Топ-100

Средние танк Pz. Kpfw. III - воплощение немецкого «блицкрига»

Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 20:07, Техника и вооружение , 919, 0

Один из основных немецких средних танков периода Второй мировой войны - Panzerkampfwagen III, является конкретным воплощением нацистской военной доктрины «блицкрига». В 1934 году в Третьем Рейхе Управление вооружений сухопутных войск рейхсвера выдало заказ на создание новой боевой машины массой 10 тонн; с 37-мм пушкой во вращающейся башне; максимальной скоростью не менее 40 км/ч и использованием двигателя Maybach HL 100 мощностью 300 л.с.

Во Вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков Pz. Kpfw. I и Pz. Kpfw. II и средние танки Pz. Kpfw. III моделей «А», «В», «С», «D» и «Е».

К моменту вторжения в СССР Pz. Kpfw. III был основным образцом бронетанковой техники танковых частей вермахта. На 22 июня 1941 года в германских танковых дивизиях на Восточном фронте насчитывалось около 1000 машин этого типа, что составляло около 28 % от общего числа танков, воевавших против Советского Союза. В составе танкового батальона Pz. Kpfw. III входили в роту средних танков (три взвода по пять танков плюс два - во взводе управления). Таким образом, в танковой дивизии вермахта летом 1941 года на вооружении состояло от 106 до 159 танков Pz. Kpfw III.

Появление нового варианта Pz. Kpfw III Ausf. L было связано с неудачной установкой на шасси танка Pz. Kpfw III Ausf. J стандартной башни от танка Pz. Kpfw IV Ausf G, что заставило начать производство новой серии модернизированных танков, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60. По сравнению с предыдущими вариантами они имели усиленное бронирование пушечной маски, одновременно служившей и противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни были защищены дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне.

Изменения коснулись и механизма натяжения гусениц. Кроме того, была устранена броневая защита основания башни и смотровые щели по бокам башни. Из заказанных 1000 танков Pz. Kpfw III Ausf. L было изготовлено только 653.

Средний танк Pz.Kpfw. III стал первым по-настоящему боевым танком вермахта и с 1940 до начала 1943 года являлся основным средним танком немецкой армии, который использовался на всех театрах военных действий – от Восточного фронта до африканской пустыни. Танки Pz.Kpfw. III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Friedrich Krupp AG, FAMO, Wegmann, MNH и MIAG. Всего было изготовлено 5865 танков Pz.Kpfw. III двенадцати модификаций. Наряду с линейными танками, было выпущено 5 типов командирских танков общей численностью 435 штук; еще 262 танка Pz. Kpfw. III были переоборудованы в машины управления артиллерийским огнем Pz.Beob.Wg. III (Sd Kfz 143), а 150 танков - переделаны в ремонтно-эвакуационные машины. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на его базе. К марту 1945 года в составе действующей армии насчитывалось 164 танка Pz.Kpfw. III, и еще 328 - в армии резерва.

Компоновка танка Pz. Kpfw. III была традиционной для немцев – с передним расположением трансмиссии (что упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание); отделения управления и боевого отделения - в средней части и моторного отделения в кормовой части. Форма бронекорпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска Pz. Kpfw. III.

Экипаж Pz. Kpfw. III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трехместной башне. Это количество членов экипажа стало стандартным на всех других германских средних и тяжелых танках. Таким образом, уже с середины 1930-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа.

Танк Pz. Kpfw. III состоял из: бронекорпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Корпус и башня были сварены из листов броневой хромо-никелевой стали с поверхностной закалкой. Бронирование корпуса и башни было одинаковым - 30 - 50 мм. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а отдельные части корпуса соединялись заклепками и болтами. Так, подбашенная коробка танка соединялась с корпусом болтовыми соединениями.

Внутри корпус машины делила переборка. Лобовой лист подбашенной коробки имел небольшой наклон и был ослаблен смотровым люком механика-водителя и шаровой установкой курсового пулемета. В передней части крыши бронекорпуса над силовой передачей имелись люки для доступа к ней. Башня сварная. На обоих бортах башни имелись люки для входа и выхода экипажа. Лобовая часть башни была закрыта маской, в которой монтировались - 50-мм танковая пушка KwK 39 L/60, 7,92-мм пулемет MG. 34 и телескопический прицел. На крыше башни установлена не­подвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями, закрытыми стеклами «триплекс». Механизм поворота башни механический двухступенчатый с двойным управлением: от наводчика и от командира машины. Прицелы - телескопический, шарнирный и механический. Все танки Pz. Kpfw. III оснащались радиостанцией FuG. 5, размещенной слева от стрелка-радиста. Дальность действия радиостанции - 6,4 км - в режиме телефона и 9,4 км - в режиме телеграфа. Внутренняя связь между тремя членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ, а с заряжающим - с помощью светосигнального прибора.

В силовом отделении монтировался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Maybach» НL 120 TRМ жидкостного охлаждения, связанный с силовой передачей длинным карданным валом, проходящим через все боевое отделение. На танке установлена механическая 10-скоростная (10 - вперед и 4 - назад) безвальная коробка передач «Maybach-Variorex» SRG 328-145 с синхронизирующим устройством и полуавтоматическим пневмогидравлическим преселекторным управлением; а также двухдисковый главный фрикцион с дисками, работаю­щими в масле.

Механизм поворота планетарный одноступенчатый с колодочными тормозами, остановочные тормоза тоже - колодочные. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах и упругими (резиновыми) упора­ми на всех узлах подвески. Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных и трех поддержи­вающих катков; задних направляющих колес со стальным обо­дом; передних ведущих колес со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатой гусеницы из 93 – 94 одногребневых траков шириной 380 мм с откры­тым шарниром.

Технически Pz. Kpfw. III был современным танком – надежным и легко управляемым. На нем впервые были использованы такие новшества, как сервопривод рычагов управления, планетарный механизм поворота, торсионная подвеска опорных катков, и др. В то же время эта машина имела недостаточную подвижность и низкую проходимость. Модернизации лишь усиливали броню и вооружение, а моторная группа ни разу не совершенствовалась. Поэтому масса танка постоянно увеличивалась, а удельная мощность двигателя, соответственно, снижалась. Из-за отсутствия конструктивных резервов Pz. Kpfw. III, немецким конструкторам так и не удалось уравнять этот танк по боевым качествам с Т-34.

В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируются два средних танка Pz.Kpfw. III. Один из них Pz. Kpfw III Ausf. L, из состава армейской группы генерала Гота (4-я танковая армия вермахта), обнаружен на местах боев 1942 - 1943 годов в районе хутора Гуреев (пойма р. Сал) Дубовского района Ростовской области военно-патриотической организацией «Наследие», под руководством Максимова А.Н. и передан в дар музею в 2002 году администрацией Дубовского района Ростовской области.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (33)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.