады, Дымова Михаила Федоровича, тракториста, механика МТС, орденом Трудового Красного Знамени - Васюнина Василия Ивановича, тракториста.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1956 года большая группа работников сельского хозяйства награждена медалью «За освоение целинных и залежных земель».

В этом же году усть-ишинцы практически потеряли все поголовье свиней. Вспыхнувшая в июне эпидемия унесла 330 свиней, остальные 870 были забиты.

По новому районированию Старо-Бардинский район входит с декабря 1960 года в состав Бийского района, в котором находится до 25 января 1965 года.

В 1966 году совхоз «Предгорный» разделен на два хозяйства: совхоз «Предгорный» с центром в с. Усть-Иша и совхоз «Тайнинский» с центром в с. Тайна.


В 1967 году заканчивается строительство кирпичной хмелесушилки, бани. В июне открывается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Скульптура сделана художником Барнаульского художественного фонда Щетининым Прокопием Ивановичем. Чугунные плиты отлиты на Барнаульском моторном заводе.

В 1970 году, готовясь к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, жители села разбивают парк, высаживают сосняк на горе. Совхоз подключен к государственной линии электропередач.

Источник: С. Богомяков «История села Усть-Иша и сел Усть-Ишинского сельского Совета»

Адрес: село Усть-Иша, Красногорский район, Алтайский край. Координаты: 52.180725, 85.964425

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (27)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.