Топ-100

Село Носырево - основано казаками

Опубликовал: murashka, 27-01-2020, 14:05, Маршруты путешествий, 2 207, 15

Свое название село Носырево, скорее всего, получило по имени первых поселенцев, среди которых было немало представителей казачества. В деревне таких называли Казаковы.

В 1785 году в деревне Носыревская проживало 17 жителей. До революции в деревни находилась часовня Николая Чудотворца. По списку населенных пунктов Тобольской губернии 1868-1869 гг., значится Носырева при речке Иске. В селении было 24 дома, и в них проживали 81 мужчина и 105 женщин.

В 1939 году в селе проживало 346 человек, а в 1951 году - 269 человек в 72 дворах. В селе работала семилетняя школа, медпункт, изба-читальня.

В центре села расположен памятник, в память о погибших на войне. На белом постаменте установлена мраморная плита с надписью «Люди! Покуда сердца стучаться – помните, какою ценою завоевано счастье, пожалуйста помните» «1941-1945».


Несмотря на забавное название, история села Носырева помнит печальные годы. В годы войны здесь располагался детский дом для детей блокадного Ленинграда. В Тюменскую область тогда свозили много эвакуированных. В деревне старожилы до сих пор хорошо помнят ленинградцев. Без помощи жителей коренного населения многие бы просто не выжили.

Трагична военная судьба одного из жителей села – Носырева Михаила Ивановича. Он родился в 1921 году, был призван Велижанским РВК 22 апреля 1941 году. Воевал в составе 712-го артполка 41-й мотомеханизированной бригады. Попал в плен 23 сентября 1941 года под городом Оржица Полтавской области. В октябре 1943 года бежал, скрывался на оккупированной территории, но был задержан. Отправлен конюхом в обоз немецкой части – Украина, Румыния, Франция (с мая 1944 года). В августе 1944 года вновь бежал, вышел в расположение американских войск и в ноябре из Неаполя отправлен в СССР. Прошел фильтрацию в спецлагере НКВД № 0315, г. Прокопьевск.


Носыревский сельский Совет образован в конце 1919 года в Велижанской волости Тюменского уезда. В начале 1924 года вошел в состав Нижнетавдинского района. 25 января 1935 года передан в Велижанский район, с 4 марта 1964 года - в Нижнетавдинском районе. 17 марта 1977 года упразднен, вошел в Искинский сельсовет, позднее село Носырево было передано в ведение Тюневского сельсовета.

В 1962 году в селе проживало 226 человек в 71 дворе, в 1993 году проживало 97 человек в 50 дворах, в 2008 году - 95 человек в 52 дворах. В личном подворье имели 14 голов КРС, в том числе 9 коров, 12 свиней, 6 овец.

Сегодня село Носырево с населением 86 жителей входит в состав Тюневского сельского поселения. Своей школы в селе нет. Дети школьного возраста из Носырево учатся в Красном Яре Искинского сельского поселения.


Через Носырево проходит автобусный маршрут № 517 Тюмень- Нижняя Тавда.

Адрес: Тюменская область, Нижнетавдинский район, село Носырево. 57.465588, 65.937330

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

  1. Носырев Александр Михайлович

    Село Носырево основано тремя братьями Носыревыми из села Кулаково в период с 1787 года. Первые два года был неурожай. Засеяли на третий год. Решили, если опять будет неурожай, то бросить все и переместиться на Яр (предварительно с яровским обществом уже договорились). Но третий год выдался урожайным и после этого деревня стала развиваться.

  2. Александр Носырев

    Скорее всего Носыревы прибыли в Западную Сибирь с Дона, потому что их относили к так называемым "чалдонам" (человек с Дона). Возможно, это были переселившиеся казаки. Например, много казаков Носыревых в Читинской области, которые, воэможно, являются потомками казаков из Западной Сибири. Что касается "забавности" названия, то ничего забавного здесь нет. Возможно фамилия Носырев произошла от словосочетания "рваный нос". Есть же, к примеру, такая казачья фамилия, как Вырвикишко. Первое письменное упоминание фамилии Носырев в Западной Сибири относится к 1669 году. Это житель села Кулаково Елизар Носырев (мой предок по отцовской линии). Вот от него и пошли потомки, которые в период правления Екатерины второй и основали деревню Носырево на реке Иске, которая была чрезвычайно богата рыбой (карась, щука, окунь, чебак, линь, ёрш, язь). По какой причине три брата Носыревых решили поселиться на новом месте достоверно неизвестно. Можно лишь предположить, что они решили хоть на какое-то время избавиться от налогов. Пока власти до них доберутся, перепишут, обложки налогом, пройдут какие-то годы, а пока можно и не платить, потому что они уже и не жители села Кулаково.

    Одновременно с братьями Носыревыми на новое место уехало два брата Новоселовых и семья Мальцевых. К печальным годам села Носырево нужно отнести и годы сталинских репрессий, когда были расстреляны в мертвом доме 18 на улице Семакова Тюмени следующие жители села: 1. Носырев Иван Леонтьевич; 2. Носырев Макар Николаевич; 3. Носырев Сидор Иванович; 4. Носырев Никита Васильевич; 5. Шаламов Павел Гордеевич; 6. Ярков Егор Михайлович. Все они посмертно реабилитированы как невинно убиенные.

  3. Спасибо за обширное дополнение и внимание к истории края.

     

     

  4. Село   КУЛАКОВО. (раб.вариант)                                                                  
                                                                                   
                            

    Елизар Носырев – предок.

    1701 г.  РГАДА Ф-214 оп.1 д.1276  л.282об – 285  Верхний стан.

    По приправочным книгам написано Васка Яковлев сын Носырев  А у переписки сказался родом он

    Васка из русских городов тягло и жит за Вел. Государем  В Сибирь пришёл в 7178м (1669-70) году а на Тюмени во крестьянех с 88го (1679-80) г. У него брат Алёшка у Алёшки дети: Якимко 12 л. (1689 гр) Федка 9 л. Скота 3 лошади 2 коровы  Пашут В Г десятинной пашни четь и пол чети  десятины в поле а вдву потомуж…сенных покосов у него на 100 копён…

    л.283 …Евсючко Яковлев  сын Носырев….. д. Кулаковой кр-кий сын У него сын Петрушка 2х лет  Скота 2 лошади рогатого тож земли четь и пол чети  десятины в поле а вдву потомуж … сенных покосов унего на 50 копён……

    л.284 об. ….Якушко Елизарьев сын Носырев … родом де он  Якушко из Тюмени кр-кий сын У него сын Елизарко 14л.(1687 гр) Васко 10 л. Скота 2 лошади 3 коровы 2 овцы  платит В Г хлебного оброку 2 чети и пол четверика и полполу четверика и пол малого четверика ржи и овса тож …

    л.285  …Артюшка Елизарьев сын Носырев … родом де он … г. Тюмени кр-кий сын У него сын Егорко 17 лет (1684 гр) … скота 2 лошади 3 коровы овец тож …а собинной земли у него полторы десятины вполе а вдву потомуж … сенных покосов у него на  копён…



    От сюда и нужно "плесать". Скорее Носыревы в Сибирь пришли с Поморья \ Пермского края, есть такая версия - старожилы высказывались - и были крестьянами. Когда царизм стал осваивать С-В Руси (захватывать/ заваёвывать ещё новгородцами), то староверы двинулись от "московской лихости", по Карамзину, в Сибирь. Но в Сибири челдоны были ещё и до Ермака 1582 г. Летописей, естестенно, не писали и царям под длань (князьям, боярам в ходопы) не стремились. В.И.

  5. Александр Носырев

    Уважаемый Валентин Иосифович, Ермак тоже в Сибирь в 1581 году пришел из Пермского края (Орел-городок на Каме, вотчина Строгановых). Ермак в Пермском крае пришел от какой-то лихости. Может они вместе с Ермаком и пришли, и в 1586 году основали Тюмень и стали жителями деревни Тюмень, а потом уже и перебрались в деревню Кулаково. В то время, наверное, Тюмень и Кулаково не очень-то сильно различались по своей величине. А откуда взялись позднее казаки Носыревы в Забайкальском крае?

    Согласитесь, прежде, чем оказаться в Забайкальском крае, Носыревы должны были добраться до Тюмени.

    А как Носыревы оказались в Пермском крае? Когда в 1582 году Иван Кольцо доложил Ивану Грозному о присоединении Ермаком Сибири, то царь дал указание боярам способствовать заселению Сибири и не препятствовать крестьянам перемещаться туда. Позже такие же указания давал его сын царь Фёдор Иванович, а затем и царь Борис Годунов. Единственный и проторенный путь в Сибирь лежал через Пермский край. Конечно, не от хорошей же жизни начали перемещаться люди туда, скорее всего, от "московской лихости".

    И скорее всего это были люди отчаянные, потому что даже ещё в 19-ом веке людей пугали ссылкой в Сибирь. А наиболе отчаянными и были в то время казаки.

  6. по Ермаку:К концу царствования Ивана Грозного возник Ермак Тимофеевич (Василий Тимофеевич или Герман Тимофеевич Аленин) – волжский казак, в молодости служивший у Строгановых, потом ушедший на Волгу. До похода в Сибирь и службы у Строгановых на Урале Ермак с ватагою разбойничал в устье Волги – грабил своих и чужих купцов, послов. Но казаки вынуждены были уйти с Каспия и Вол-ги на Яик и в Сибирь под угрозой царских войск и флота – ушло примерно 6-7 тысяч.

    Вариаций  имён и прозвищ Ермака в источниках много: Ермила, Герман, Еремей, артельный котёл, жернов (мельничный), наковальня, токмак – бить, калечить).  Что говорит о могучем телосложении и крутом нраве. По Киприану– Ермак обличьем степняка, по Моисею Исакьевичу Ремезову – картограф, и С. Ремезову: «всякой мудрости доволен, плосколиц, чёрен брадою и власы, при кудряв;  разумен, среднего возраста (роста), и плоск, и плечист», «вельми мужества, разумен, человечен, зрячен».

    «Дед Ермака был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошёл во Владимир, именем его звали Афонасий Григорьев Аленин». Его дети Родион и Тимофей «сошли на реку Чусовую» в вотчину Строгановых, где и «породи» своих сыновей: первый – Дмитрия и Луку, второй – Гаврилу, Фрола и Василия»  как утверждает автор «Сказания Сибирской земли»  XVII в.      «И оной Василей был силён, велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге и от той работы принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошёл от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком».  Рождения он был на рубеже 1530-40 годов из села Борок, что на р. Двина.



    - По строгановской летописи XVII в.: «В лето 7087 (1578 г.)  апреля 6 день слыхашу Семён, Максим и Никита Строгановы от достоверных людей о буйстве и храбрости повольских казаков и атаманов, Ермака Тимофеева со товарищи, како на Волге, на перевозах,  нагайцев и ардабазарцев громят и поби-вают, и зело гораздо на Волге храбруют. Послаша к ним своих людей с писанием и с дары мно-гими и велели их честно и добровольно к себе призывати, дабы шли к ним в Чусовские городки и острожки на помогание им противу неверных супостат. Атаманы же и казаки вельми сему возрадоваша…  Того же году июня в 28 день на память святых чудотворцев Кира и Иоанна приидоша  с Волги атаманы и казаки, и Ермак Повольский со товарищи в Чюсовские городки.  Они же, Семён,  и Максим, и Никита Строгановы, приняша их с честью и с великим радением…». Всего с Волги на Чусовую прибыло с Ермаком около 550 человек. Как не возрадоваться, когда предлагают более спокойную и сытную жизнь в охранниках и с крышей над головой. Когда есть перспектива для более безопасного казацкого промысла по другую сторону Урала.

  7. 1586г. январь – отряд стрельцов  и казаков из 300 человек под руководством воевод Ивана Мясного, Василия Сукина и письменного головы Данилы Чулкова, по указу царя Фёдора Иоанновича, отправились в Сибирь для строительства крепостей.

    -29 июля – отряд  И. Мясного и  В. Сукина заложил деревянную крепость (острог)  Тюмень и цер-ковь Рождества Богородицы на высоком  мысу между речкой Тюменкой и Турой (на месте современ-ного музея и исторической площади). Церковь не сохранилась из-за постоянного подмывания правого берега рекой Турой. Сейчас этот берег укреплён - забетонирован от разрушения.



    Александр Михайдлович, пишу что накропал и знаю:  01 августа 1581г. был бой у устья речки Тюменка ермаковцев с аборигенами (национальность неведома), правителя убили, городок разграбили и, ВИДИМО, сожгли. Тюмень/ Чимги-Тура была столицей Сибири до 1505 -1510 г., когда столицу перенесли в Кашлык/Искер место в 16 вертах от Тобольска. А как столица Тюмень имела тын, ров и крутые обрывы с 3х сторон - т.е была крепостью по тем временам и техн. развитию аборигенов. Тюмень с церковью с 1586г. ни в какое сравнение с д. Тренки Кулакова в два двора на 1623г. не идет. Тренка был служивым человеком, т.е. - ямщиком. Так что Носыревы в постройке Тюмени не учавствовали. Они не были не беломестными, ни служивыми, ни разбойными казаками;  были просто крестьянами и, по сказу Егора Артёмовича в 1745 г., их предки были староверами и жили где-то в скитах. Он сам вместе с сестрой Ириной (старой девой в 56 лет) в новую веру не стремился идти и соглашался платить двойной налог, введённый Петром первым на староверов. 

  8. Иосифович

    По детскому дому в д. Носырева. Он распологался в 2х этажном доме Яркова Егора Михайловича - напротив дома Носырева Петра Васильевича (сейчас на том месте стоит дом Носырева Александра Семёновича 1949 г.р. - из Любаавиных) и рядом с домом предков Александра Семёновича (из Любавиных): Фёдора Семёновича 1872г.р., Семёна Фёдоровичпа 1908 г.р. - Так же раззорёных советами. Яркова Егора раскулачили (был крутой и грабительской власти из пришлых ЛЮМПЕНОВ не подигривал) и 31 марта 1938 г. расстреляли в подвале расстрельного дома НКВД на перекрестке улиц Республика 22 и Семакова 18 (построенного, естествено, не советами) - выпонение повышенных соц. обязательств для НКВД - по стахановски (превышенное против выделенного первоначального лемита в 17 раз)  надо было выполнять.

    Детдомовские и местные детвора, по-моему, в школе не учились вместе. Деревенские часто обижали детдомовских. Как-то Прошка (Прокопий) кого-то из них обижал и воспитательница, лет 18 девица, хотела  надрать ему уши. Но у Прошки был в руках кнут (пас колхозных овец) и он огрел её кнутом по голым ногам. Та с воплем упала на землю.

    Питание в детдоме было скудным (как и у вех в дероевне). Мальчишки, постарше, часто прохо-дили с палками по огородам осенью (после уборки картофеля) и весной (перед посадкой) и выковыривали оставшиеся картофелины.  Вот такое питание.

        Заведующая детсадом как-то пригласила двух фронтовиков, воевавших где-то под Ленин-градом, "на огонёк". Но местные бвбки разве могут допустить, чтобы какие-то чужие бабы (хоть и ленигрдские) совращили наших мужиков!?  Была драчка.  С почтением Иосифович

     

         

  9. Данных на фронтовика Носырева Михаила Ивановича 1921 г.р. у меня нет, как нет этих данных и на листочках (неряшливо пришпиленных в целофановых обёртках кнопочками к забору - мраморного памятника с надлежаще оформленными Ф.И.О., датами рождения - ибо в семьях были не по одному ребёнку одного имени или тёзки с одинаковыми инициалами, но с разными датами рождения - НЕ ВИДЕЛ НА 2021 ГОД - ТАКОВА МЕСТАЯ и ОБЛАСТНАЯ ВЛАСТЬ И ТАКОВА У НЕЁ ПАМЯТь НА ФРОНТОВИКОВ, т.е. - ПОФИГИЗМ!!! У Бабы Евы из трёх сыновей вернулся только ОДИН - ВАСИЛИЙ, двое других - ИСЧЕЗЛИ для ВЛАСТИ из их памяти, исчезли и солдаты, которые из деревни сбежали в 1930 х годах от "СЧАСТЛИВОЙ КОЛХОЗНО - КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ"  Иосифович



    Был полный ответ на запрос моего деда по сыну - Носыреву Георгию (Егору) Петровичу 17/4-1904 г.р.  и даже дополнен сведением о его жене Аршановой /Аржановой Дарье, о которой мы ничего не знали. Ответ получен в 1952 г. - до уничтожения, по приказу Сталина в 1953 г.,  карточек на военослужащих и призывников за период ВОВ. Хотелось бы узнать, чей же всё же сын Михаил Иванович 1921 г.р. из д. Насырева. - По возможности впишите более полные данные - прошу!    Иосифович 

    Имейте в виду: на интересующий нас период в Носырева было два Ивана Леонтьевича (1й ранний не в счёт) и три Ивана Ивановича Носыревых, а семьи были большими и тёсок, с перекликающимися иницалалами, было предостаточно, сбежавших из деревни было тоже достаточно...

    Иосифович



    Александр Михайлович, Носыревах по Тюмени, и не только, было много.  Кроме пришлых были и рекруты из тех, кто уже проживал в Сибири и которых не спрашивали: куда тебя и кем будешь служить? Отправляли - куда надо и кем надо и не только в Забайкалье... Верстали и в казаки, и в стрельцы, и в ...  До Александра второго после 22 летней службы вернулся только ОДИН ЯКОВ ИВАНОВИЧ 1791 г.р., проживший после службы только два года... Вот и прикидывай, где носыревых только не было и нет...  Есть они и во Вдадивостоке, в том числе и на памятнике ВОВ.  Если есть желание покопаться в архиве, вышлю плёнки 20 шт. по Тюмени Сибирского приказа: фонд 214, оп.1, дело 1276 за 1701 год.    Иосифович

  10. Относительно без вести пропавших в 1941-45  годах смотри заметку от АВ:

    (к сожалению заметка не вставляется - жаль, и не знаю как вставить сюда - люди должны знать, что на всех 13 - 13.5 млн солдат, без вести пропавших, в МО есть документы о том, что они не без вести пропали, а погибли! ИМЕННО -ПОГИБЛИ!!! но на них официально приходили иные вести и их семьи зачислялись в изгоев, и их семьи оказавались без помощи и пособий). Вошли ли эти миллионы в официальную цифру - 27 млн???

    Второй момент о солдатах, оказавшихся в плену и которых Сталин называл ПРЕДАТЕЛЯМИ. Только за первый год войны таковых оказалось шесть млн. Их статистика куда зачислила и как учитывает, и вошли ли они в официальные 27 млн., трижды уточняемые за послевоенное время???  И солдат ли это вина, что они без оружия и патронов оказались в плену в 1й лихой год???

  11. Александр Носырев

    Уважаемый Валентин Иосифович! Я считаю, что этот сайт, на котором мы даём свои комментарии, по своему названию верен. И вот почему. Слово 'казак" с древнеиранских языков переводится как 'вольный человек". Определяющим признаком, по которому в те времена людей называли казаками, был именно этот признак. Поэтому, тех людей, которые в своем стремлении сохранить свою внутреннюю свободу, а также свободу экономическую, убегали на окраины Российского государства, называли казакам, к которым относили и беглых старообрядцев и беглых крепостных крестьян. Существовал в то время такой термин, как уйти в "казаки". И объем понятия" казаки" в то время был гораздо шире, чем сейчас. Поэтому автор этого сайта, назвав его именно так, прав, потому что он основывался не на классификации людей государственными чиновниками по их роду деятельности, а на народной характеристике таких людей, которых он (народ) по вышеуказанному признаку относил к казакам.

    "Московские лихости", безусловно, способствовали бегству людей в Сибирь. Ядро этой "лихости", как известно, составляли Никоновские реформы обрядовой жизни русской православной церкви (молиться не двумя перстами, тремя, делать не земные поклоны, а поясные и др.). Сами по себе эти реформы, может быть, были бы не такими трагическими. Но вся беда в том, что их поддержала светская власть во главе с царем. А это уже автоматически делало непринявших эти реформы государственными преступниками. Начались гонения на них (не принявших реформы стали называть старообрядцами) вплоть до физического уничтожения. Идейный лидер старообрядцев протопоп Аввакум был сослан в на Печеру в Пустозерский монастырь, где в 1682 году был заживо сожжён в деревянном срубе вместе со своим ближайшими соратниками. А боярыня Морозова, не принявшая реформы, была в1675 году умервщлена голодом в Пафнутьевом монастыре. И это люди близко приближенные к царю! А что говорить о простом народе! Их могли убить чем угодно и как угодно. Конечно, от такой" лихости" побежишь. И бежали в Сибирь люди разных сословий.

    И вы, Валентин Иосифович, также правы в своих утверждениях, основанных на данных приправочных книг, составленных государственными чиновниками, которые относили того или иного человека не потому, как их характеризовал народ, а по их образу жизни: если ты ремесленник в городе, то ты - посадский человек, если ты землепашец в станице, то казак, если ты землепашец в деревне, то ты - крестьянин, если служивый человек, то - стрелец и т.д. То есть вы основываете свои утверждения на совсем другом отношении. Для наглядности это можно проиллюстрировать так: например, один характеризует стол как деревянный предмет, а другой как предмет с четырьмя ножками. И они оба правы, потому что характеризуют предмет по разным его качествам, по разным отношениям. Наука философия квалифицирует такие споры, как споры основанные на подмене отношений. И они являются безплодными.

  12. Александр Носырев

    Что касается моего предложения о том, что Носыревы могли быть выходцами с Дона, то оно основывается вот на чем. Во-первых, а настоящее время до сих пор ещё Дону проживают Носыревы. Например, в Воронежской области, по территории которой протекает река Дон. Во-вторых, в те времена (начало 16-го внка) население этих мест, в основном, составляли казаки. Возможно, кто-то из них (наш предок) не принял Никоновские реформы и, боясь расправы, бежал сначала в Пермский край, а затем и дальше в Сибирь. И, в-третьих, как-то или по радио или по телевизору (точно не помню) выступал какой-то ансамбль с тех мест и исполнял старинную песню, слова и мотив которой я уже слышал от моего ныне покойного дяди Носырева Семёна Петровича (1908 - 1996 годы) "на крыше воробеко". А фольклор, говор довольно точно характеризует ту местность, где проживал или проживает человек. Но это лишь мои предположения, а не утверждения.

    Цитата: Александр Носырев
    Что касается моего предложения о том, что Носыревы могли быть выходцами с Дона, то оно основывается вот на чем. Во-первых, в настоящее время до сих пор ещё на Дону проживают Носыревы. Например, в Воронежской области, по территории которой протекает река Дон. Во-вторых, в те времена (начало 16-го внка) население этих мест, в основном, составляли казаки. Возможно, кто-то из них (наш предок) не принял Никоновские реформы и, боясь расправы, бежал сначала в Пермский край, а затем и дальше в Сибирь. И, в-третьих, как-то или по радио или по телевизору (точно не помню) выступал какой-то ансамбль с тех мест и исполнял старинную песню, слова и мотив которой я уже слышал от моего ныне покойного дяди Носырева Семёна Петровича (1908 - 1996 годы) "на крыше воробеко". А фольклор, говор довольно точно характеризует ту местность, где проживал или проживает человек. Но это лишь мои предположения, а не утверждения.

  13. По фронтовику Михаилу Ивановичу 1921г.р. (верен ли год рождения- слишком обильны неточности по фронтовикам). У меня есть скромные сведения по Михаилу Ив., но 21/04-1918г.р., жена Пелагея. Это сын  Носырева Ивана Леонтьевича 04/01-1875г.р. и Агафьи Васильевны (Калининой)1976г.р. - 11 ре- бёнок в семье.  Семья в 30х была раскулачена и куда-то сослана, Ивана Леонтьевича 31/3-1938 г. расстреляли в подвале НКВД г. Тюмени. Кроме Ивана Ивановича 24\5-1908г.р. ни о ком из этой сосланной  семьи у меня сведений нет. Желательно бы получить подробнее отклик Pompolitа о родственнике(ах) и о себе (из чьих бедет)/ =  Иосифович

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2024 (5)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (35)
Январь 2024 (37)
Календарь
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.