"Кромвель" из дивизии "Пустынных крыс"
«Кромвель» — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Назван в честь Оливера Кромвеля. Был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год.
Всего было выпущено 1070 «Кромвелей». В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 1950-х годов.
Кромвель имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из пяти человек — механика-водителя и пулеметчика (он же — помощник механика-водителя), располагавшихся в отделении управления; и заряжающего-радиста, наводчика и командира, которые находились в трехместной башне.
Броневой корпус «Кромвеля» — на каркасе, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали с помощью заклепок и болтов, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Каркас собирался из стальных планок толщиной 13 мм. Далее к планкам крепились на болтах детали. Лишь лобовые и кормовые детали корпуса соединялись между собой при помощи сварки. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная без рациональных углов наклона. Лобовая часть состояла из трех плит: верхней толщиной 64 мм, расположенной под углом в 0° к вертикали, средней толщиной 25 мм, расположенной под углом в 68° к вертикали и нижней, толщиной 57 мм, расположенной под углом в 27°. Борта корпуса располагались вертикально и имели толщину в 32 мм. Кормовая часть собиралась из двух броневых плит: верхней, толщиной 25 мм расположенной вертикально и нижней, толщиной 32 мм, расположенной под углом в 10°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 14-мм броневых листов, в районе отделения управления из 19 мм листов. Днище танка имело толщину 6,5 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 8 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 32-мм бронеплиты под углом 45°. Диаметр башенного погона «Кромвеля» составлял 1524 мм.
Башня — имела смешанную конструкцию, она состояла из внутренней сварной коробки и брони, крепившейся с помощью болтов. У модификаций VII и VIII броня приваривалась. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. Слева находился радист, справа наводчик, за ним командир. Справа на крыше башни находился люк заряжающего, закрывавшийся двустворчатой крышкой, перед ним — перископы наводчика и заряжающего. Они защищались П-образной пластиной из листовой стали, прикрепленной болтами.
Башня поворачивалась с помощью гидропривода, и поворот башни был возможен только при включенном двигателе. При заглушенном двигателе башня вращалась вручную.
Основным вооружением ранних выпусков являлась 57-мм пушка Мк III. Длина ствола орудия — 43 калибра / 2394 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 808 м/с. Впоследствии она была заменена на Мк V. Длина ствола этого орудия равнялась 50 калибрам / 2850 мм, а начальная скорость бронебойного снаряда — 853 м/с. Эти пушки предназначались для борьбы с танками, и в боекомплекте отсутствовали фугасные, осколочные или шрапнельные снаряды. В боекомплект входили только бронебойные: полные и с уменьшенным зарядом, впоследствии появились подкалиберные.
Уже в середине 1941 года британские военные осознали, что орудие танка не соответствует современным требованиям. Те, кто непосредственно воевал в Африке, считали необходимым оснастить танк 75 мм орудием с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. В декабре 1942 года было решено совместить ствол 75 мм французской пушки с казенником и маской 57 мм пушки, но только в марте 1944 года пушка была пригодна для боевого применения, но к тому времени она уже устарела.
Орудие устанавливалось на цапфах в лобовой части башни, в спаренной с пулеметом установке. Вертикальная наводка, для 75-мм пушки Мк V в пределах ?12,5…+20°, впервые в британском танкостроении осуществлялась при помощи винтового механизма, а не плечевым упором, горизонтальная наводка —поворотом башни.
Затвор клиновой, полуавтоматический. Масса орудия 314 кг. Длина ствола 36,5 калибров. Орудие оснащалось однокамерным дульным тормозом. Начальная скорость бронебойного снаряда 615 м/. Оба орудия могли использовать одинаковый ассортимент боеприпасов: унитарные выстрелы к 75-мм полевой пушке образца 1897 года и американской танковой пушке 75 mm M3 L/37,5. Боекомплект орудия состоял из 64 выстрелов (23 размещались в башне, остальные в корпусе). В боекомплект могли входить выстрелы с калиберными, бронебойными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами.
Орудие уступало по баллистическим характеристикам американским и немецким пушкам аналогичного калибра.
Третьей пушкой, которой вооружались «Кромвели» была 95 мм гаубица. Она представляла собой сопряжение укороченного ствола калибром 95 мм (3,7 дюйма) с казенной частью и замком 87,6 мм (25 фунт) гаубицы-пушки. Гаубица монтировалась в стандартной маске для 57/75 мм пушки, но это ограничило дальнобойность до 2300 метров. После увеличения угла возвышения дальность возросла до 5000 метров. Гаубица была принята на вооружение в феврале 1943 года.
Танк Mk.VIII (А27М) Cromwell оснащался двигателем Rolls-Royce Meteor, являвшийся танковым вариантом авиационного мотора Merlin III. В двигатель, предназначенный для установки на танк, были внесены изменения: заменены насосы: системы охлаждения, топливный и масляный; стала другой нижняя часть двигателя, приспособленная к монтажу на новую подмоторную раму; изменилась система выхлопа.
Двигатель Rolls-Royce Meteor — карбюраторный, четырехтактный, 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения мощностью 560—600 л. с. при 2550 об/мин. Угол развала блоков цилиндров — 60°. Диаметр цилиндра — 137,16 мм, ход поршня — 152,4 мм. Рабочий объём двигателя — около 27 000 см?. Масса сухого двигателя — 610 кг. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 67.
Топливные баки располагались по обеим сторонам от двигателя. Правый бак вмещал 273 л, левый — 255 л. На корме мог устанавливаться дополнительный цилиндрический бак на 27 л. Расход топлива на 100 км пути: при движении по шоссе — 280—420 л, по пересеченной местности — 420—560 л.
Маслобаки располагались— справа на 39 л, слева на 27 л. Расход масла составлял 7 л на 100 км. В башне имелся масляный бачок (около 2,5 л) с маслом типа Wesco для смазки механизмов орудия и пулеметов.
Емкость системы охлаждения — 64 л. Она состояла из двух радиаторов и резервуара с охлаждающей жидкостью. Для охлаждения служили вода или этиленгликоль.
В ходовой части Кромвеля использовалась подвеска Кристи, унаследованная им от серии крейсерских танков «Крусейдер». С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков, ленивца и расположенного сзади ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами.
Гусеницы Кромвеля — стальные, мелкозвечатые, цевочного зацепления. На машинах ранних выпусков гусеница имела ширину в 356 мм и состояла из 125 траков, на машинах более поздних выпусков гусеница имела ширину 394 мм, на последних при длине опорной поверхности 3730 мм, удельное давление на грунт составляло 0,97 кг/см?.
На фото - Cromwell VII, Cromwell моделей III, IV и V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб — 101, борт корпуса — 35, борт башни — 75 мм). Машина изготавливалась в соответствии с прототипом Cromwell Pilot D. Масса этого танка возросла до 29 т. На нем усилили подвеску, ввели сплошные резиновые бандажи опорных катков, увеличили ширину гусеницы до 394 мм. За счет изменения передаточного отношения коробки передач максимальная скорость снизилась до 51 км/ч.
Танк находится в Музее техники Вадима Задорожного, он входил в состав разведывательного полка британской 7-й танковой дивизии, имевшей прозвище «Пустынные крысы».
В январе 2018 года в Музейный комплекс УГМК доставлен средний танк — «Cruiser Mk. VIII Cromwell», который считается лучшим английским танком Второй мировой войны, однако, по оценкам многих историков военной техники, он явно уступал близким по классу танкам союзников - и советской «Тридцатьчетверки», и американскому «Шерману».
В Советский Союз в порядке ознакомления англичане направили 6 «Кромвелей», однако об их применении на фронте ничего не известно.