Вокзал и станция Барабинск

Опубликовал: zampolit, 27-09-2021, 16:26, Путешествие в историю, 510, 0

Барабинск — узловая железнодорожная станция Западно-Сибирской железной дороги. На территории станции Каинск – Томский в начале ХХ столетия насчитывалось 300 - 400 землянок. Несколько десятков деревянных и кирпичных домов с 1049 жителями.

На станции было построено небольшое депо, где работало 1000 человек. Через Барабинск проходили 3-4 пары поездов. Промышленность в поселке почти не развивалась. Исключение составили паровая мельница, примитивные кирпичные сараи и бойня (кожевенное сырье с бойни отправлялось за границу). В городе было 2 начальные школы, в которых обучалось 300 детей, две церкви, 17 кабаков и несколько картежных домов. Единственный в поселке медпункт обслуживался одним врачом.

Строительство будущей станции на Западносибирском участке железной дороги началось в 1894 г. Первые рабочие прибыли 20 июля 1893 г. (эта дата считается днем основания Каинска - Томского). Каждый год на участке работали более 20 тысяч человек. К строительству привлекали местное население, заключенных, ссыльных крестьян и переселенцев из центральной части России. Параллельно с железной дорогой велось строительство паровозного депо. Камень, кирпич, песок, дерево и другие строительные материалы приходилось завозить с Урала, из Татарского уезда, с берегов Оби. Первоначально поселок рос в северном направлении, одна за другой появлились новые улицы: Партизанская (1901 г.), Советская (1903 г.), Краскома, Ленина (Московская 1905 г.), Лермонтова (1909 г.), пер. Водопроводный (1913 г.), Л. Толстого (Базарная 1916 г.) и т. д .

Одним из первых значительных сооружений поселка было строительство железнодорожного вокзала (1894 г.), здание было деревянным и имело один этаж. В 1895 году купец Рубанович построил кирпичное здание. На станции построили пассажирскую товарную платформу, дома для буфетов 1-го, 2-го и 3-го класса, кухню при пассажирском здании и кухню для переселенцев, а в пожарном сарае - комнату для телеграфа, несколько вагонов приспособили для жилья служащих и установили 6 домов, привезенных из Омска. Старый вокзал простоял до 1978 г.

В 1897 году в железнодорожном поселке открылась одноклассная церковно-приходская школа, которая, была построена на средства из фонда Александра III. В школе могли обучаться дети обоих полов. В 1898 году школе было присвоено имя Иоанна Кронштадтского. В этом же году учебное заведение становится двухклассным. Годовой доход школьного учителя составлял 600 рублей. В 1899 году при школе были открыты вечерние классы, в задачи которых входила подготовка работников депо. В начале ХХ века для учащихся вечерних классов было построено общежитие. В 1903 году вечерние классы передаются в распоряжение железнодорожного ведомства.

В начале ХХ века депо представляло из себя четыре, сложенных из тесанных камней, корпуса, в которых размещались мастерские с тусклым керосиновым и свечным освещением. В парке депо насчитывалось около 40 паровозов серий Ов, Эн, К, Щ, Нв, которые двигались с поездами со скоростью 14-16 верст в час. Вес грузовых поездов был 500-600 тонн, а в пассажирском составе насчитывалось до 8-10 двухосных вагонов. От станции Каинск-Барабинский до ст. Татарская поезд шел 12 часов, а иногда и сутки.

Из подъемочного ремонта паровоз выходил только через 30 суток, а на промывочном ремонте локомотив простаивал до полутора суток. 7 токарных станков работали от одной трансмиссии, идущей от движка локомобиля. У двух кузнечных горнов медно-литейной печи и слесарных верстаков по 12 часов в сутки трудились деповцы.

Ремонт механической части паровоза приходилось выполнять, стоя в ледяной воде, смешанной с мазутом. Особенно тяжело было зимой. Чугунные «буржуйки» не могли натопить помещения, в мастерских было холодно и сыро.

Тяжелым был труд и паровозных бригад. В будке машиниста было сыро, темно и ветрено. Коптилка, подвешенная к водомерному стеклу — вот все освещение рабочего места паровозной бригады. Если надо было осмотреть паровоз - зажигали факел. Из-за некачественного угля часто переходили на отопление дровами. Порой бригады останавливали поезд на перегоне, чтобы «нагнать пар в котле», смазать дышловые подшипники. Для торможения состава применялась «веревочная система». Веревка тянулась из кабины машиниста через все тормозные площадки вагонов, где находились тормозильщики. При сигнале машиниста с помощью веревки, поездная бригада начинала крутить ручные тормоза.

В 1917 г. Каинск -Томский переименован в станцию Барабинск – самостоятельный, независящий от Каинска населенный пункт.


После революции, как и везде в Сибири на Транссибе, в Барабинске хозяйничали белочехи. Полтора года с мая 1918 года по конец 1919 -гожелезнодорожники Барабинска работали под прицелами винтовок.

В 1920 году в городе голод, тиф. В депо нет ни инструментов, ни материалов. Но несмотря на это, рабочие устраивают субботники и воскресники для восстановления железной дороги. Отремонтировано более 20 паровозов. И уже в 1921 году Барабинский участок стал пропускать до 18 пар поездов в сутки.

В 1925 году депо пополняется новой техникой - паровозами Су, Эм. Для ремонта паровозов строится новый корпус - Октябрьское депо. А в 1930 году по инициативе машинистов Ершова М.Е., Нестерова И.Ф., Яковлева М.К., Николаева В.В. в депо развернулось движение за высокие скорости движения поездов. Депо добивается увеличения скорости на 10 км в час. В 1936 году в Барабинском депо появились первые орденоносцы: машинисты Чернуха А.А., Янудин В.В., Хнесько В.И. Машинисты Голенков В.И. и Литвинов В.Ф. первыми награждены знаком «Почетный железнодорожник». В 1939 году машинист Голенков на паровозе СОк 1085 установил всесоюзный рекорд пробега паровоза без забора воды, покрыв расстояние 3033км.

Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для депо. На смену ушедшим на фронт пришли старики, женщины, дети. В годы войны в депо был построен бронепоезд «Сибиряк-барабинец», который защищал Москву и участвовал в боях на Карельском фронте. За участие во фронтовых перевозках сотни железнодорожников депо были награждены орденами и медалями. Машинист В.И. Голенков награжден орденом Ленина. А бывший строгальщик депо Шубин Алексей Петрович за мужество и отвагу в боях удостоен звания Героя Советского Союза. При входе в депо установлена мемориальная доска с его именем.

После окончания войны страна, а вместе с ней и железнодорожники Барабинска, старалась быстро восстановить разрушенное войной хозяйство. Модернизировались цеха, широко внедрялись рационализаторские предложения, ускоряющие ремонт паровозов. В 1947 году ремонтные бригады выпускали до 20 паровозов в месяц, а передовая бригада Мухина П.П. до 22. За свою работу он был награжден орденом Ленина и трижды знаком Почетный железнодорожник. Еще одно знаменательное событие 1947 года - выборы в Верховный Совет СССР, куда кандидатом был выдвинут машинист Голенков В.И. Став депутатом, он по разрешению министра путей сообщения поехал на первую свою сессию на паровозе СО, в короткий срок отремонтированном коллективом депо. И 15.06.1947 году Голенков В.И. доставил груз проката весом 1500 тонн на автозавод имени Сталина.


В 1950 году было принято решение о переводе Омской жд на электрическую тягу. В связи с этим предстояло при технической школе депо машинистов электровозов ВЛ22м и слесарей по ремонту электровозов. И к пуску первого электровоза (а им стал ВЛ22м 1026) было подготовлено 353 специалиста. 20 апреля 1954 года первый поезд на электрической тяге на участке Барабинск-Чулымская повел машинист Голенков В.И. и помощник Гостев Н.П.

В 1958 году в депо выступили с инициативой организации работы локомотивов на длинных плечах со сменным обслуживанием их локомотивными бригадами. Опыт такой работы был высоко оценен на выставке достижений народного хозяйства, где депо наградили дипломом первой степени за это начинание.

Для обеспечения содержания электровозов в технически исправном состоянии устанавливались сроки постановки их на периодический ремонт и технический осмотр. Если первые электровозы стояли на ремонте в депо по 5-6 суток, то в 1962 году на ремонт затрачивалось двое суток. С 1962 года Барабинское депо специализируется как пассажирское депо ЗСЖД, в его рабочий парк поступают электровозы ЧС3, ЧС2, а позже и ЧС1.

Депо - настоящий завод со специализированными участками ремонта всех основных узлов электровоза. В цехе подъемочного ремонта электровоз разбирается на составляющие узлы, которые отправляются на свои участки. Там производится их ремонт, регулировка и испытания на стендах. Это происходит с двигателями, колесными тележками, пантографами, контроллерами, гасящими резисторами, электронной аппаратурой управления и контроля электровоза. Все ремонтируется на своих специализированных участках, а затем вновь собирается в единое целое - электровоз.

В 2006 году в депо начали обслуживание электровозов ЧС7. В 2008 году в депо стали поступать электровозы ЭП2К.


Здание нового вокзала было построено в 1983 году, его общая площадь составляет 5836 кв. м. Вокзал относится ко второму классу, расчетная вместимость которого составляет около 700 пассажиров. Ежегодно с вокзала отправляется 343 тысячи человек, в том числе в прямом и местном сообщении — 173 тысячи, в пригородном сообщении — 170 тысяч человек.

В 2010-2011 годах были выполнены работы по капитальному ремонту здания вокзала – заменены оконные блоки и кровля, электроосвещение, сантехнические устройства, канализация, отопление и вентиляция. Произведена перепланировка комнат длительного отдыха пассажиров на вокзале с устройством комнат повышенной комфортности «Люкс», комнат пассажиров с детьми. Кроме того, проведена реконструкция перрона и пассажирских платформ – выполнены работы по благоустройству, замене подпорных стенок, асфальтобетонного покрытия.

В 2009 году на перроне 1 пути был установлен электровоз ЧС2, заводской № 4364, тип 34E2. С завода поступил в депо Москва-Курская. В 1966 г. передан в депо Москва-Рязанская. В 1971 г. передан в депо Лобня. В 1984 г. передан в депо Барабинск, где вплоть до июля 2009 года находился в эксплуатации, оставаясь самым старым рабочим электровозом ЧС2 на всей сети железных дорог в границах бывшего СССР.

17 мая 2008 г. электровоз провел поезд № 59 Новокузнецк-Кисловодск от Новосибирска до Барабинска, где состоялась символическая передача работы новому поколению в виде электровозов ЭП2К. 20 июля 2009 г. электровоз сделал свой последний рейс от Омска до Барабинска с поездом № 88 Омск-Новосибирск. Официально электровоз исключен из инвентарного парка в октябре 2009 года. Общий пробег – 6,6 млн км.


В 2012 году на станции был установлен паровоз Л-1067, он был построен в 1948 г. на Брянском паровозостроительном заводе. Хранился на станции Топки Кемеровской области.
Станция характерна сменой локомотивов, масштабом современного вокзала, так и тем, что до недавнего пассажирам поездов на перроне продавали копченую рыбу, в связи с чем пассажиры в шутку называли станцию Барыбинск.

Об истории депо рассказывают стенды музея трудовой славы депо. Здесь много экспонатов, рассказывающих о жизни и становлении Барабинского депо, начиная от первого гранитного тесанного камня, заложенного в здание депо и кончая стендами, рассказывающими о современной жизни.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2022 (32)
Октябрь 2022 (4)
Сентябрь 2022 (24)
Август 2022 (60)
Июль 2022 (52)
Июнь 2022 (31)
Календарь
«    Ноябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.